Автор «Поколения Х» озадачил посетителей «Манежа»
Проект известного канадского футуриста, писателя и художника, автора культовой книги «Поколение Х» Дугласа Коупленда вызвал недоумение у гостей вернисажа. Выставка «Предвосхищение. Конструктор будущего» была создана им специально для фестиваля Lexus Hybrid Art, который в этом году впервые за шесть лет своего существования проводится не в Москве, а в Петербурге. Однако форма художественного высказывания не нашла понимания.
Посетитель попадает в центральный зал первого этажа, гуляя по которому он может смотреть театральные мини-представления, разворачивающиеся на шести сценах, расположенных в боковых галереях и обращенных к центру зала. Каждая из площадок что-то символизирует и кем-то обитаема: на желтой сцене в окружении летающих колб и холодильника «живут» ученые, на красной – рабочие в касках, на синей – хрестоматийные ковбои на фоне цветочков, на зеленой – космонавты, на сиреневой – танцующие под диско-шарами влюбленные, а на голубой – спортсмены среди своих снарядов.
Всех этих людей в режиме реального времени играют актеры, на каждой из сцен их по двое – это артисты петербургских театров и студенты. Они пританцовывают под музыку и всякими другими способами оживляют интерьер, а попутно выдают зрителям кубики из цветного картона (соответствующего своей сцене цвета). Подразумевается, что вдохновленные посетители берут кубики у артистов и идут в центр зала клеить их в произвольные места уже имеющейся конструкции. Напомним, цвет кубика обозначает какую-то сферу человеческой деятельности (науку, спорт, физический труд) – а потому, дополняя инсталляцию своим кубиком (или кубиками), посетитель как бы «голосует» за развитие соответствующей области в нашем общем будущем.
Впрочем, если с идеей все более-менее понятно, то форма, в которой она подана, кажется незавершенной. Представления на сценах (к слову, они будут идти постоянно все время работы выставки – то есть до 25 октября) являются не полноценными художественными высказываниями, а лишь зарисовками, символами. В них нет развития, нет историй – есть только яркие анимированные картинки на задниках и телеэкранах. Хореография примитивна. В итоге у зрителя остается двойственное ощущение: либо все настолько просто, что становится скучно, либо настолько сложно, что не понять, в каком направлении развивать фантазию.
Посредине зала, рядом с автомобилем марки-спонсора проекта, стоит нечто вроде космического вездехода, композиционно ни с чем не связанного – по крайней мере, пока: возможно, по мере прихода в «Манеж» посетителей, конструкция из складываемых ими кубиков «доберется» и до него.
«Культура не приходит из ниоткуда, из невесомости – культура приходит из совместного усилия людей, – пытался объяснить идею своего глобального конструктора Дуглас Коупленд во время открытия выставки. – Культуру нельзя купить, она зависит от экологии места, от гармонии нашего сосуществования».
Это афористичное высказывание стало единственным признаком присутствия на выставке Дугласа Коупленда-философа, чьи остроумные цитаты заставляли задумываться и улыбаться жителей десятков стран. Как художник он в данном случае не сумел создать образа того самого привлекательного будущего, о котором рассказывал в буклете. (Возможно, запись разговора Коупленда с нашими коллегами прольет свет на суть проекта)
Гораздо лучше с этой задачей справились организаторы конкурса дизайна, презентация которого развернулась на втором этаже «Манежа». Читая об их идеях, думать о будущем действительно хочется. Кто-то придумал «умный» светильник, реагирующий на погоду и меняющий цветовой тон, если нужно компенсировать людям нехватку солнца. Другой предложил подвижную световую скульптуру птицы, которая машет крыльями и вырабатывает электроэнергию, которая питает светодиоды. Третий придумал маски животных со встроенными в них очками, позволяющими видеть мир глазами этих существ – с учетом их физиологических особенностей и спектра зрения. Четвертый – одежду-трансформер из ткани, способной принимать любую форму. Пятый – заменяющую пластик экологически чистую упаковку из агара – желатина, получаемого из морских водорослей.
Вот только плохо, что ради этих сведений посетителям придется отдавать 350 рублей за вход в «Манеж»: при том количестве рекламы, которой сопровождается экспозиция, она могла бы быть и бесплатной для горожан.
Алина Циопа, "Фонтанка.ру"
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления