Хранитель времени: памяти Анджея Вайды

10 октября 2016, 13:46
Версия для печати Версия для печати

Смерть Вайды для Польши — национальная трагедия. Оценить эту потерю невозможно: это все равно, как если бы, например, у нас в одночасье исчез Эрмитаж. Для поляков Вайда — то же, что Моцарт для Австрии, Гете для Германии или Шекспир для Британии. Национальный гений. Им повезло: в отличие от прочих наций, они застали его живым. Для остального мира уход Вайды – завершение двадцатого века. Теперь точно он закончился. Так же, как девятнадцатый прекратился со смертью Толстого.

Обычно смерть патриархов встречают с удивлением: как, он еще жив? Антониони, Бергман, Сэлинджер, Харпер Ли, Бальтюс — ровесники Вайды и фигуры его весовой категории уходили на покой куда раньше, чем прекращали земное существование. Их жизненные силы превосходили творческие. Парадокс Вайды — в том, что девяностолетний режиссер ушел из жизни, может, не на пике формы, но полным творческих сил.

Ушедших больших художников принято определять каким-нибудь внятным эпитетом. Герман — правда 24 кадра в секунду. Феллини — кино, живое, как жизнь. Тарковский — очевидец незримого. Тому, кто возьмется искать такой эпитет для Анджея Вайды, придется туго.

Вайда всегда был неуловим. В пятидесятые — неореалист, способный подавать любой материал почти документально. Его первая большая лента «Канал» открывается закадровым текстом: «Всмотритесь в эти лица. Это последние часы их жизни». В шестидесятые — икона стиля; первооткрыватель суперзвезд: Збигнева Цыбульского и Даниэля Ольбрыхского, автор лучшего на земле нуара «Пепел и алмаз». В семидесятые — радикальный экспериментатор, не жалеющий красок и экспрессивных приемов. «Земля обетованная» – эталон выразительности на экране, энциклопедия неожиданных ракурсов и феноменально изобретательных трюков. В восьмидесятые — диссидент, показавший миру бунтующую Польшу в «Человеке из железа».

Он менялся, даже когда был классиком и мастером. Когда завоевал полное право почивать на лаврах и перерезать ленточки. В уже свободной от коммунизма Польше снял «Девочку Никто» – самый жестокий фильм про то, как трудно жить после борьбы за самостоятельность. Как тяжело привыкать к мирной, свободной жизни.

Его последние ленты – «Приговор Франтишеку Клоосу», «Катынь» и особенно «Валенса. Человек надежды» – не были фильмами патриарха или национального гения. Он продолжал экспериментировать всегда. С новыми технологиями съемки — документальными, легкими, достоверными. С цифрой. С маленькими камерами. Он снимал про самое главное — и «Катынь» ценна именно тем, что здесь национальная трагедия проговорена вслух. По живости ума он сравним разве что с Муратовой — какой еще автор может настолько тонко иронизировать над самим собой! В «Валенсу» он заботливо вклеивает эпизоды «Человека из железа», передает привет самому себе двадцатилетней давности.

Неуловимость Вайды, его гибкость и многообразие — вовсе не отсутствие «своего почерка». Он всегда искал язык для своего времени и был очень чуток ко всем переменам вокруг. Именно поэтому его фильмы — наиболее точная хроника последних шестидесяти лет истории человечества. Энциклопедия событий и стилей, страхов и мод. По ним видно, к чему человечество (а не только Польша) стремилось, чего боялось, каким хотело быть. Как мы верили в человеческое тепло и его всепобеждающую силу. Как мы отчаивались и летели в тар-тарары. Как боролись за свободу. Как не знали, что с ней делать. Как обрели себя в осознании собственного прошлого. Этот мир зафиксирован, описан, сохранен Вайдой. И теперь, вместе с великим автором, уходит в прошлое. Остается только кадрами из его фильмов. По ним, а не по учебникам, будут изучать двадцатый век.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Микки 17»: клоны, корпорация и ледяная планета — как режиссер «Паразитов» попал в ловушку бесконечного перерождения

16 марта стало известно: фантастическую комедию «Микки 17» решено выпустить в цифре 25 марта — меньше чем через три недели после мировой премьеры. Конечно, причиной тому, скорее всего, неудовлетворительные цифры сборов. Фильм, стоивший 118 миллионов долларов, за пару выходных собрал лишь 58 миллионов. Обозреватель «Фонтанки» посмотрел кино и разобрался: это непонятый зрителями шедевр от режиссера, снявшего «Паразитов» и «Сквозь снег», — или действительно неудача?

Статьи

>