
Хранитель времени: памяти Анджея Вайды

Смерть Вайды для Польши — национальная трагедия. Оценить эту потерю невозможно: это все равно, как если бы, например, у нас в одночасье исчез Эрмитаж. Для поляков Вайда — то же, что Моцарт для Австрии, Гете для Германии или Шекспир для Британии. Национальный гений. Им повезло: в отличие от прочих наций, они застали его живым. Для остального мира уход Вайды – завершение двадцатого века. Теперь точно он закончился. Так же, как девятнадцатый прекратился со смертью Толстого.
Обычно смерть патриархов встречают с удивлением: как, он еще жив? Антониони, Бергман, Сэлинджер, Харпер Ли, Бальтюс — ровесники Вайды и фигуры его весовой категории уходили на покой куда раньше, чем прекращали земное существование. Их жизненные силы превосходили творческие. Парадокс Вайды — в том, что девяностолетний режиссер ушел из жизни, может, не на пике формы, но полным творческих сил.
Ушедших больших художников принято определять каким-нибудь внятным эпитетом. Герман — правда 24 кадра в секунду. Феллини — кино, живое, как жизнь. Тарковский — очевидец незримого. Тому, кто возьмется искать такой эпитет для Анджея Вайды, придется туго.
Вайда всегда был неуловим. В пятидесятые — неореалист, способный подавать любой материал почти документально. Его первая большая лента «Канал» открывается закадровым текстом: «Всмотритесь в эти лица. Это последние часы их жизни». В шестидесятые — икона стиля; первооткрыватель суперзвезд: Збигнева Цыбульского и Даниэля Ольбрыхского, автор лучшего на земле нуара «Пепел и алмаз». В семидесятые — радикальный экспериментатор, не жалеющий красок и экспрессивных приемов. «Земля обетованная» – эталон выразительности на экране, энциклопедия неожиданных ракурсов и феноменально изобретательных трюков. В восьмидесятые — диссидент, показавший миру бунтующую Польшу в «Человеке из железа».
Он менялся, даже когда был классиком и мастером. Когда завоевал полное право почивать на лаврах и перерезать ленточки. В уже свободной от коммунизма Польше снял «Девочку Никто» – самый жестокий фильм про то, как трудно жить после борьбы за самостоятельность. Как тяжело привыкать к мирной, свободной жизни.
Его последние ленты – «Приговор Франтишеку Клоосу», «Катынь» и особенно «Валенса. Человек надежды» – не были фильмами патриарха или национального гения. Он продолжал экспериментировать всегда. С новыми технологиями съемки — документальными, легкими, достоверными. С цифрой. С маленькими камерами. Он снимал про самое главное — и «Катынь» ценна именно тем, что здесь национальная трагедия проговорена вслух. По живости ума он сравним разве что с Муратовой — какой еще автор может настолько тонко иронизировать над самим собой! В «Валенсу» он заботливо вклеивает эпизоды «Человека из железа», передает привет самому себе двадцатилетней давности.
Неуловимость Вайды, его гибкость и многообразие — вовсе не отсутствие «своего почерка». Он всегда искал язык для своего времени и был очень чуток ко всем переменам вокруг. Именно поэтому его фильмы — наиболее точная хроника последних шестидесяти лет истории человечества. Энциклопедия событий и стилей, страхов и мод. По ним видно, к чему человечество (а не только Польша) стремилось, чего боялось, каким хотело быть. Как мы верили в человеческое тепло и его всепобеждающую силу. Как мы отчаивались и летели в тар-тарары. Как боролись за свободу. Как не знали, что с ней делать. Как обрели себя в осознании собственного прошлого. Этот мир зафиксирован, описан, сохранен Вайдой. И теперь, вместе с великим автором, уходит в прошлое. Остается только кадрами из его фильмов. По ним, а не по учебникам, будут изучать двадцатый век.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
- 26 июня 2025 - Эрмитаж, Летний сад, Зоопарк и другие меняют часы работы из-за «Алых парусов»
- 26 июня 2025 - Русский музей рассказал, сколько посетителей посмотрели выставку Васнецова — это вековой рекорд Корпуса Бенуа
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.