‘ото: ѕредоставлено издательством ј—“

»деальное убийство, безупречное мошенничество: Ђ‘онтанкаї о новых сборниках винтажных детективов

05 окт€бр€ 2016, 13:03
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

—разу два издательства в 2016 году запустили новые серии английских детективов «золотого века». ѕопул€рное ј—“ публикует новеллы современников јгаты  ристи под брендом «„ай, кофе и убийства». »нтеллектуальный Corpus извлекает из небыти€ конкурентов јртура  онан ƒойл€ в серии «¬интажный детектив».

¬ обоих случа€х авторы и герои новелл – почти неизвестны в –оссии. Ќо, если вы когда-нибудь зачитывались приключени€ми Ўерлока ’олмса, Ёркюл€ ѕуаро или ћисс ћарпл и считаете себ€ поклонниками детективного жанра, познакомитьс€ с новинками нужно об€зательно. ќни раскрывают контекст, в котором сочин€лись самые изысканные преступлени€ конца XIX – начала XX века, позвол€ют узнать немало занимательных деталей о жизни викторианского общества, а возможно – и перевернуть собственное представление о детективном жанре. «‘онтанка» представл€ет обзор новинок и анонсирует книги, которых стоит ждать в 2016 и 2017 году.

ƒетектив наоборот: «ƒжентльмены-мошенники» в серии «¬интажный детектив»
ћ.: Corpus, 2016. 768 страниц



‘ото: предоставлено издательством Corpus

«аконы детективного жанра предполагают, что преступление, совершенное в начале книги, будет раскрыто в финале. ¬прочем, писатели – люди творческие, и далеко не всегда следуют канонам. ¬ конце XIX – начале XX века в ¬еликобритании и —Ўј по€вилось достаточно плутовских детективов, где повествование шло от лица талантливого преступника, так и оставшегос€ непойманным.

—обрать лучшие из таких произведений решили преподаватели филологического факультета ћ√”, переводчики јлександра Ѕорисенко и ¬иктор —онькин. √ерои новой книжки, вышедшей под их редакцией, – очаровательные светские плуты, неуловимые мошенники – вращаютс€ в высшем свете, не забыва€ при случае очистить от драгоценностей и бриллиантов сейфы своих знакомых. ƒруг индийского вице-корол€, интеллигентный горбун —аймон  арн обладает магнетическим вли€нием на светским дам, что позвол€ет ему умыкнуть знаменитое ожерелье герцогини ”илтширской.  артЄжник –аффлс со своим школьным товарищем сошли бы за типичных лондонских холост€ков, если бы по ночам не вскрывали банковские €чейки. јмериканский вор √одаль совершает преступлени€, руководству€сь исключительно научными методами – так, что легко обводит вокруг пальца даже самых маститых детективов.

Ћюбопытнее, чем истори€ героев – только истори€ их создателей. јвтора рассказов о —аймоне  арне √а€ Ѕутби можно назвать британской «ƒарьей ƒонцовой»: в 1890-е годы романист иногда печатал по шесть книжек в год. –аффлса выдумал сво€к  онан ƒойл€ Ёрнест ’орнунг – поэтому его персонажи так похожи на доктора ¬атсона и Ўерлока ’олмса. ’орнунг даже попросил у главного мастера викторианского детектива личное разрешение на публикацию своих новелл. » ƒойль его дал, хот€ и не был большим сторонником проекта: нехорошо «во главе» произведени€ ставить мошенников, считал он.

„тобы вы€снить всЄ это, составители «ƒжентльменов-мошенников» сами провели маленькие исторические расследовани€ – сидели в библиотеках с подшивками старых журналов, читали справочники и библиографические указатели.

– —ейчас в јмерике и јнглии пишут довольно много книг, стилизованных под викторианство, делают экранизации викторианских романов, – отвечает јлександра Ѕорисенко на вопрос «‘онтанки»: «„то так прит€гивает в викторианских детективах?». – — этой эпохой св€зана велика€ литература – „арльз ƒиккенс, ”иль€м “еккерей, сЄстры Ѕронте, менее известный у нас, но очень любимый мной Ёнтони “роллоп, многие другие. — этой эпохой св€зан образ уюта и упор€доченности, медленного, неторопливого времени с долгими прогулками и разговорами у камина.  эбы, загородные особн€ки с безупречным дворецким, дамы в кринолинах. Ёто очень привлекательна€ эпоха – врем€ веры в разум, здравый смысл, прогресс.

 нижка «ƒжентельмены-мошенники», впрочем, – не только исторический документ. ќна отвечает на вопросы вневременные – какова психологи€ преступника, и не совершает ли сам детективщик злоде€ние, описыва€ чужие грешки. «—ам того не замеча€, € пошел на это низкое дело с невольным азартом. ќпасность– да и дерзость! – нашего предпри€ти€ держали мен€ крепче оков. ћоральные принципы и страх возмезди€ были благополучно забыты. я держал в руке пузырек, светил фонарем – и переживал такой восторг, какого прежде не вызывало во мне никакое честное дело», – пишет, например, Ёрнест ’орнунг о переживани€х своего геро€. ј создатель √одал€, американский писатель ‘редерик јндерсон, резонно отмечает, что «в злоде€нии виноват разум, породивший преступный замысел и направивший преступную руку».



‘ото: предоставлено издательством Corpus

„то ещЄ вышло в серии —борник «—ыщики от Ѕога», где преступлени€, опира€сь на догматы своей веры, распутывают суровый протестант, католическа€ монахин€ и «молодой неуступчивый раввин».

„то готовитс€ к печати —борник «—тарые девы идут по следу».  ак можно догадатьс€ по заголовку, речь пойдЄт о коллегах ћисс ћарпл.

 онтекст –аньше под редакцией јлександры Ѕорисенко и ¬иктора —онькина уже вышли несколько антологий британского детектива, самую известную из которых – «Ќе только ’олмс…» – профессиональное сообщество в 2009 году признало « нигой года». ¬прочем, если прошлые сборники – более фундаментального и академического свойства, то «ƒжентльменах-мошенниках» и других «винтажных» книгах не так много примечаний и иллюстраций.

»деальное убийство: «Ўестеро против —котленд-ярда» в серии «„ай, кофе и убийства»
ћ.: ј—“, 2016. 352 страницы

Ўесть мастеров детективного жанра собираютс€ вместе, чтобы описать идеальные убийства. ѕосле этого тексты показывают отставному инспектору —коленд-ярда, который скрупулЄзно ищет в них слабые места.   проекту имеют косвенное отношение легендарные јгата  ристи и √илберт „естертон.

»стори€ кажетс€ слишком экзотичной, чтобы быть правдой? ќднако она произошла – в јнглии 1930-х годов. √де действовал созданный при участии  ристи и „естертона «ƒетективный клуб». ≈го члены раз в несколько мес€цев собирались за чашечкой кофе, чтобы обсуждать новинки, вырабатывать законы детективного жанра, а порой и писать в соавторстве.

ƒе€тельность объединени€ была окутана тайной – так, что даже в современной ¬еликобритании о нЄм известно немного. “ем не менее в 2010-е попытку переиздать классику «ƒетективного клуба» предприн€ло издательство Harper Collins. ¬ –оссии публикацией избранных романов и сборников тайного ордена детективистов зан€лось издательство ј—“ в лице редакции Neoclassic.



‘ото: предоставлено издательством ј—“

¬ сборнике «Ўестеро против —котленд-ярда», как и в случае с «ƒжентльменами-мошенниками», читател€м предлагаетс€ неклассический, «перевЄрнутый» детектив – убийства, чаще всего изложенные от лица злодеев, так и остаютс€ нераскрытыми. Ќо этим эксперименты с детективной формой не ограничиваютс€. Ёнтони Ѕеркли стилизует свои писани€ под американскую хулиганскую прозу, а –ональд Ќокс создаЄт детективную антиутопию, где можно увидеть параллели с жизнью —оветского —оюза: «Ћюбой из власть имущих в ћагнолии, когда бы ни оказывалс€ перед микрофоном, упоминал о том, как скверно управл€лась страна до ќсвобождени€, какими миром и процветанием наслаждалась она после революции и сколь полного недовери€ заслуживали тенденциозные репортажи из —ан-“аддео корреспондентов иностранных изданий, причЄм здесь особо выдел€лась газета «ƒейли Ўаут»».

 нижка ј—“а – не такой тщательной выделки, как Corpus’овска€, то есть предполагает скорее увлекательное чтение, чем познавательное. «десь мы не найдЄм внушительного предислови€ об авторах, а жаль. »м€ того же –ональда Ќокса среди российских поклонников детективов на слуху благодар€ тому, что он сформулировал «ƒес€ть заповедей детективного романа» – свод правил, по которым должно создаватьс€ детективное произведение («исключено действие сверхъестественных сил», «неразличимые брать€-близнецы или вс€кого рода двойники не должны по€вл€тьс€ в романе»). Ќо о ‘римане  рофтсе, –асселе “орндайке или ћарджери јллингем мы знаем относительно немного. ј ведь наверн€ка в их биографи€х кроетс€ немало удивительных и курьЄзных деталей – чего ещЄ ждать от чудаковатых жителей “уманного јльбиона, к тому же вз€вшихс€ за детективы?

јгата  ристи и √илберт „естертон в сборнике «Ўестеро против —котленд-ярда» не участвовали. ¬прочем, к нему приложена газетна€ стать€  ристи о «трагедии семьи из  ройдона»: в 1929 году некто отравил трЄх членов одной семьи мышь€ком. ƒело до сих пор осталось не раскрытым, то есть представл€ет собой успешную и реальную, к сожалению, вариацию на тему «идеального убийства».

„то ещЄ вышло в серии –оман «ѕоследнее плавание адмирала» – книга, которую вместе, по главе каждый, писали все члены детективного клуба; стилизованный под начало 1930-х годов роман современной американской писательницы Ёшли ”ивер «”бийство в Ѕрайтуэлле».

„то готовитс€ к печати ƒо конца 2016 года в серии «„ай, кофе и убийства» выйдет ещЄ одна книга Ёшли ”ивер – «—мерть надевает маску» и роман нашей современницы, англичанки ‘рэнсис Ѕроуди «”бить до заката». ¬ серию войдут и другие стилизации «под классику» от современных авторов. ¬ дальнейшем издатели планируют печатать по книге в три недели.

 онтекст ¬ редакции Neoclassic уже есть сери€ ««олотой век английского детектива». ¬ ней выход€т «исключительно классические» авторы: Ќайо ћарш, ѕатрици€ ¬ентворт, Ёнтони Ѕеркли, —ирил ’ейр и другие. «»нтерес к подобным книгам стабилен и не ослабевает, что и послужило причиной создани€ новой серии «„ай, кофе и убийства»», – объ€сн€ют в ј—“.

≈лена  узнецова, «‘онтанка.ру»

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

„ем зан€тьс€ 3-5 июл€: ѕетроджаз, ƒень ƒостоевского, Ѕольшой фестиваль мультфильмов, ƒиана ¬ишнева

¬се любимые городские проекты уход€т в онлайн Ч ну, вы же понимаете, лето не лето без ƒн€ ƒостоевского, без ѕетроджаза и новой музыки. ѕридетс€ смотреть из дома, чтобы не нарушать традиции и дл€ создани€ настроени€. ј если усидеть у экрана никак не получаетс€ Ч садитесь в машину или на корабль.

—татьи

>