В Президентской библиотеке расскажут о происхождении Штирлица

8 октября знаменитому писателю, драматургу и журналисту Юлиану Семенову исполнилось бы 85 лет. К этой дате приурочено открытие выставки «Кинороман с историей: Россия XX века глазами Юлиана Семенова», которое пройдет накануне 7 сентября в Президентской библиотеке.
Задача экспозиции, подготовленной в сотрудничестве с Культурным фондом Юлиана Семенова, российскими киностудиями и архивами, музеями и силовыми структурами — рассказать о свойственной этому писателю тщательности в проработке деталей и о широте его интересов.
С помощью мультимедийного контента посетители смогут узнать о прототипах известных персонажей (в том числе о том, как родился образ Макса Отто фон Штирлица – Максима Исаева) и изучить историческую основу его произведений. В частности, по словам куратора выставки Ольги Головиной, будут представлены копии документов из архивов Третьего рейха, которые Юлиан Семенов изучал в процессе работы над романами, копии документов из российских архивов, связанных с историей органов политического сыска, а также схемы взаимосвязей между персонажами в романе «Семнадцать мгновений весны».

Юлиан Семенов и Вячеслав Тихонов
Фото: Предоставлено организаторами выставки
Выставка расскажет и о других жизненных интересах писателя. Например, перед глазами интересующихся предстанет карта поисков Янтарной комнаты, которые его увлекали в 1970-е-1980-е. Затем петербуржцы узнают, как Юлиан Семенов вместе с бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном основал международный «Комитет за честное отношение к русскому искусству за рубежом», занимавшийся возвращением в Россию вывезенных из страны культурных ценностей. Отдельная часть экспозиции будет посвящена его общению с деятелями культуры, среди которых известный писатель Жорж Сименон, чье восторженное письмо о романе «Петровка, 38» также можно будет увидеть. Кроме того, создатели выставки напомнят, как Юлиан Семенов в 1989 году учредил издание «Совершенно секретно» и стал одним из пионеров жанра «журналистского расследования» в советской публицистике.
Желающие увидят личные вещи писателя — его кожаную сумку, флягу и кобуру, чашку-колбу для чая мате и кастаньеты, курительные трубки и фотографии со знаменитыми современниками — министром иностранных дел СССР Андреем Громыко, разведчиком Шандором Радо... И даже фрагмент обшивки американского самолета, который был сбит вьетнамскими зенитчиками (Юлиан Семенов работал во Вьетнаме корреспондентом).
Экспозиция будет открыта в Президентской библиотеке до 5 декабря, с 11.00 до 17.00. Посетить ее можно по предварительной записи.
Фонтанка.ру

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47