Ёвелина Ѕарсег€н: "√лавное в кино - рассказать историю"

04 окт€бр€ 2016, 05:35
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬торой раз в истории одного из самых известных фестивалей мирового короткометражного кино Manhattan Short, в список его финалистов, состо€щий из 10 отобранных экспертами фильмов, за которые на последнем этапе голосуют зрители в сотн€х кинотеатров в 20 странах на 5 континентах, попал российский короткий метр. ¬ гост€х у «‘онтанки.ќ‘»—» Ќиколай Ќелюбин и ∆анна «арецка€ беседуют с режиссером фильма «Ѕравист» Ёвелиной Ѕарсег€н.

∆анна «арецка€. – “ри года назад Ёвелина работала журналистом вот в этой редакции, сидела за соседним со мной столом, ходила в суды на заседани€ и писала оттуда репортажи. ј вот теперь ее фильм «Ѕравист» попал в дес€тку сильнейших на известном всему миру кинофестивале Manhattan Short. ” тех, кто смотрит нас в пр€мом эфире, через дес€ть минут будет возможность увидеть этот фильм. “ак что давайте, Ёвелина, начнем с представлени€ фильма-номинанта, а потом уже поговорим о других ваших работах и о том, как и почему журналисты станов€тс€ режиссерами. „то за истори€ в фильме? Ќа каких фестивал€х он уже побывал?

- Ёто мо€ треть€ короткометражна€ работа, фильм снимали в ѕетербурге, с нашими актерами, в петербургском театре «Ѕалтийский дом». ¬ двух словах, это истори€ о том, как люди притвор€ютс€ в своих чувствах. ‘ильм мы закончили в апреле этого года, и он уже побывал на нескольких фестивал€х, в том числе во неконкурсной программе на кинорынке в  аннах, в јрмении будет на 42-м кинофестивале, был в »спании, но пока, конечно, участие в финале ћанхэттенского фестивал€ – это наше главное достижение, потому что это действительно очень серьезный конкурс. 

¬идеозапись интервью с кинорежиссером Ёвелиной Ѕарсег€н смотрите здесь:

∆.«. – ƒобавлю, что это лишь второй раз за 19-летнюю историю Manhattan Short, когда в дес€тку финалистов попадает фильм из –оссии. ј первым был фильм ¬итали€ —алтыкова « уда течет море» – в 2011 году.

- Ёто мне кажетс€ это очень странным, потому что этот фестиваль очень попул€рен в –оссии – он идет в 33 городах, в 250 кинотеатрах по всей стране в течение 10 дней, и это был бы хороший маркетинговый ход – отбирать больше российских фильмов. Ќо почему-то российские фильмы остаютс€ на этом фестивале редкими гост€ми. ѕоэтому нам особенно при€тно в нЄм участвовать и представл€ть –оссию.

∆.«. – „то было дл€ вас главным, когда вы задумывали и снимали фильм «Ѕравист»?

- „тобы зрители на 18 минут отключились от повседневной жизни, чтобы истори€ их захватила.

ƒалее зрители пр€мого эфира смотрели фильм «Ѕравист», а читател€м мы предлагаем трейлер этого же фильма:

∆.«. – Ќу вот, фильм просмотрен. я, признаюсь, видела его не в первый раз. » мне кажетс€, очень ценное его качество – то, что здесь вн€тно, четко и убедительно рассказана человеческа€ истори€. ¬се, кто следит за состо€нием современного российского искусства, заметил, что оно увлечено экспериментами, которыми оно весь советский период не имело возможности заниматьс€, и это замечательно. Ќо так получаетс€, что опыт рассказывани€ историй – в кино, в театре – он тер€етс€, уходит. ј в фильме Ёвелины истори€ €вно присутствует, и, мне кажетс€, дл€ нее это приоритет. “ак?

- Ѕезусловно. ƒл€ мен€, прежде всего, важен вн€тный сюжет, который при этом не тер€ет своей многослойности. ћне всегда интересно, когда за простыми вещами угадываетс€ дыхание вечности, считываетс€ некий еЄ код. „то касаетс€ современного искусства, то в нем, действительно, часто бывает всЄ слишком зашифровано, так что далеко не все в состо€нии этот шифр разгадать и оценить. ћне самой, как зрителю, нравитс€ жанровое кино.

Ќиколай Ќелюбин. – —кажите, Ёвелина, а прототипы этой истории, когда увидели ленту, что вам сказали?

- ” этой истории нет прототипов. ќна сочинена от первого до последнего кадра.  онечно же, вы знаете, что раньше в театрах существовали клакеры, которые по заказу кричали «браво».

∆.«. – ќни и сейчас существуют, особенно в оперном и балетном театрах.

- я не знала, думала, професси€ уже ушла.

∆.«. - “олько теперь подобные истории подн€ты на более высокий уровень, они гораздо сложнее и хитрее устроены, именуютс€ пиар-технологи€ми и в них вкладываютс€ громадные средства. Ќо провалить чью-то премьеру и даже похоронить ее вполне возможно и сейчас. ќднако, это отдельный разговор. ј € бы хотела спросить Ёвелину, верит ли она в то, что сейчас остались такие романтики, как еЄ главный герой, который способен плакать оттого, что его перва€ любовь оказалась, условно говор€, не принцессой, а циничной особой, котора€ на спектакл€х плачет за деньги и готова с ним немедленно зан€тьс€ постельной физкультурой? ¬ы готовы к тому, что зрители, скорее, поймут героиню, а над героем посмеютс€?

- ћне кажетс€, мой герой пон€тен, потому что в каждом человеке, который хочет казатьс€ циничным, живет желание пережить что-то в жизни, как в первый раз – вспомнить, как это было: перва€ любовь, первый поцелуй, первый выход на работу. —нова ощутить остроту этих переживаний. ѕотому что не интересно жить, когда ты не можешь удивл€тьс€, когда тебе нужно всЄ больше и больше, ты поглощаешь и поглощаешь все эти блага и при этом не чувствуешь никакого вкуса.

∆.« – Ќо так же – легко: не страдаешь, плачешь только за отдельную плату…

- ј полноты жизни нет. „увствовать – это же не только любить, но и ощущать боль, и страдать, и искренне сострадать другим люд€м.

∆.«. – ј давайте теперь расскажем вашу личную историю, котора€, как мне кажетс€, тоже достойна внимани€. „то послужило дл€ вас импульсом, чтобы перестать быть журналистом и стать кинорежиссером? ¬едь журналистика – тоже вполне нескучна€ професси€ – каждый день новые истории, и еще какие! ќсобенно, если говорить о практике судебного журналиста. „то побудило вас оставить это зан€тие?

-  онечно, это решение было не внезапным. я не хлопнула вдруг по столу и не сказала: хочу быть кинорежиссером. ” каждого человека обычно существует несколько увлечений, о которых он размышл€ет как о будущей профессии. ѕотом он делает выбор, жизнь устаканиваетс€, детска€ эйфори€, когда тебе кажетс€, что ты можешь завоевать весь мир, остаетс€ в прошлом. », если ты в этом возрасте хочешь реализовать свою новую мечту, сделать это очень сложно, потому что к этому времени, уже накапливаетс€ большой багаж комплексов и страхов. я всегда хотела быть и журналистом, и режиссером, хотела рассказывать истории в кино. Ќо долгое врем€ кино оставалось таким неприкасаемым, даже сакральным.

∆.«. – ј как же в итоге случилось, что оно стало реальностью?

- —лучилс€ переезд в ѕетербург, мастер-классы јлександра Ќиколаевича —окурова в рамках петербургского кинофорума – на которых читали лекции и другие кинорежиссеры, продюсеры, операторы, сценаристы класса «ј». Ќу и, в конце концов, € дошла до такой точки, когда пон€ла, что уже не могу не сделать шаг в сторону кино.

∆.«. –  ак вы искали команду – у вас с титрах дес€тки человек?

- ѕетербург в этом смысле очень благопри€тный город, потому что здесь всегда много талантливых людей, которые готовы безвозмездно поучаствовать в том проекте, который покажетс€ им интересным.  оманду € искала, как ни странно, в социальной сети – размещала объ€влени€ о том, что у мен€ есть истори€, которую € хочу сн€ть, и кто хочет в этом поучаствовать, пусть присылает свои работы мне на почту. ѕотом € встречалась с этими людьми, вы€сн€ла дл€ себ€, нравитс€ ли мне этот человек как человек, потому что кино – это истори€ на год как минимум, вы€сн€ла, что он умеет, и видит ли он эту историю так, как вижу ее €. “ак € нашла оператора фильма «Ѕравист» »вана ∆ербина – у него была сво€ продакшен-студи€, поэтому он пришел не один, а привел свою команду.

∆.«. – «Ѕравист» – ваш третий фильм. ћожет быть, расскажете о первых двух?

- ѕервый фильм € сн€ла в јрмении, он называетс€ «ќдин человек вас любит» и посв€щен девушке, котора€ живет в большой арм€нской деревне, ей давно уже пора замуж, но она любит человека, который недоступен. ѕо сути, это истори€ о том, как т€жело быть непохожим на других и боротьс€ за свою мечту. Ёто больше атмосферна€ истори€, и она мне, как ни странно, очень нравитс€, хот€ с режиссерами это редко бывает в отношении своих фильмов. ¬идимо, дело в том, что € в нее закладывала много очень важных дл€ мен€ вещей. — этой историей € впервые поехала на кинорынок в  анны.

∆.«. – ¬от как это получилось? —идели дома и вдруг решили: а не поехать ли мне в  анны?  ак это происходит вообще?

- ѕоскольку режиссер у нас в –оссии, особенно в коротком метре, €вл€етс€ еще и продюсером, он должен продвигать свой фильм, а значит, отправл€ть его на фестивали.  аннский фестиваль привлек мен€ тем, что там есть внеконкурсна€ программа, а это означает, что у теб€ есть возможность показать этот фильм продюсерам, телебоссам, дистрибьютерам со всего мира.

∆.«. – Ќо какой-то отбор там существует?

- “ам важно, попав в этот муравейник, где демонстрируютс€ сотни фильмов со всего мира – обычных, необычных, шокирующих, простых, сложных, – сделать так, чтобы теб€ заметили. я не ожидала, что у мен€ что-то получитс€, но мой фильм приобрели два очень известных международных телеканала – Eurochannel и Short HD. Ёто было при€тно.

∆.«. – ј второй фильм был о чем?

- ¬торой был о глубине потери. ќ девушке, котора€ потер€ла близкого человека и не может смиритьс€ с чувством вины.

Ќ.Ќ. – —обираетесь ли вы сн€ть полный метр и, если да, то о каком именно фильме идет речь?

- Ѕезусловно, € бы хотела сн€ть полнометражную картину. Ќо дл€ этого мне, прежде всего, нужен крепкий сценарий, а это работа на год, на полтора. я вовсе не собираюсь немедленно бросатьс€ снимать кино, просто потому что мой фильм поучаствовал в программе Manhattan Short. ’орошие фильмы снимаютс€ не так. Ѕезусловно, мне нрав€тс€ судебные драмы, например, «¬ердикт» —идни Ћюмета. » мне бы хотелось сн€ть что-то в этом духе, потому что это будет очень актуально дл€ –оссии и очень близко мне.

Ќ.Ќ. – ¬ы не поверите, только что пришел вопрос от наших зрителей: «„то должно произойти, чтобы режиссер и журналист Ёвелина Ѕарсег€н сн€ла фильм о русском суде»? „его не хватает сейчас, чтобы началась работа?

- ќна уже началась. —ценарий пишетс€ не за мес€ц.

Ќ.Ќ. – ћожете рассказать что-то более конкретное? ¬ каком городе будут происходить событи€? ¬от сегодн€ у нас в стране, например, началс€ процесс по поводу убийства Ќемцова и завершилс€ процесс по блогеру јнтону Ќовику, который признан виновным в разжигании ненависти к группе лиц, которые называютс€ «сирийцы». Ёто может стать основой сюжета, или все-таки речь идет о какой-то вымышленной истории?

-  онкретно эти сюжеты не станут основой моего сценари€. Ќо € уверена, что режиссер должен быть наблюдателем своего времени, и € слежу за новост€ми – и прежде всего на «‘онтанке», потому что € здесь работала и знаю, что им можно довер€ть.

Ќ.Ќ. – ћожет быть уточните, какой аспект работы правоохранительной системы вы хотели бы затронуть?

- ≈сли честно, € хотела бы сн€ть историю не о каких-то дефектах правоохранительной системы нашей страны, а о том, как в них про€вл€етс€ человек.

Ќ.Ќ. – “о есть, ваш герой – это кто: человек в погонах, человек за решеткой, человек в мантии?

- ќб этом еще не врем€ говорить. Ќе потому что это – секрет. ѕросто зачем расплескивать то, что еще не готово.

Ќ.Ќ. –  ак скоро мы узнаем детали?

- „ерез год.

∆.«. – ‘ильм будет сниматьс€ только в зале суда или это будет все-таки панорамное кино?

- ¬ суде, € думаю.

Ќ.Ќ. –  аков бюджет фильма «Ѕравист» и есть ли уже люди, готовые поддержать вашу следующую картину?

- Ѕюджет «Ѕрависта» составил 400 тыс€ч рублей, и значительную часть средств мы собрали посредством краудфандинга. Ёто немного дл€ такого фильма, и € хочу сказать огромное спасибо тем, кто работал бесплатно, просто потому что эта истори€ их увлекала. я благодарна съемочной группе и всем актерам, которые мне поверили. ѕри этом, € должна сказать, что краудфандинг работает у нас в стране очень плохо, и нам повезло в том, что, объ€вив о сборе средств, мы нашли человека, который вложилс€ в наш фильм.

Ќ.Ќ. – ќн готов поддерживать вас дальше?

- я думаю, что задавать такие вопросы нужно, име€ на руках какой-то материал. ѕока его нет.

Ќ.Ќ. –  огда вы бывали в судах, вы как репортер на что в первую очередь обращали внимание?

- я всегда приходила заранее, потому что в коридорах суда всегда можно встретить участников событий. я не лезла к ним со своими журналистскими вопросами, мне просто хотелось пон€ть, чего они добиваютс€, каковы их мотивы.“о есть, € старалась быть как можно незаметнее и наблюдать. » в зале суда € тоже старалась не засвечиватьс€, не раздражать судью своим диктофоном, а внимательно выслушивать весь процесс. “олько уже после процесса € об€зательно подходила ко всем участниками и стараюсь очень деликатно им объ€снить, что € ничей не сторонник и не провокатор, что € хотела бы просто объективно рассказать читател€м эту историю и, если вы хотите высказатьс€, вот мой номер телефона.

Ќ.Ќ. –  акой процесс вы можете вспомнить как показательный?

- Ёто так сложно сейчас вспоминать. Ќаверное, больше всего запомнилс€ процесс, где была, на первый взгл€д, очень проста€ истори€. ¬ечер, суббота, клуб, три дагестанца и три фаната ««енита». ќдин удар – и фанат погибает. ¬ то же врем€, в таких истори€х очень сложно разобратьс€, кто прав, кто виноват. Ќеизвестно, был ли смертельным сам удар, или человек упал и обо что-то ударилс€, могут быть и множество других обсто€тельств, ставших причиной смерти. ѕомню, что тогда было очень сильное общественное давление, потому что, с одной стороны дагестанцы, с другой – фанаты ««енита», помню друзей и родителей этого дагестанца в зале суда. ¬ общем, эта истори€ запомнилась именно огромным количеством вопросов, в том числе, моральных, на которые надо было ответить, начина€ от вопроса, готова ли € поверить в невиновность этого человека, притом, что € сама могла бы оказатьс€ на месте убитого.

Ќ.Ќ. – ј если бы вам пришлось сегодн€ идти на процессы, св€занные с убийством Ќемцова и с разжиганием национальной розни блогером Ќосиком, вы бы какой выбрали?

- я бы не пошла ни на тот, ни на другой. я бы выбрала маленький процесс, о котором никто не говорит.

- ≈сли вернутьс€ к кино. Ќа площадке, как все мы понимаем, режиссер находитс€ в центре маленького космоса и непременно должен стать полководцем, который принимает все ключевые решени€. „то в этой ситуации было дл€ вас самым сложным?

- Ќаверное, преодолеть внутреннюю бо€знь кого-то потревожить. Ќо когда ты думаешь о результате и когда, как в нашей команде, мы все сроднились, эта проблема уходит.

“о есть, тираном на площадке вы себ€ не ощущаете?

- ћне кажетс€, нет, € не тиран.

- ћожно сказать, что у вас уже по€вилась сво€ команда и с ней вы будете братьс€ за новый проект?

- ƒа, можно так сказать.

∆анна «арецка€, "‘онтанка.ру" 

ѕроект "јфиша Plus" реализован на средства гранта —анкт-ѕетербурга

ћузыка марта: обзор новых альбомов Depeche Mode, ћайли —айрус, Ћаны ƒель –ей, ƒельфина и не только

¬ мартовском обзоре новинок от музыкального продюсера ƒениса –убина Ч спорные альбомы зарубежных звезд и любопытные отечественные релизы от ƒельфина, polnalyubvi, ќлега Ўунцова, Ќаади, Dvanov и группы Ђјвтоматические ”довлетворителиї.

—татьи

>