Музеям прописали дизайн
В Петербурге открылась Вторая петербургская биеннале музейного дизайна, цель которой — показать музейщикам, как можно изобретательно и художественно подавать выставки, а петербуржцам — насколько увлекательнее их в таком случае будет смотреть. В рамках проекта для обзора открыты семь площадок, где выставки оформлены правильно.
«Петербург становится гастрономическим городом: здесь очень вкусно и хорошо кормят. А с дизайном у нас беда. Потому что чиновники не понимают, где красиво — где некрасиво, и чем ниже они уровнем — тем больше у них амбиции, и тем сильнее они уверены в своей правоте», – заметил в ходе презентации проекта ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский.
Исправить эту ситуацию с помощью образовательной программы, а также выставок, которые помогут сотрудникам музеев и выставочных пространств по-новому посмотреть на вверенное им пространство, – призвана Вторая петербургская биеннале музейного дизайна «Форма», которую Фонд «ПРО АРТЕ» проводит совместно с Государственным Эрмитажем.
Сроки проведения биеннале, — с 30 сентября по 30 октября. Основная программа охватывает семь площадок, на которых можно увидеть выставки, оформленные особым, художественным образом. Это Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Музей политической истории России, Мемориальный музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова, Музей истории Санкт-Петербурга, Музей циркового искусства Большого Санкт-Петербургского цирка и Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
При этом на трех площадках работали в большей или меньшей степени иностранные специалисты. В частности, оформлением выставки «Corpus. Анатомический театр» занимался главный дизайнер Филадельфийского художественного музея Джек Шлехтер, который словно «пронзил» огромное пространство Научно-исследовательского музея академии художеств уверенной серой линией — выставочным стендом. Тот, в свою очередь, наметил разделение экспозиции на несколько частей, каждая из которых посвящена человеческому телу — реальному, концептуальному и идеальному.
Фото: Алина Циопа
Особенность выставки — в том, что в ней вперемешку, на равных, выставлены работы известных в мире мастеров — таких, как братья Чепмены, Готфрид Баммес, Дэмиен Херст, а также преподавателей Академии художеств и ее студентов.
В разделе «реальное тело» речь идет об анатомическом рисовании — графическом изображении костной и мышечной систем человека, с которого художник начинает и только потом облекает их в привычную форму. Тело идеальное — поиски эстетического эталона. И концептуальное тело — это как раз взгляд, интерпретация.
Фото: Алина Циопа
Для тех, кто хочет глубже проникнуть в суть идеи и замысла конкретных работ предусмотрена форма экскурсии по выставке с арт-медиатором, во время которой можно будет обсудить увиденное и сформулировать свое мнение о произведениях искусства.
Еще одна выставка, в оформлении которой принимал участие иностранный специалист, начала работу в Кунсткамере. Экспозиция «Семейный альбом человечества. Этнографическая фотоколлекция Кунсткамеры» была подготовлена индийским дизайнером и архитектором Абхе Ламбах. Она предложила рассмотреть фотографии, сделанные в различных странах, как семейные (если приглядеться к ним, можно даже заметить затемненные уголки).
Фото: Алина Циопа
Среди них – танец индийских рыбаков в третьей четверти ХХ века, детская свадьба на Филиппинах в 1913-м, пытка в Китае в начале ХХ века и мистерия в Тегеране... Все они установлены тесно, на едином круглом постаменте, причем каждая — на металлическом стержне. Подписей мы не видим — они сделаны на обороте и обращены к центру. Но каждый из снимков, со всей историей, можно внимательно изучить на любом из стендов, установленных по стенам вокруг.
Фото: Алина Циопа
Ну и, наверное, самая необычная из выставок, которые были подготовлены с участием иностранных партнеров — это «Чем пахнет цирк?». Проект, реализованный в Цирке на Фонтанке, реализован участниками мастер-класса для молодых дизайнеров и художников, который проходил под руководством Андрея Вовка и российско-американского бюро Ralph Appelbaum Associates.
Фото: Алина Циопа
Посетители попадают в комнату, посредине которой установлен темный коридор с художественной перфорацией. Двигаясь по нему, словно проходя квест, гость перемещается от одного стенда к другому, нюхая коробочки, закрепленные на каждом. Чему соответствует каждый из запахов — можно попробовать угадать, а отгадки написаны на оборотных сторонах стендов, то есть за пределами коридора. Березовые опилки, сладкая вата, грим, который используют артисты, и даже пот — среди запахов, которые предлагают оценить посетителям создатели выставки, есть и весьма неприятные, но так пахнет цирк, ничего не поделаешь.
Фото: Алина Циопа
Посетить экспозицию в цирке можно в режиме экскурсионного обслуживания, а также во время представлений.
Фото: Алина Циопа
Организаторам биеннале часто задают вопросы о возможных итогах форума, и подвести их формально оказывается непросто: выставки пройдут и забудутся, но станут ли будущие проекте в Петербурге интереснее по своей подаче? Ведь из нынешних проектов на долгосрочную перспективу рассчитан лишь новый дизайн входной зоны Мемориального музея им. Н.А. Римского-Корсакова, сделанный в этом году.
Однако специалисты уверяют, что эффект останется. И не в последнюю очередь он связан с тем, как воспримут изменившееся у них на глазах пространство сами сотрудники музеев: многие из них признаются, что, только благодаря биеннале, узнали, какие возможности таят знакомые им залы.
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления