Symphonia для БГ с оркестром

28 сентября 2016, 01:18
Версия для печати Версия для печати

Корреспондент «Фонтанки» побывал на репетиции концерта Бориса Гребенщикова с симфоническим оркестром и среди первых услышал программу, которую лидер «Аквариума» представит 28 сентября в Капелле.

Симфонический проект БГ Symphonia объединяет новые инструментальные пьесы и песни с альбомов «Аквариума» разных лет, которые теперь звучат совсем по-новому – в сопровождении симфонического оркестра. Петербургскую премьеру Гребенщиков репетирует вместе с коллективом Государственной академической Капеллы и дирижером Александром Чернушенко.

Поначалу, когда заходишь на репетицию, создается полное ощущение, что попал не туда: нет не только привычного вокруг БГ ажиотажа, но даже и контроля. В зале всего пара десятков человек (включая худрука Капеллы Владислава Чернушенко), а музыканты оркестра разыгрываются на сцене привычной какофонией одновременно звучащих пассажей. Нет и оформления сцены: на немногочисленных зрителей своими металлическими трубами буднично «смотрит» орган. Иными словами, признаков присутствия рок-звезды и любимца миллионов не наблюдается: кажется, вот-вот на сцену выйдет дама в строгом костюме и металлическим голосом объявит симфонию Людвига ван Бетховена.

Однако БГ все же появляется – в черном бадлоне, синих джинсах, жилетке и неизменных черных очках. Быстро оглядывает сцену и уходит обратно. Музыканты получают знак рассаживаться, хор мальчиков в партере перед сценой быстро репетирует выход и уход. Гребенщиков проходит в центр сцены, где ему оставлен совсем узкий пятачок между первыми скрипками и дирижером. Он объявляет свою просьбу к собравшимся не фотографировать, и начинается Symphonia.

Медитативно, словно на молитве в тибетском храме, вступают духовые, воображение рисует пейзажи Дальнего Востока, дополняя их пением птиц — такие ассоциации вызывает по-новому аранжированная интродукция к песне «Сирин, Алконост, Гамаюн». Но текст возвращает к нашим реалиям: «Тронулся лед — так часто бывает весной: живущим на льдинах никто не сказал, что может быть так...»

Впрочем, этих слов в зале не слышно (ровно как и никаких других): звукорежиссеры настраивают звук в мониторы для музыкантов, а в зал его не подают (репетиция же, публики вроде как быть не должно). Результатом — гул где-то под потолком вместо пения. Акустика Капеллы вообще своеобразна: оркестранты не слышат реплик дирижера, дирижер не слышит обращений оркестрантов, все постоянно переспрашивают друг друга. Но работа идет: музыканты ищут звуковой контакт друг с другом, договариваются о добавленных тактах, учатся попадать в размер и сохранять интонационное движение вперед.

Так как это репетиция, говорить о соблюдении очередности номеров при их исполнении не приходится. Среди заявленных песен в сет-листе Symphonia – «Очарованный тобой», «Дело мастера Бо», «Нога судьбы», «О смысле всего сущего», «Хрустальное захолустье», «Не могу оторвать глаз», «Навигатор», «Фавн» и другие песни. Итого – два полных отделения и бисы. Как совсем старое, так и более новое.

«One, two, three, four!» – командует БГ, и начинает одну из достаточно новых песен, Stella Maris (2014 года). В ней участвует хор мальчиков. Ожидая своего вступления, стоящие по центру ребята, не скрывая любопытства, поворачиваются лицом к Гребенщикову — ведь он всего в нескольких метрах! Замечая устремленные на себя глаза, артист, кажется, немного теряется: трудно строгим голосом продолжать что-то требовать от музыкантов, когда на тебя вплотную смотрят дети. До конца песни ребята так и остаются стоять спиной к публике: в первый раз руководитель хора пропускает вступление, и на лице БГ появляется улыбка: «Хорошо получилось, только немного без хора».

В Stella Maris вообще сложный переменный ритм, и исполнители периодически сбиваются. Гребенщиков ни на кого не ругается, хотя по нему видно, что он слышит каждую неточно сыгранную фразу любым из музыкантов. Он вообще не повышает голос на коллег – даже при телефонном разговоре с музыкантом, который не пришел на репетицию и не предупредил.

Дистанция кажется минимальной: в перерыве репетиции БГ, как и другие замерзшие в холодном зале Капеллы музыканты, пьет американо из кофейного автомата. Мальчишки, случайно встретив его за кулисами, переглядываются и в восхищении прикрывают ладонями рот.

«Мы все здесь семья — так кто из нас ты, и кто из нас я?» – звучит после перерыва «Туман над Янцзы». После этой песни и предшествовавшей ей композиции «Небо цвета дождя» зал с подачи первой скрипки начинает робко аплодировать.

А уж к «Стаканам» и вовсе выясняется, что поклонников творчества БГ в оркестре — на самом деле не один и не два. «Все говорят, что пить нельзя — а я говорю, что буду!» – подпевает и девушка-скрипачка, и пожилой виолончелист, и другие вслед за ними – так к концу репетиции оркестр плавно превращается в хор.

«Что мы еще можем попробовать?» – спрашивает Гребенщиков у Александра Чернушенко. Видно, что ему хочется репетировать еще, но оркестранты устали, да и время подошло.

До премьеры остается меньше суток. После Петербурга симфоническую программу услышат в Латвии, Израиле и Украине, а потом она снова вернется в родной город.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>