
Symphonia для БГ с оркестром

Корреспондент «Фонтанки» побывал на репетиции концерта Бориса Гребенщикова с симфоническим оркестром и среди первых услышал программу, которую лидер «Аквариума» представит 28 сентября в Капелле.
Симфонический проект БГ Symphonia объединяет новые инструментальные пьесы и песни с альбомов «Аквариума» разных лет, которые теперь звучат совсем по-новому – в сопровождении симфонического оркестра. Петербургскую премьеру Гребенщиков репетирует вместе с коллективом Государственной академической Капеллы и дирижером Александром Чернушенко.
Поначалу, когда заходишь на репетицию, создается полное ощущение, что попал не туда: нет не только привычного вокруг БГ ажиотажа, но даже и контроля. В зале всего пара десятков человек (включая худрука Капеллы Владислава Чернушенко), а музыканты оркестра разыгрываются на сцене привычной какофонией одновременно звучащих пассажей. Нет и оформления сцены: на немногочисленных зрителей своими металлическими трубами буднично «смотрит» орган. Иными словами, признаков присутствия рок-звезды и любимца миллионов не наблюдается: кажется, вот-вот на сцену выйдет дама в строгом костюме и металлическим голосом объявит симфонию Людвига ван Бетховена.
Однако БГ все же появляется – в черном бадлоне, синих джинсах, жилетке и неизменных черных очках. Быстро оглядывает сцену и уходит обратно. Музыканты получают знак рассаживаться, хор мальчиков в партере перед сценой быстро репетирует выход и уход. Гребенщиков проходит в центр сцены, где ему оставлен совсем узкий пятачок между первыми скрипками и дирижером. Он объявляет свою просьбу к собравшимся не фотографировать, и начинается Symphonia.
Медитативно, словно на молитве в тибетском храме, вступают духовые, воображение рисует пейзажи Дальнего Востока, дополняя их пением птиц — такие ассоциации вызывает по-новому аранжированная интродукция к песне «Сирин, Алконост, Гамаюн». Но текст возвращает к нашим реалиям: «Тронулся лед — так часто бывает весной: живущим на льдинах никто не сказал, что может быть так...»
Впрочем, этих слов в зале не слышно (ровно как и никаких других): звукорежиссеры настраивают звук в мониторы для музыкантов, а в зал его не подают (репетиция же, публики вроде как быть не должно). Результатом — гул где-то под потолком вместо пения. Акустика Капеллы вообще своеобразна: оркестранты не слышат реплик дирижера, дирижер не слышит обращений оркестрантов, все постоянно переспрашивают друг друга. Но работа идет: музыканты ищут звуковой контакт друг с другом, договариваются о добавленных тактах, учатся попадать в размер и сохранять интонационное движение вперед.
Так как это репетиция, говорить о соблюдении очередности номеров при их исполнении не приходится. Среди заявленных песен в сет-листе Symphonia – «Очарованный тобой», «Дело мастера Бо», «Нога судьбы», «О смысле всего сущего», «Хрустальное захолустье», «Не могу оторвать глаз», «Навигатор», «Фавн» и другие песни. Итого – два полных отделения и бисы. Как совсем старое, так и более новое.
«One, two, three, four!» – командует БГ, и начинает одну из достаточно новых песен, Stella Maris (2014 года). В ней участвует хор мальчиков. Ожидая своего вступления, стоящие по центру ребята, не скрывая любопытства, поворачиваются лицом к Гребенщикову — ведь он всего в нескольких метрах! Замечая устремленные на себя глаза, артист, кажется, немного теряется: трудно строгим голосом продолжать что-то требовать от музыкантов, когда на тебя вплотную смотрят дети. До конца песни ребята так и остаются стоять спиной к публике: в первый раз руководитель хора пропускает вступление, и на лице БГ появляется улыбка: «Хорошо получилось, только немного без хора».
В Stella Maris вообще сложный переменный ритм, и исполнители периодически сбиваются. Гребенщиков ни на кого не ругается, хотя по нему видно, что он слышит каждую неточно сыгранную фразу любым из музыкантов. Он вообще не повышает голос на коллег – даже при телефонном разговоре с музыкантом, который не пришел на репетицию и не предупредил.
Дистанция кажется минимальной: в перерыве репетиции БГ, как и другие замерзшие в холодном зале Капеллы музыканты, пьет американо из кофейного автомата. Мальчишки, случайно встретив его за кулисами, переглядываются и в восхищении прикрывают ладонями рот.
«Мы все здесь семья — так кто из нас ты, и кто из нас я?» – звучит после перерыва «Туман над Янцзы». После этой песни и предшествовавшей ей композиции «Небо цвета дождя» зал с подачи первой скрипки начинает робко аплодировать.
А уж к «Стаканам» и вовсе выясняется, что поклонников творчества БГ в оркестре — на самом деле не один и не два. «Все говорят, что пить нельзя — а я говорю, что буду!» – подпевает и девушка-скрипачка, и пожилой виолончелист, и другие вслед за ними – так к концу репетиции оркестр плавно превращается в хор.
«Что мы еще можем попробовать?» – спрашивает Гребенщиков у Александра Чернушенко. Видно, что ему хочется репетировать еще, но оркестранты устали, да и время подошло.
До премьеры остается меньше суток. После Петербурга симфоническую программу услышат в Латвии, Израиле и Украине, а потом она снова вернется в родной город.
Алина Циопа, Фонтанка.ру

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35