Люди «в белом»: в прокате «Абсолютная власть» с Дэниэлом Рэдклиффом

02 октября 2016, 15:35
Версия для печати Версия для печати

Политический триллер доселе неизвестного режиссера Даниэля Рагуссиса Imperium (в российском прокате «Абсолютная власть») уже успел нашуметь на фестивале американского кино во французском Довиле. Это понятно: как для антифашистского произведения, акценты в картине расставлены непривычно.

Действительно, несмотря на всю мерзость фашистской и расистской идеологии, подонками на экране выглядят силы, ей противостоящие. Приверженцы "белого порядка" выходят на свой официально разрешенный марш с прямыми и открытыми лицами, тогда как антифашисты ведут себя неприглядно: они скрывают свою внешность, прибегают к провокациям и даже обливают своих оппонентов мочой. Стороны как бы обменялись внешними проявлениями своей активности. Режиссер явно хочет продемонстрировать: не все то золото, что выглядит благопристойно.

Разоблачить группу белых нацистов предстоит агенту-"ботанику" из ФБР в исполнении Дэниэла Рэдклиффа. Делает он это под звуки Брамса и в пространстве и повышенным интеллектуальным фоном.



Фото: кадр из фильма

«Не пойми меня неправильно, но ты кажешься слишком умным для скинхеда». Эта реплика из фильма является лейтмотивом происходящего. Агенту Нейту Фостеру (Рэдклифф) выпадает миссия внедриться в неонацистские круги, замышляющие взрыв «грязной» цезиевой бомбы. Фостер, до сих пор пробавлявшийся бумажной работой, действительно является типажом телепередачи «Умники и умницы» – ни дать ни взять Гарри Поттер, распределившийся после Хогвартса в штаб-квартиру ФБР в Вашингтоне. Некоторое чистоплюйство и неискоренимые внешние проявления интеллектуальности не раз ставят нашего героя на грань провала. И каждый раз все каким-то чудом разруливается, что, впрочем, для выпускника Академии Чародейства и Волшебства изначально должно быть плевым делом.



Фото: кадр из фильма

Между тем на кону – взрыв самодельной радиоактивной бомбы и не где-нибудь, а в системе столичного водопровода. Зрители увидят целую галерею типажей расистов-террористов, которые вышли у режиссера такими живыми и убедительными, что фразу куратора героя Рэдклиффа (в этой роли занята блестящая Тони Коллетт) – «Может, у вас больше общего, чем ты думаешь» – поневоле начинаешь применять к реальной жизни.

Первая ступень неонацистской иерархии – брутальные и одноизвилинные скинхеды, которые любят побухать, зачморить цветного парня, гуляющего с «арийской» девушкой, а после быстро сделать ноги от толпы разнузданных интернационалистов. Эти мачо придирчиво выясняют, почему на тебе джинсы известной «еврейской» фирмы, а их жены пекут кексики, трогательно декорированные кривобокими свастиками, нанесенными неуверенной рукой.

Это – благодарная аудитория телепастырей, которые призывают зрителей примкнуть к «белой силе» и осуждают аморальность: «аборты, убивающие белых детей, права геев, разрушающие белые семьи» и т.д.

А на самом верху – истинные мыслители со своими подручными – интеллектуалами из хороших семей, которые могут и бомбу собрать, и подкрепить это дело убедительной идеологией: «Они (цветные) – даже не на уровне животных. Животные в своих экскрементах не живут, верно? Так что если усомнился, что белые создали цивилизацию – смотайся и глянь».



Фото: кадр из фильма

Образ такого идеолога по имени Джерри Конвэй создал Сэм Трэммелл: актер оказался на виду после ролей в романтической драме «Виноваты звезды» и сериалах «Декстер», «Кости» и «Доктор Хаус». Джерри – типичный с виду американец с прямым и честным взглядом – мастерит с детишками домик, в котором они смогут укрываться от «грязнокровок». Он считает вполне возможным и даже предпочитает слушать Чайковского в исполнении Бернстайна («Ведь евреи тоже Вагнера слушают»). Его дом – полная чаша, открытая даже для самых грубых соратников, лишь бы они не оказались в числе тех, кто «по домам задницы отсиживает, смотрят сериалы, висят в соцсетях». У него образцовая семья – но свою супругу и двух детей Джерри без сомнений готов принести на алтарь общего дела, в полном соответствии с идеологией, пришедшей из Третьего Рейха. «Когда дело доходит до такого, значение имеет только один элемент фашизма – жертвенность», – резюмирует высокопоставленная куратор из ФБР, и в картине находятся убедительные этому иллюстрации.

Фильм получился впечатляющим, немалую роль в этом сыграло сотрудничество режиссера с бывшим агентом ФБР Майклом Джерманом, с которого, собственно, и списан образ главного героя. «В теме» оказался и сам Дэниэл Рэдклифф, участвовавший в свое время в пьесе «Приватность» в нью-йоркском The Public Theater. Тогда речь тоже шла про спецслужбы, вернее, про знаменитые разоблачения Эдварда Сноудена. Как бы там ни было, экстракороткое производство «Абсолютной власти» – всего 25 дней – не пошло в ущерб качеству. Если не считать тех самых странных акцентов.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

 

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Едва ли Репин и Нордман, собираясь в Италию, прихватили с собой вазу». Музей Академии художеств показывает Репина в «декорациях»

На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.

Статьи

>