Фрики&куклы: путеводитель «Фонтанки» по «БТК-фесту - 2016»

26 сентября 2016, 00:07
Версия для печати Версия для печати

В понедельник, 26 сентября в Петербурге в третий раз стартует «БТК-фест», фестиваль актуальных кукол, который в этом году посвящен фрикам современного кукольного театра. На 5 площадках города до 1 октября включительно будут показаны 17 лучших спектаклей из 10 стран. С помощью арт-директора фестиваля Анны Ивановой-Брашинской «Фонтанка» составила путеводитель по фестивальной афише с обширными видео и фотоматериалами.

Фестивальная афиша вместила в себя самые разные по стилю спектакли, которые объединяет лишь абсолютная неповторимость и неожиданность языка каждого из них. Часовое видеоинтервью, которое дала «Фонтанке.ОФИС» Анна Иванова-Брашинская, фактически представляет собой захватывающую лекцию «с картинками» – о тенденциях и направлениях современного театра кукол и объектов. 

Настоящий гид – выдержки из интервью арт-директора «БТК-феста», посвященные конкретным спектаклям афиши.

По словам Анны Ивановой-Брашинской, возрастные ограничения, обозначенные в афише, условны, среди спектаклей фестиваля нет таких, на которые нельзя было бы пойти детям от 12 лет. Так что, если рекомендован более старший возраст, это всего лишь означает, что юному зрителю лучше прийти с родителями, которые, выйдя из театрального зала, смогут ответить на возникшие у него вопросы. «Дети думают о том, о чем думаем мы, гораздо раньше, чем нам становится об этом известно», – уверена арт-директор БТК-феста. И уж точно, в спектаклях, маркированных 6+, есть, что посмотреть взрослым.

Кроме того, на этом фестивале у зрителей появится возможность самим поговорить с создателями спектаклей. Через день по утрам в БТК запланированы встречи гостями в формате Q&A – «вопрос-ответ». Также будут мастер-классы, бал фриков, безумное чаепитие, концерты по вечерам. Но информация о событиях офф-программы будет публиковаться только в социальных сетях, за которыми стоит следить.

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРОГРАММА

«Слепой» (18+) Duda Paiva Company & Black Hole Theatre AUS / Дуда Пайва Компани / (Нидерланды)
26 сентября, 19.00
Большая сцена БТК

- Последняя премьеры известнейшего нидерландского танцовщика бразильского происхождения Дуды Пайвы, который бывал в Петербурге с мастер-классами. Дуда Пайва работает на сочетании хореографии и таких довольно резких, гротесковых кукол, хотя сделаны они из мягкого материала, поролона. Его театра принимают не все. Для меня лично очень важно, что Дуда Пайва, как и многие из участников нашего фестиваля, работают с личным опытом. Он сам рекламирует свой спектакль «Слепой» как попытку пережить заново и интерпретировать свой детский опыт, когда во время болезни он физически и внутренне переживал очень экстремальные впечатления. Тогда он на время потерял зрение и пытался использовать другие сенсорные рецепторы, чтобы сориентироваться и выжить. Кроме этого, он пережил опыт общения с докторами – как традиционными, так и практикующими иные виды лечения. Соответственно, это очень зрелищное представление с красивыми кринолиновыми юбками и большими, в рост человека поролоновыми куклами, которые сделаны по грамотным инерционным законам, так что они всё время осуществляют какое-то движение в пространстве, отчего кажутся живыми.

Дуда Пайва использует практику так называемого диссоциативного кукловождения – когда у одного актера, на его руках, теле существует несколько кукол, и зритель, глядя на сцену, не понимает, как это возможно – подавать такие сигналы из одного мозга. Публика, которая прежде этого не видела, переживает настоящий шок. У нас в такой технике никто не работает и в наших театральных школах ее не преподают. Да и ни в каких школах ее не преподают, но если какой-то актер хочет играть моноспектакль, в котором бы у него было много кукольных партнеров, он берет по диссоциативному кукловождению отдельный мастер-класс. Спектакль Дуды Пайвы «Слепой» продолжается час, это большая форма. Причем, сюжетом становится не преодоление болезни, а необычный эмоциональный опыт, экзистенциальное переживание, которым создатели делятся со зрителем.

Билли Фог (6+) Teatr Figur Krakow (Польша)
27 сентября, 11.00, 13.00
Малая сцена БТК

- Это черно-белый театр теней по известному польскому комиксу о мальчике Билли Фоге. У мальчика умер его любимый кот, поэтому действие спектакля происходит на кладбище, где мальчик переживает разные свои внутренние истории.

Спектакль сделан с юмором – так что его вполне можно смотреть детям от шести лет. В проекте работают русскоговорящие актеры, так что всё всем будет понятно.

Счастливые кости (12+). Matija Solce / Матийя Сольце / (Словения)
28 сентября, 13.00, 15.00
Театр «Karlsson Haus», наб. р. Фонтанки, 50

Спектакль-соло известного словенского режиссера Матийи Сольце. Здесь он работает с необычным материалом – с настоящими костями, которые он довольно долго собирал в разных поездках. В данном случае, режиссера очень волнует тема зависимости человека от среды, в которой он существует, от социальных манипуляций, от семьи и так далее.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Кости он воспринимает и преподносит как образ скелета, который есть у каждого из нас и который роднит нас с марионеткой. А счастливые они потому, что сами по себе кости – наш каркас – не испытывают никаких негативных эмоций. Конечно же, из костей Матийя Сольце делает кукол, и они, не произнося ни слова, звучат – звучат пластикой: кричат, шепчут, смеются.

Пластмассовые герои (16+). Ariel Doron / Ариэль Дорон / (Израиль)
28 сентября, 17.00, 20.00
Малая сцена БТК

- Это театр малой формы, принадлежащий к тому направлению, которое мы еще в прошлом году начали представлять – театра объектов или театра предметов. «Предметчики» или «объектники» стараются выделить себя из театра кукол, потому что они занимаются не оживлением предметов, как это делается обычно в кукольном театре, а, наоборот, запрещают друг другу и себе представлять фигурки на сцене как обладающие собственной жизнью. Они создают пространство, место действия, как в кинематографе, но прелесть этого пространства – в том, что актер в нем играет крупным планом то, что представляет собой общий план, который создают как раз предметы. Актер играет ярко, жирно – за предметы. В данном конкретном случае у нас на сцене есть один актер, Ариэль Дорон, и группа пластмассовых солдатиков – и актер рефлексирует на тему человека, который оказался с ситуации войны, ни смысла, ни целей которой он не понимает.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Герой связывается по скайпу с семьей – общается с женой и ребенком, пытается свою психофизику приноровить к законам войны и стать солдатом, который подчиняется совсем иным законам. Это опыт осмысления насилия над человеческой природой, когда человек из состояния privacy, частной жизни, пытается выйти в ситуацию армейскую. Звучит все это очень серьезно, а спектакль – невероятно смешной: в нем участвует еще и огромный плюшевый тигр, который путешествует с Ариэлем по многим аэропортам мира, потому что спектакль чрезвычайно популярен.

Синемарионетограф Муравьи: Clic (6+). La Compagnie Des Fourmis dans la Lanterne (Франция)
29 и 30 сентября, 1 октября 12.00, 14.00, 16.00, 18.00
Трейлер у театра

- Этот спектакль – продолжение нашей прошлогодней темы по выводу зрителя из комфортного театрального пространства на улицу. Прямо перед БТК запаркуется трейлер французов, туда пригласят 20 зрителей – и они отправятся в удивительное путешествие. Не случайно в названии есть корни: «сине», отсылающий нас к немому кино, «марио» – марионетки, «граф», напоминающий, в данном случае, о различных движущихся объектах, которые были популярны на границе XIX – XX веков.

Создатели спектакля очень нежно проходятся по классикам немого кино. То есть, знание истории кино для просмотра спектакля совершенно не обязательно, но те, кто в курсе, получат еще одно дополнительное удовольствие.

Замри! (6+) Nick Steur / Ник Стёр / (Нидерланды)
29 и 30 сентября, 17.00, 20.00
29 сентября – Двор Музея А. Ахматовой в Фонтанном доме, Литейный пр., 53; 30 сентября – малая сцена БТК

- Сейчас существует такая тенденция: театр, не только кукольный, но и любой другой, мимикрирует в разные смежные жанры, формы и форматы. Наш гость из Нидерландов Ник Стёр интересен тем, что закончил именно театральную академию, но очень часто принимает участие в выставках, как будто у него есть «живописный опыт», а его нет. Спектакль «Замри!» легко вписывается в природные ландшафты – у нас, например, он играется не только на малой сцене Большого театра кукол, но и во дворе Музея Ахматовой. Зритель заходит в пустое пространство – актер не использует ни театрального света, ни какой-либо музыки, – и на ваших глазах это пространство превращается в выставочный зал с удивительными скульптурами. Удивительными по красоте и по абсурдности их композиций. В данном случае, актер работает с блоками и камнями. Но что важно: приезжает Ник Стёр всегда налегке, с помощью устроителей гастролей изучает место, в которое он приехал, и подбирает в нём себе разные по формату, форме, размеру камни. «Замри!» в ситуации этого спектакля означает призыв поймать и оценить тот момент, когда в природе наступает равновесие, кажущееся невозможным нашему глазу. Когда Ник отрывает свои руки от последнего камня, он заставляет вас поверить, что невозможное возможно.

Вообще-то таких балансеров, работающих на грани цирка, театра, перформанса, экстрады, сейчас довольно много, но Ник Стёр еще и виртуозно работает со зрителями. Вначале спектакль и он сам вызывают отторжение. Я сама – человек, который любит находиться в театре в комфортном состоянии, но я также люблю оказываться в этой зоне комфорта, до того пережив состояние, которое никакого комфорта не предвещает. Ник Стёр изначально устанавливает зрителям множество рамок – сюда не ходите, там не дышите, тут не стойте. Это безумно раздражает, кажется даже, что актер работает против себя. Первые 15 минут вы вообще думаете, что он – сумасшедший. Он не работает с камнями, меньшими, чем человеческий кулак, и когда он на этот маленький камешек пытается установить большущую глыбу, хочется потребовать прекратить это безобразие, вызвать полицию и скорую помощь, потому что вы убеждены, что то, чего добивается этот человек, никогда не случится. Но когда это случается, когда он как-то с этими камнями договаривается, у вас, как в финале лучшего драматического спектакля, буквально случается катарсис. Актер, повторюсь, прекрасно работает со зрителями – в какой-то момент зал начинает словно бы покачиваться, как будто бы Ник Стёр гипнотизирует и публику тоже. Что любопытно, дети от спокойной энергии актера – потому что невозможно, нервничая, добиться такого эффекта – засыпают в совершенно блаженном состоянии. И на руке спящего ребенка он может установить небольшую композицию из камней.

Стойкий оловянный солдатик (6+). Stefan Wey Company (Германия)
30 сентября, 14.00, 17.00
Новая сцена Александринского театра, наб. р. Фонтанки, 49А

- Это спектакль в огромном шатре, который никуда больше не вмещался, кроме как на Новую сцену Александринки. В сам шатер помещается около ста человек. История – известная сказка Андерсена – разыгрывается как внутри театра, так и на стенах шатра средствами теневого театра.

И это ещё и удивительный по динамике спектакль, потому что действие поддержано круговой композицией. Нас словно затягивает в какую-то воронку, где всё происходит со всех сторон, и мы не знаем, откуда ожидать следующего явления – причем, случиться может как счастье, так и опасность.

KAR (18+). Fekete Seretlek a Studio DAMÚZA (Чехия)
30 сентября, 19.00
Большая сцена БТК

KAR – это Каренина. Это театр из Чехии, но спектакль поставлен известным словенским режиссером Матийей Сольце, о котором мы уже говорили. Это человек-оркестр, человек, не управляемый никакими регламентами. Он всегда работает на стыке музыки и театра. У него очень длинные пальцы. Он невероятно высокий и при этом скульптурно сложен, так что, возможно, его музыкальность заложена в его физиологии. Какой инструмент вы ему ни дадите, он на нем играет, как профессионал. Музыкой он занимался с детства, а потом, благодаря родителям-кукольникам, обрел еще одну профессию. На чем он играет, как на музыкальном инструменте, а чем управляет, как куклой, сказать невозможно. Кроме того, у Матийи удивительный дар собирать вокруг себя единомышленников. Каждый спектакль он делает как музыкальное произведение. В данном случае, все шесть человек, которые находятся на сцене, являются профессиональными музыкантами и, одновременно, выпускниками театральной академии Праги. В спектакле KAR они все выходят на сцену, как банда, со своими музыкальными инструментами, но играют не только на них, а еще и на объектах, потому что материал «Анны Карениной» интересует режиссера, как история о невероятной хрупкости человеческих взаимоотношений и нашей природы вообще. Спектакль сыгран хрустальными бокалами и всем, что можно найти на сервированном столе.

С одной стороны, это звучит банально, потому что мы едва ли ни в каждом втором спектакле видим на сцене стол, чашку, вилку, но в данном случае это оправдано тем, что режиссер в отборе жанра пошел по русским застольям. Действие начинается с поминок, дальше идет аристократическое чаепитие, потом там есть пьяная вечеринка Вронского в кабаке. То есть, режиссер работает с приемом довольно интересно, по заданным им для себя правилам игры.

С тех пор (4+). Samolœt Company (Франция)
1 октября, 11.00, 13.00
Малая сцена БТК

- Не случайно компания, спродюсировавшая это спектакль, называется «Самолет». Этот спектакль поставила я. С удивительной Сашей Поляковой, которая сначала училась у нас в театральном институте на кукольном факультете, потом уехала во Францию и стала известным иллюстратором детских книг, и все издатели французские ей говорили: послушайте, у вас один шаг до театра кукол. И она этот шаг сделала. Это наш с ней уже пятый совместный спектакль. Причем, Саша не только создала своими руками прекрасный мир спектакля, она еще и играет в нем. Я давно уже поняла, что лучше сценографов и танцоров куклами мало кто может управлять: Саша отлично знает как вести себя с теми, кого она сама сделала. Это спектакль без слов – потому что история требует определенной тишины. Она – про пингвина, который полетел.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Нам очень дорога была эта история, потому что, как мы узнали, в психологии есть так называемый «синдром пингвина» – и мы сначала наши его у себя, а потом уже начали изучать материал. Оказалось, что пингвины перед любой опасностью будут долго топтаться на месте, но в конце концов, кто-то из них первый нырнет в воду и поведет за собой всех остальных. Наш пингвин никогда бы не полетел, если бы тот, кто жил с ним по соседству, ни оказался в беде. Это очень дорогая мне история, она автобиографична для нас обеих. В общем, полетим, если не побоимся.

Я, Сизиф (16+). PUPPETSLAB (Болгария)
1 октября, 16.00, 19.00
Новая сцена Александринского театра

- Фестиваль закрывается спектаклем «Я, Сизиф». И нам потребовалась Новая сцена Александринки, потому что, хотя в этом спектакле есть только один актер и много кукол, необходимо большое пространство, чтобы он прозвучал. Там нет никакой игры масштабами, там есть игра количеством. Количество кукол множится на глазах у зрителей, они появляются из ниоткуда и исчезают в никуда, и всем этим процессом управляет один актер, он же и танцор. А создан спектакль замечательным сценическим дуэтом – сценографом Мариетой Голомеховой и режиссером Веселкой Кунчевой. Веселка имеет опыт оперной певицы, так что дыхание спектакля у нее очень выверено. А Мариета – сценограф, которая много делает самостоятельных выставок, и вот по поводу мифа о Сизифе, об этом невероятном человеческом упорстве она сделала сначала выставку. Объекты на сцене вызывают одновременно и улыбку, и восхищение. Все головы на сцене сделаны по законам экспрессивной скульптуры – они напоминают, в том числе, и Мунка, потому что все рты раскрыты, это такой немой крик, который исторгают из себя персонажи. А тела при этом сделаны из элементарных женских колготок, которые имеют свойство тянуться.

Так что персонаж сначала маленький, потом большой, потом их много – и все они невероятно выразительны. Этот спектакль не относится ни к одному из государственных театров Болгарии – это отдельный проект, кукольная лаборатория, в которой Мариета и Веселка работают вместе 15 лет и не работают ни с кем другим. Последний их спектакль, который, я надеюсь, тоже окажется в Петербурге, сделан по «Пиковой даме» в этой же стилистике – красивейшие фотки уже существуют в интернете.

Флиппер. Последний дельфин (16+). Эвандо Сиродио (Франция)
Спектакль, который не приедет

- Создатель этого спектакля Эвандо Сиродио, бразильянец, живущий сейчас во Франции, нам очень дорог еще и потому, что он долгое время делал кукол для своего земляка Дуды Пайвы. Он к нам не приедет по убедительной медицинской причине – он травмировал ахиллесово сухожилье. Мы хотели его пригласить ни как человека со спектаклем, а как феномен. Эвандо занимается очень важным направлением. Он должен был весь фестиваль жить в клетке в фойе, представляя себя дельфином.



Фото: Официальный сайт режиссера

Очевидно, что театр кукол сохраняет связь с балаганным, ярмарочным театром. В современной Европе очень популярными становятся техники, которые на много лет уходили из театра кукол. Многие кукольники сейчас стали брать индивидуальные уроки по экстремальным навыкам. В нашем случае, это чревовещание: Эвандо Сиродио, чтобы играть дельфина, прошел специальные курсы по извлечению звуков без открывания рта, когда связки задействованы, а речевой аппарат нет. Кроме того, актер прошел тренинг по так называемому зооморфингу. Это очень популярное в Европе направление, когда на сцену приносятся различные маски и кусочки меха: за сохранение животных можно бороться, не покупая себе шубу, а можно с помощью театрального ритуала, дающего убитому животному вторую жизнь. Очень во многих спектаклях можно встретить роскошные маски и подробное освоение актерами пластики животных. Эвандо Сиродио получил травму, как раз когда «примерял на себя» пластику дельфина. У него есть кукла дельфина, который путешествует в самолете рядом с ним – это почти акционизм. В Петербурге он хотел проехать по городу в маске дельфина и таким образом возродить одного из дельфинов. Но этого, увы, не случится.


РОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА

Сто сорок ударов в минуту (4+). Большой театр кукол (Санкт-Петербург)
26 сентября, 11.00, 13.00
Малая сцена БТК

- Это выбор главного режиссер БТК Руслана Кудашова. Спектакль поставлен не им, а его учеником, уже несколько спектаклей выпустившим в БТК: Денисом Казачуком. Он адресован самым маленьким зрителям. 140 ударов – это количество сокращений в минуту сердечной мышцы ребенка.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

И, как выясняется в процессе спектакля, в таком же ритме живет природа. В спектакле используются разные замечательные куклы, объекты, фактуры, масштабы. Это не нарративный, а визуальный спектакль, изобретательный и с юмором.

«Биография» (18+). Театр «Karlsson Haus» (Санкт-Петербург)
26 сентября, 15.00, 17.00
Театр «Karlsson Haus», ул. Фурштатская, 30

- Это новая постановка известного белорусского режиссера-кукольника Алексея Лелявского. В ее основе – история гадкого утенка, но спектакль – для взрослых: про судьбу, про нахождение себя в жизни.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Этим спектаклем, обратите внимание, театр «Karlsson Haus» открывает свою новую площадку на Фурштатской улице.

Колино сочинение (6+). Продюсерский центр «КонтАрт» и театр KUKFO (Санкт-Петербург)
27 сентября, 17.00, 20.00
Театр «Кукольный формат», ул. Пушкинская, 19

- Это прекрасная история, созданная режиссером Яной Туминой – про то, как мальчик с синдромом Дауна пишет стихи, и мы, прочитав эти стихи, понимаем, что внутренний мир человека, который кажется нам необычным, оказывается чрезвычайно богатым. А главное, его образы включают в нас такие резонаторы, которые давно, а может быть, и всегда, дремали.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Это поэтический, очень душевный спектакль про девочку, в которую влюбился наш герой, и именно ей посвящал стихи. А в конце спектакля оказывается, что этой девочки в реальности не существует. В спектакле нет никакого педалирования экстравагантности героя, с одной стороны, и нет сентиментального отношения, которое принижало бы героя – с другой. Этот спектакль не заигрывает с модной нынче социальной темой – он говорит не про особенных людей, а про нас, про нашу потребность в любви.

Железо (12+). Театр кукол Республики Карелия совместно с Творческим объединением «КультПроект» (Петрозаводск)
27 сентября, 19.00
Большая сцена БТК

- Спектакль поставлен питерским дуэтом – для меня они все равно остаются питерскими людьми – Борисом Константиновым, который сейчас руководит Образцовским кукольным театром, и Виктором Антоновым. Они же на пару сочинили историю, в которой главным героем является «Запорожец».



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Это такая ностальжи-ностальжи по советским временам, по родителям, которые копили на черный день, шили и перешивали, чем-то жертвовали – и вот на пенсии купили себе «Запорожец», который любят и зрители, и герои.

Хармс. Анекдоты, случаи, стихи (18+). Красноярский театр кукол
28 сентября, 19.00
Большая сцена БТК

- Было бы странно не иметь на этом фестивале спектакля самого Руслана Кудашова. Поэтому мы решили привезти спектакль «Хармс», поставленный им в Красноярском ТЮЗе совместно с художником Мариной Завьяловой. В нем есть, в том числе, и политические аллюзии.

Хармс – герой, к которому Руслан обращается не в первый раз и который интересует его и как личность, и как поэт. На сцене работают и актеры, и куклы, и объекты: трудно поставить такого автора без абсурдного визуального решения, и Руслан с Мариной его нашли.

Толстая тетрадь (18+). Пермский театр кукол
29 сентября, 19.00
Большая сцена БТК

- Спектакль уже награжден «Золотой маской» и Гран-при фестиваля «Петрушка Великий» в Екатеринбурге. Его стилистика – то, что сейчас в России принято называть белорусской режиссерской школой, потому что режиссер Александр Янушкевич – ученик Лелявского. Спектакль создан в соавторстве с очень интересным художником Татьяной Нерсисян, тоже получившей «Золотую маску». Название говорит о том, что в основе лежит легендарный роман Аготы Кристоф, переведенный уже на 30 языков – история о двух близнецах, выживающих во время Второй мировой войны и записывающих в тетрадь всё, что им приходится пережить.



Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Спектакль – масштабная работа, которая с трудом помещается на большую сцену БТК – гротескный мир войны и с хроникой, и с куклами, и с масками, и с мутирующими куклами, и с живым планом актеров. Визуально очень убедительный спектакль, который нельзя было не привезти. Это абсолютный must see.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

«Зачем вам эта рухлядь?». Русский музей показывает иконы строгановских мастеров

В бывшем большом графском кабинете Строгановского дворца с июля 2025 года выставляют «строгановскую школу» — иконы, которые были созданы лучшими мастерами по заказу представителей этого именитого рода. Вдумчивый проект сделан так, чтобы со временем стать частью постоянной экспозиции.

Статьи

>