
«Петербург. Только по любви» в кинотеатрах: Ищите женщину

В данный момент в ограниченный, а начиная с четверга, в широкий прокат выходит «Петербург. Только по любви»: альманах-признание в любви городу от семи женщин-режиссеров, наш запоздалый ответ нашумевшему альманаху «Париж. Я тебя люблю».
Мода на признания в любви городам отгремела. Ровно десять лет назад Парижу признались в любви Гас ван Сент, братья Коэн, Оливье Ассайяс. В 2009-м кинематографисты рассказали о своих чувствах к Нью-Йорку, и фигуры были рангом ниже: разве что Натали Портман отметилась. К 2010-му идея совсем выдохлась, и про Москву альманах сняли вовсе безвестные авторы под не слишком чутким продюсерским руководством Егора Кончаловского. Чтобы снимать в 2016-м альманах про великий город, нужны были веская причина и впечатляющий концепт. И то, и другое нашлось, причем, «в одном флаконе».
Любимая тема профессиональных журналов о кино и профессионалов кинематографа вообще теперь – начало «женского века». Британский Sight and Sound даже опубликовал фундаментальное исследование «Почему женщины монтируют лучше мужчин» (со статистическими выкладками и отсылками с психоаналитикам). Вот и предоставился повод отечественным женщинам-режиссерам заявить о себе и провозгласить приход мирового тренда на родную почву. А концепт признания в любви женщин-режиссеров городу-мужчине (про маскулинность Питера уже сказано много) и правда выразителен.
Уже состав авторов альманаха — вполне манифест. Рената Литвинова, Авдотья Смирнова, Анна Пармас (та, сняла несколько замечательных клипов для Шнура, в том числе, сверхпопулярные «Лабутены» и «В Питере пить»), Оксана Бычкова — действительно авангард отечественного кино последнего десятилетия, высшая лига. Своим могучим авторитетом они подтягивают соавторов рангом ниже: заявившую о себе «Пионерами-героями» Наталью Кудряшову, молодых режиссеров Аксинью Гог и Наталью Назарову.
Высшая лига выступает здесь в своих фирменных амплуа. Литвинова в «Снах Иосифа» делает то, что умеет лучше всего — красуется, не боясь выглядеть глупо, пошло и нелепо. Тащит в кадр друганов — редакционного директора журнала «Сеанс» Константина Шавловского, искусствоведа Аркадия Ипполитова, барменов из модных заведений. Снимает собственную дочку в главной роли. Засыпает зрителя сальностями. Признается в любви к Бродскому, наконец (вот уж общее место из общих мест). И все это ей, как всегда, сходит с рук: харизма и обаяние – штука такая, если они у автора имеются, то ему можно примерно всё.
Смирнова в «Только по любви» тоже держит марку: продолжает линию, начатую в своем дебюте, «Связи». Ее постоянная героиня, Анна Михалкова, играет женщину бальзаковского возраста в поисках любви. Эти поиски заводят ее, в частности, к шаману, которого играет Михаил Боярский (очередная попытка раскрыть комический талант Д'Артаньяна — не более удачная, чем в «Самом лучшем дне» Крыжовникова).
Наконец, автор фильма «Питер.фм» Оксана Бычкова играет на поле, на котором чувствует себя комфортно — и которое получается у нее отлично. Снимает ромком про креативный класс — барышню, влюбившуюся в глухонемного парня. И показывает лучшее, на что способна. Во-первых, что снимает только про тех, кого действительно знает и понимает: режиссеров, студентов-гуманитариев, радиоведущих. Во-вторых, что владеет редким мастерством драматурга — чего-чего, а умения ввернуть неожиданную развязку у Бычковой не отнимешь (пускай обставить ее должным образом не всегда удается).
Тех, кто ценит ромкомы Бычковой, эстетство Литвиновой и трагикомедии Смирновой, «Петербург» не разочарует. Куда менее выигрышно смотрятся те, кого «высшая лига» здесь прикрывает, подающие надежды молодые авторы. Слабо подающие, так скажем. Аксинья Гог тянется к трону Валерии Гай-Германики, гоп-эстета. Ее новелла о парочке субкультурных суицидников снята очень по-женски, но в худшем смысле слова. Красиво и романтично, но настолько, что зубы сводит. Крыши, подворотни, каналы подходят не для сегмента игрового альманаха, а для клипа группы «Танцы минус» двадцатилетней давности. Дебютант Наталья Назарова осторожно снимает социальную драму об отношениях матери и сына — не слишком выразительно и оригинально. Делает ставку на актрису Анну Уколову, но той в роли крановщицы, у которой трудности в общении с дочкой-подростком, просто нечего играть. Громко заявившая о себе «Пионерами-героями» Наталья Кудряшова вовсе отделывается невинной зарисовкой про коней на Аничковом мосту и парой выразительных планов красавицы Полины Кутеповой. Такие ученические, робкие и флегматичные работы никакая тройка сильнейших не способна «вытянуть»: из-за них весь альманах приобретает вид сборника дипломных работ киношколы.
Единственный, кто выделяется на общем фоне красующихся мастеров и тушующихся учеников — Анна Пармас. Сценарист фильмов Смирновой и, как уже говорилось, режиссер клипов «Ленинграда» отправилась в сольное плаванье. Теперь, наконец, Анна Пармас показала себя в полный режиссерский рост. И да, новый Гоголь-таки явился. Ее новелла — определенно лучшая в альманахе. Надежда Маркина, открытая Звягинцевым в «Елене», наконец, получила здесь достойную роль мамаши, отправляющейся с дочкой на УЗИ в клинику Отта. Простая, меткая, с человеческой интонацией, ироничная, мастерская новелла — у Пармас есть все то, дефицит чего испытывает отечественное кино, претендующее на «народность». И да, здесь есть пресловутая «женскость» – какой в помине не бывало ни у Кудряшовой, ни у Назаровой, и которая имеет вид подросткового перетягивания одеяла на себя у Гог. Хоть бери да отправляй в редакцию Sight and Sound этот сегмент из «Петербурга»: смотрите, завидуйте! Умное, тонкое, лиричное кино. Женский взгляд на мир: какой мужчина-режиссер возьмется за подобный сюжет и разыграет его с таким изяществом? Искали женское кино? Ловите его скорей. Мужчины так правда не могут.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Разговор с колодцем, призраки водного калейдоскопа, безумное чаепитие и ядерный реактор. Как проходит «Ночь света в Гатчине»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 29 августа 2025 - Скончался крупнейший специалист по Петербургу Достоевского Борис Тихомиров
- 29 августа 2025 - Михаил Пиотровский рассказал о предстоящем награждении дирижера Теодора Курентзиса
- 28 августа 2025 - Вместо учебы — в музей. Эрмитаж позвал учащихся на бесплатный день
- 28 августа 2025 - Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков рассказал, когда откроет первую выставку в новом здании
- 27 августа 2025 - «Эдем» с Джудом Лоу и Аной де Армас не выйдет в российский прокат
Статьи
-
29 августа 2025, 08:00Эти выходные плавно подводят нас к осени, но это не повод для грусти: отмечаем скорую смену сезона бесплатными танцами под открытым небом с оркестром «Северная симфония» под управлением Фабио Мастранджело, гуляем по юго-западу Петербурга в компании современных художников, отводим детей на нескучный День знаний в Летнем саду и отправляемся в музеи, где стартовало множество новых выставок.
-
29 августа 2025, 16:19Родион Щедрин — редкий случай нашего современника, ставшего классиком при жизни: его оперы и балеты шли в ведущих театрах страны, а в день его смерти было объявлено, что оставшиеся три дня лета с 12:00 до 18:00 фойе Новой сцены Мариинского театра будет открыто для возложения цветов в память о нем. «Фонтанка» вспоминает композитора, сумевшего и написать веселый марш монтажников для народа и раскрыть тонкие струны души в операх «Очарованный странник» и «Левша», и не стесняться того, что за женитьбу на Майе Плисецкой его называли «Салтыков-Плисецкий».
-
28 августа 2025, 20:24Словосочетание «Братья Стругацкие» стало уже таким привычным, что кажется, будто оно означает неразделимое целое, исправно выдающее из себя все эти невероятные миры — Страну багровых туч, средневековый Арканар, мрачный Саракш, непознаваемую цивилизацию Странников, немыслимую Зону… Имелась даже шуточная теория, что это был один человек, «называвший себя то Аркадием, то Борисом, в зависимости от того, в каком городе появлялся. Вместе-то их за всю жизнь видели считаные разы»… Но шутки шутками, а братья — старший Аркадий, и младший Борис — были очень разными, дополнявшими друг друга как раз за счёт своей особости, уникальной яркости. Без этого не было бы такого творческого единства. Вспоминаем 10 важных фактов из жизни Аркадия Натановича.
-
28 августа 2025, 09:18Фестиваль в формате городского праздника «День Д» (12+), посвященный жизни и творчеству Сергея Довлатова, пройдет в Петербурге 30 и 31 августа. В его программе — полсотни мероприятий: лекции, спектакли, мастер-классы, экскурсии, кинопоказы, шахматный турнир и даже «пьяный диктант». В этом году они объединены темой «Ленинград Довлатова. Дружеские круги и стили жизни», а слоган всего фестиваля — «В любой ситуации необходима минимальная доля абсурда». «Фонтанка» рассказывает о самых ярких мероприятиях фестиваля.
-
22 августа 2025, 00:00