
«Петербург. Только по любви» в кинотеатрах: Ищите женщину

В данный момент в ограниченный, а начиная с четверга, в широкий прокат выходит «Петербург. Только по любви»: альманах-признание в любви городу от семи женщин-режиссеров, наш запоздалый ответ нашумевшему альманаху «Париж. Я тебя люблю».
Мода на признания в любви городам отгремела. Ровно десять лет назад Парижу признались в любви Гас ван Сент, братья Коэн, Оливье Ассайяс. В 2009-м кинематографисты рассказали о своих чувствах к Нью-Йорку, и фигуры были рангом ниже: разве что Натали Портман отметилась. К 2010-му идея совсем выдохлась, и про Москву альманах сняли вовсе безвестные авторы под не слишком чутким продюсерским руководством Егора Кончаловского. Чтобы снимать в 2016-м альманах про великий город, нужны были веская причина и впечатляющий концепт. И то, и другое нашлось, причем, «в одном флаконе».
Любимая тема профессиональных журналов о кино и профессионалов кинематографа вообще теперь – начало «женского века». Британский Sight and Sound даже опубликовал фундаментальное исследование «Почему женщины монтируют лучше мужчин» (со статистическими выкладками и отсылками с психоаналитикам). Вот и предоставился повод отечественным женщинам-режиссерам заявить о себе и провозгласить приход мирового тренда на родную почву. А концепт признания в любви женщин-режиссеров городу-мужчине (про маскулинность Питера уже сказано много) и правда выразителен.
Уже состав авторов альманаха — вполне манифест. Рената Литвинова, Авдотья Смирнова, Анна Пармас (та, сняла несколько замечательных клипов для Шнура, в том числе, сверхпопулярные «Лабутены» и «В Питере пить»), Оксана Бычкова — действительно авангард отечественного кино последнего десятилетия, высшая лига. Своим могучим авторитетом они подтягивают соавторов рангом ниже: заявившую о себе «Пионерами-героями» Наталью Кудряшову, молодых режиссеров Аксинью Гог и Наталью Назарову.
Высшая лига выступает здесь в своих фирменных амплуа. Литвинова в «Снах Иосифа» делает то, что умеет лучше всего — красуется, не боясь выглядеть глупо, пошло и нелепо. Тащит в кадр друганов — редакционного директора журнала «Сеанс» Константина Шавловского, искусствоведа Аркадия Ипполитова, барменов из модных заведений. Снимает собственную дочку в главной роли. Засыпает зрителя сальностями. Признается в любви к Бродскому, наконец (вот уж общее место из общих мест). И все это ей, как всегда, сходит с рук: харизма и обаяние – штука такая, если они у автора имеются, то ему можно примерно всё.
Смирнова в «Только по любви» тоже держит марку: продолжает линию, начатую в своем дебюте, «Связи». Ее постоянная героиня, Анна Михалкова, играет женщину бальзаковского возраста в поисках любви. Эти поиски заводят ее, в частности, к шаману, которого играет Михаил Боярский (очередная попытка раскрыть комический талант Д'Артаньяна — не более удачная, чем в «Самом лучшем дне» Крыжовникова).
Наконец, автор фильма «Питер.фм» Оксана Бычкова играет на поле, на котором чувствует себя комфортно — и которое получается у нее отлично. Снимает ромком про креативный класс — барышню, влюбившуюся в глухонемного парня. И показывает лучшее, на что способна. Во-первых, что снимает только про тех, кого действительно знает и понимает: режиссеров, студентов-гуманитариев, радиоведущих. Во-вторых, что владеет редким мастерством драматурга — чего-чего, а умения ввернуть неожиданную развязку у Бычковой не отнимешь (пускай обставить ее должным образом не всегда удается).
Тех, кто ценит ромкомы Бычковой, эстетство Литвиновой и трагикомедии Смирновой, «Петербург» не разочарует. Куда менее выигрышно смотрятся те, кого «высшая лига» здесь прикрывает, подающие надежды молодые авторы. Слабо подающие, так скажем. Аксинья Гог тянется к трону Валерии Гай-Германики, гоп-эстета. Ее новелла о парочке субкультурных суицидников снята очень по-женски, но в худшем смысле слова. Красиво и романтично, но настолько, что зубы сводит. Крыши, подворотни, каналы подходят не для сегмента игрового альманаха, а для клипа группы «Танцы минус» двадцатилетней давности. Дебютант Наталья Назарова осторожно снимает социальную драму об отношениях матери и сына — не слишком выразительно и оригинально. Делает ставку на актрису Анну Уколову, но той в роли крановщицы, у которой трудности в общении с дочкой-подростком, просто нечего играть. Громко заявившая о себе «Пионерами-героями» Наталья Кудряшова вовсе отделывается невинной зарисовкой про коней на Аничковом мосту и парой выразительных планов красавицы Полины Кутеповой. Такие ученические, робкие и флегматичные работы никакая тройка сильнейших не способна «вытянуть»: из-за них весь альманах приобретает вид сборника дипломных работ киношколы.
Единственный, кто выделяется на общем фоне красующихся мастеров и тушующихся учеников — Анна Пармас. Сценарист фильмов Смирновой и, как уже говорилось, режиссер клипов «Ленинграда» отправилась в сольное плаванье. Теперь, наконец, Анна Пармас показала себя в полный режиссерский рост. И да, новый Гоголь-таки явился. Ее новелла — определенно лучшая в альманахе. Надежда Маркина, открытая Звягинцевым в «Елене», наконец, получила здесь достойную роль мамаши, отправляющейся с дочкой на УЗИ в клинику Отта. Простая, меткая, с человеческой интонацией, ироничная, мастерская новелла — у Пармас есть все то, дефицит чего испытывает отечественное кино, претендующее на «народность». И да, здесь есть пресловутая «женскость» – какой в помине не бывало ни у Кудряшовой, ни у Назаровой, и которая имеет вид подросткового перетягивания одеяла на себя у Гог. Хоть бери да отправляй в редакцию Sight and Sound этот сегмент из «Петербурга»: смотрите, завидуйте! Умное, тонкое, лиричное кино. Женский взгляд на мир: какой мужчина-режиссер возьмется за подобный сюжет и разыграет его с таким изяществом? Искали женское кино? Ловите его скорей. Мужчины так правда не могут.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Не выходя из комнаты: экспресс-омоложение Тома Хэнкса в новом фильме Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
10 сентября 2025, 18:47