Искусство длиной в 60 метров: в «Манеже» развернули китайские горы

13 сентября 2016, 13:05
Версия для печати Версия для печати

В «Манеже» открыли выставку Цуя Жучжо «Мерцание гладкой яшмы». Самый дорогой художник Китая представил полиптихи и горизонтальные свитки с картинами-путешествиями длиной в десятки метров. Монохромные горные пейзажи, сопровождаемые поэтическими описаниями, заняли оба этажа ЦВЗ. «Фонтанка» разбиралась, с чего начинать знакомство с живописью Востока.

Входная зона «Манежа» уподобилась китайскому монастырю: на время работы экспозиции – до 25 сентября – посетители проходят в зал через гигантские красные ворота, подобными тем, что на Востоке устанавливают перед культовыми сооружениями. При всей своей массивности конструкция выглядит более чем деликатно: на нее можно даже не обратить внимания – настолько органично она вписывается в пространство, заполненное столь же масштабными полиптихами художника по имени Цуй Жучжо, который с гордостью называет себя самым высокооплачиваемым китайским художником в мире.

«Я единственный художник на рынке китайского искусства, чьи картины продаются за десятки миллионов долларов», – без ложной скромности представился художник журналистам на открытии выставки в «Манеже». Чувствуется, что тема денег для него в принципе очень значима: например, известно высказывание господина Цуя о том, что он мечтает продаваться дороже Ван Гога. Как говорится, «ничего личного» – дело принципа: на западных рынках творчество китайских художников, по его мнению, недооценено, а это, в свою очередь, влияет на ценообразование на Востоке.

Самому ему «повезло»: он 15 лет прожил в США и потому «встроился» в контекст мирового искусства. Его работы вошли в коллекции многих знаменитостей, включая Генри Киссинджера и членов королевской семьи Таиланда.

Свои работы Цуй Жучжо создает в смешанной технике, за основу которой берется гохуа и, как разновидность, чжихуа (полный вариант – чжитоухуа). Гохуа означает рисование тушью и водяными красками на бумаге или шелке посредством кисти в стиле китайских живописных традиций II-III веков до нашей эры. Чжихуа – рисование при помощи пальца – также тушью (как самостоятельная разновидность живописи утвердилось в конце XVII-начале XVIII веков). И то, и другое зритель может оценить сразу, как только войдет в зал: на правой стене будет полиптих, созданный подушечками пальцев, на левой – работа кистью.

Одной из неизменных составляющих традиционной китайской живописи является поэзия. И Цуй Жучжо определенно знает, чем заворожить публику – красивыми образами. «За моей дверью покрытые зеленью горы тянутся к небу», «Приветствуя приход весны, кружится снег», «Старое дерево висит над скалой, листья его пожухли» – таковы названия его картин. А уж в каллиграфии и вовсе таятся целые мини-поэмы: «Кисть и тушь играют друг с другом, украшая бумагу. Мудрость – источник спокойствия и чистой совести». Или: «Тень изумрудного бамбука удлиняется с заходом солнца. Аромат лотоса ветер уносит к закатным облакам».

В общем, читать на этой выставке посетителям придется много, но это сделает осмотр гораздо интереснее. Потому что сами по себе пейзажи хоть и приятны для созерцания, в больших количествах оставляют ощущение некоторой монотонности. Особенно с учетом того, что ярких красок ждать не приходится, максимум – несколько сливовых или темно-рыжих пятен.

«Основа китайской живописи – это тушь, черный цвет, а другие цвета используются как дополнение, – объясняет Цуй Жучжо. – То, какой будет использоваться цвет, зависит от рисунка. Красный я беру потому, что часто изображаю зимний пейзаж, который в Китае связан с красным цветом: там рано начинается весна, и расцветают цветы, краснеют листья, поэтому китайская зима – красного цвета».

Что еще обращает на себя внимание на выставке, и чего в Петербурге обычно не увидишь (хотя бы потому, что других столь же просторных залов, как «Манеж», у нас нет) – так это горизонтальные свитки длиной в несколько десятков метров, представленные в полностью развернутом виде. Это картины-путешествия и картины-иллюстрации к литературным произведениям. На первом этаже зрителей ждет 60 метров творчества под названием «Снег на красных кленовых деревьях лежит, а горы Сишань простираются вдаль». А на втором – 20-метровые «Иллюстрации к стихам Ду Му». Они выложены на постаментах и прижаты сверху стеклом – так что приблизиться к ним можно на максимальное расстояние. Конечно, это не те искусные старинные свитки, какие есть, например, в Эрмитаже, и которые можно действительно разглядывать часами (при меньшей длине). Но как составляющие выставки-настроения вызывают интерес.

В рамках выставки предполагается провести две лекции для взрослых посетителей и детские образовательные программы, из которых можно будет узнать больше об искусстве Китая.

«Фонтанка» предлагает начать подготовку к ним уже сейчас и публикует несколько фактов об искусстве гохуа:

1. Для живописи гохуа необходима исключительно бумага Суан, поверхность которой, благодаря особой текстуре, подходит для работы с тушью.

2. Картины пишут глянцевой черной тушью, которую выпускают в плитках, а затем разводят до нужной консистенции. Также в гохуа используют цветные водяные краски.

3. Характерные темы картин гохуа – природа: виды лесов, гор, а также рыбы и птицы. Часто автор специализируется на одной из этих тем, в ней и достигает совершенства.

4. Значимая составляющая китайской живописи – стихи и каллиграфия, которые пишут прямо на полотне. Поэтому художник является еще и поэтом.

5. Сюжеты картин гохуа построены на контрастах: зритель видит противопоставление маленького и большого, движущегося и неподвижного, темного и светлого.

6. Линия является основой рисунка, на ней делается акцент и строится композиция.

7. В искусстве широко используется язык образов. Например, цветы могут обозначать человеческие характеры: бамбук – непреклонность и стойкость, лотос – чистота помыслов и мудрость и так далее.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Пять новых книг, герои которых живут в Петербурге. Кем и как населяют город молодые писатели?

За свои три века Петербург стал самым литературным городом России — действие каких книг тут только ни разворачивалось! «Страницей Гоголя ложится Невский, весь Летний сад — Онегина глава. О Блоке вспоминают Острова, а по Разъезжей бродит Достоевский», — написал Самуил Маршак. Одна беда: все это было давно. А кто рискует писать о Петербурге прямо сейчас — и что из этого получается? Собрали пять разных книг этого года, где город на Неве — полноправный участник сюжета.

Статьи

>