Искусство длиной в 60 метров: в «Манеже» развернули китайские горы

В «Манеже» открыли выставку Цуя Жучжо «Мерцание гладкой яшмы». Самый дорогой художник Китая представил полиптихи и горизонтальные свитки с картинами-путешествиями длиной в десятки метров. Монохромные горные пейзажи, сопровождаемые поэтическими описаниями, заняли оба этажа ЦВЗ. «Фонтанка» разбиралась, с чего начинать знакомство с живописью Востока.
Входная зона «Манежа» уподобилась китайскому монастырю: на время работы экспозиции – до 25 сентября – посетители проходят в зал через гигантские красные ворота, подобными тем, что на Востоке устанавливают перед культовыми сооружениями. При всей своей массивности конструкция выглядит более чем деликатно: на нее можно даже не обратить внимания – настолько органично она вписывается в пространство, заполненное столь же масштабными полиптихами художника по имени Цуй Жучжо, который с гордостью называет себя самым высокооплачиваемым китайским художником в мире.
«Я единственный художник на рынке китайского искусства, чьи картины продаются за десятки миллионов долларов», – без ложной скромности представился художник журналистам на открытии выставки в «Манеже». Чувствуется, что тема денег для него в принципе очень значима: например, известно высказывание господина Цуя о том, что он мечтает продаваться дороже Ван Гога. Как говорится, «ничего личного» – дело принципа: на западных рынках творчество китайских художников, по его мнению, недооценено, а это, в свою очередь, влияет на ценообразование на Востоке.
Самому ему «повезло»: он 15 лет прожил в США и потому «встроился» в контекст мирового искусства. Его работы вошли в коллекции многих знаменитостей, включая Генри Киссинджера и членов королевской семьи Таиланда.
Свои работы Цуй Жучжо создает в смешанной технике, за основу которой берется гохуа и, как разновидность, чжихуа (полный вариант – чжитоухуа). Гохуа означает рисование тушью и водяными красками на бумаге или шелке посредством кисти в стиле китайских живописных традиций II-III веков до нашей эры. Чжихуа – рисование при помощи пальца – также тушью (как самостоятельная разновидность живописи утвердилось в конце XVII-начале XVIII веков). И то, и другое зритель может оценить сразу, как только войдет в зал: на правой стене будет полиптих, созданный подушечками пальцев, на левой – работа кистью.
Одной из неизменных составляющих традиционной китайской живописи является поэзия. И Цуй Жучжо определенно знает, чем заворожить публику – красивыми образами. «За моей дверью покрытые зеленью горы тянутся к небу», «Приветствуя приход весны, кружится снег», «Старое дерево висит над скалой, листья его пожухли» – таковы названия его картин. А уж в каллиграфии и вовсе таятся целые мини-поэмы: «Кисть и тушь играют друг с другом, украшая бумагу. Мудрость – источник спокойствия и чистой совести». Или: «Тень изумрудного бамбука удлиняется с заходом солнца. Аромат лотоса ветер уносит к закатным облакам».
В общем, читать на этой выставке посетителям придется много, но это сделает осмотр гораздо интереснее. Потому что сами по себе пейзажи хоть и приятны для созерцания, в больших количествах оставляют ощущение некоторой монотонности. Особенно с учетом того, что ярких красок ждать не приходится, максимум – несколько сливовых или темно-рыжих пятен.
«Основа китайской живописи – это тушь, черный цвет, а другие цвета используются как дополнение, – объясняет Цуй Жучжо. – То, какой будет использоваться цвет, зависит от рисунка. Красный я беру потому, что часто изображаю зимний пейзаж, который в Китае связан с красным цветом: там рано начинается весна, и расцветают цветы, краснеют листья, поэтому китайская зима – красного цвета».
Что еще обращает на себя внимание на выставке, и чего в Петербурге обычно не увидишь (хотя бы потому, что других столь же просторных залов, как «Манеж», у нас нет) – так это горизонтальные свитки длиной в несколько десятков метров, представленные в полностью развернутом виде. Это картины-путешествия и картины-иллюстрации к литературным произведениям. На первом этаже зрителей ждет 60 метров творчества под названием «Снег на красных кленовых деревьях лежит, а горы Сишань простираются вдаль». А на втором – 20-метровые «Иллюстрации к стихам Ду Му». Они выложены на постаментах и прижаты сверху стеклом – так что приблизиться к ним можно на максимальное расстояние. Конечно, это не те искусные старинные свитки, какие есть, например, в Эрмитаже, и которые можно действительно разглядывать часами (при меньшей длине). Но как составляющие выставки-настроения вызывают интерес.
В рамках выставки предполагается провести две лекции для взрослых посетителей и детские образовательные программы, из которых можно будет узнать больше об искусстве Китая.
«Фонтанка» предлагает начать подготовку к ним уже сейчас и публикует несколько фактов об искусстве гохуа:
1. Для живописи гохуа необходима исключительно бумага Суан, поверхность которой, благодаря особой текстуре, подходит для работы с тушью.
2. Картины пишут глянцевой черной тушью, которую выпускают в плитках, а затем разводят до нужной консистенции. Также в гохуа используют цветные водяные краски.
3. Характерные темы картин гохуа – природа: виды лесов, гор, а также рыбы и птицы. Часто автор специализируется на одной из этих тем, в ней и достигает совершенства.
4. Значимая составляющая китайской живописи – стихи и каллиграфия, которые пишут прямо на полотне. Поэтому художник является еще и поэтом.
5. Сюжеты картин гохуа построены на контрастах: зритель видит противопоставление маленького и большого, движущегося и неподвижного, темного и светлого.
6. Линия является основой рисунка, на ней делается акцент и строится композиция.
7. В искусстве широко используется язык образов. Например, цветы могут обозначать человеческие характеры: бамбук – непреклонность и стойкость, лотос – чистота помыслов и мудрость и так далее.
Алина Циопа, Фонтанка.ру

15 телесериалов апреля: новые «Одни из нас», «Черное зеркало», «Андор» и «Беспринципные в Питере», — выбор «Фонтанки»
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
- 28 марта 2025 - 12-летней исполнительнице песни «Сигма Бой» предложили стать консультантом Росмолодежи
- 28 марта 2025 - Найден неопубликованный роман Эдуарда Лимонова. Его готовят к первому изданию
Статьи
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».
-
26 марта 2025, 21:00Эрмитаж открыл новую выставку в Галерее графики Зимнего дворца — «Французская манера. Гравюры и рисунки XV — начала XVII века». Это следующий шаг за графикой немецкой, cтаронидерландской и итальянской, что музей показывал в предыдущие месяцы. Выставку можно смотреть до 13 июля, удивляясь переплетениям известных судеб, литературных и художественных произведений и крупных исторических событий, свидетелями которых становились эти тонкие и хрупкие листы бумаги.