
Под музыку Петрова: «Советский Голливуд» в Петергофе

Спектакль-ревю «Советский Голливуд», что показывают в эти субботу и воскресенье на Большом каскаде Петергофского дворца, вывел на новый уровень 3d-мэппинг-шоу, которые для петербуржцев уже стали чем-то обычным. Зрители увидели не просто «веселые картинки», а заявку на полноценный спектакль с драматургией и смелым – с учетом новейших тенденций в прочтении истории – содержанием.
Грандиозный размах спектакля становится очевиден еще до его начала – как только спускаешься в Нижний парк: фонтан «Самсон» окружен подиумом с небольшой эстрадой по центру, установлены экраны, на которые транслируется черно-белое кино, дворец озарен художественной подсветкой. Так что те зрители, которые приходят задолго до начала, дабы занять лучшие места, могут себя развлечь.
Под задорные фокстроты, какие играли таперы в кинотеатрах, сопровождая немые ленты, демонстрируются первые отечественные фильмы – «Понизовая вольница» (1908 год), «Москва в снежном убранстве» (1908 год), «Домик в Коломне» (1913 год). Затем на подиуме появляются дамы и кавалеры с картонными собачками: персонажи кино «сходят» с экрана, и представление начинается.
В воздух взлетают первые залпы фейерверков (ими заканчивается каждый эпизод шоу), под музыку Андрея Петрова мелькают заставки киностудий СССР, на экранах появляются Елизавета Боярская и Тарас Бибич, которые начинают повествование об истории кинематографа в нашей стране.
От первого сеанса братьев Люмьер в Париже переброшен «мостик» к первому сеансу в саду «Аквариум» в Петербурге – и вот уже благодаря проекции, его черты приобретает Большой дворец. Затем приходит время авангарда, на видео крутятся шестеренки, первая мировая приводит к падению импорта западного кино, а в Москве решают создать свой Голливуд, который рассказал бы миру о том, как «хорошо в стране Советской жить». Дальнейшее повествование построено именно в этом ключе: речь идет о пропаганде в кинематографе 1930-х.
Авторы шоу спокойно описывают механизм создания положительного образа страны и его успешное действие – в первую очередь, внутри СССР. Вернувшийся из поездки в Голливуд режиссер Григорий Александров создает советскую Марлен Дитрих – платиновую блондинку – Любовь Орлову. Снимаются «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Светлый путь»… Обаятельная и талантливая женщина, веселые оптимистические сюжеты, задорная музыка Исаака Дунаевского – и вся страна объединяется в патриотическом порыве. Хотя параллельно творятся страшные вещи – начинаются репрессии; сажают, отправляют в лагеря или приговаривают к расстрелам людей – в том числе известных творцов. Звучат фамилии Михоэлса, Эйзенштейна, Вертова...
В видеоряде использован очень сильный образ (как и показанная проекция с портретами Ленина и Сталина, гербом Советского Союза и подписью «Так был украшен фасад Большого дворца в октябре 1937 года»): цилиндр музыкальной шкатулки, на котором вместо колков – нарочито картонные колосья пшеницы, герб Советского Союза и улыбающаяся колхозница. Внезапно цвета пропадают, на цилиндр наматывается колючая проволока, а вместо колосьев торчат руки, символизирующие гибнущих людей.
Образ двойственности Советского Союза – как рая из кинематографических образов, и как ада, в котором гибли сотни художников, ученых, других представителей интеллигенции, заклейменных как «враги народа» – в спектакле повторяется неоднократно. Вот вместо колонн Большого дворца вырастают колосья пшеницы и появляется герб – но вот штукатурка осыпается, и мы видим поезд, увозящий жертв в «архипелаг ГУЛАГ»...
Подыскать эпилог к такому представлению непросто: по законам развлекательного жанра, от которого все же не может уйти уличное представление, хочется, чтобы все кончилось хорошо. Но история не подбросила сценаристам подходящего материала: дальше и вовсе началась война. В итоге спектакль о «Советском Голливуде» как феномене 1930-х венчают дежурные фразы, словно взятые из чиновничьего отчета – о том, каких успехов российское кино достигло в последующие годы.
Финальный танец на подиуме артисты исполняют под «Марш энтузиастов» – «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» Вот только ответного приветствия не рождается.
Публика выглядела немного растерянной: а что тут, действительно, ответишь? Тут разве вечнозеленые строки Мандельштама (тоже, кстати, невинно убиенного) процитировать: «Мы живем, под собою не чуя страны»…
После спектакля многие отмечали, что тема, взятая за основу спектакля, была для них неожиданной. Одни говорили, что это лучшее представление за все годы, потому что в нем заложена мысль. Другие – как своевременно была поднята тема. Третьи отмахивались: ничего нового...
Увидеть представление «Советский Голливуд» и составить о нем собственное мнение можно сегодня в последний раз – его начало в 21.00.
Алина Циопа, Фонтанка.ру

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.