Под музыку Петрова: «Советский Голливуд» в Петергофе
Спектакль-ревю «Советский Голливуд», что показывают в эти субботу и воскресенье на Большом каскаде Петергофского дворца, вывел на новый уровень 3d-мэппинг-шоу, которые для петербуржцев уже стали чем-то обычным. Зрители увидели не просто «веселые картинки», а заявку на полноценный спектакль с драматургией и смелым – с учетом новейших тенденций в прочтении истории – содержанием.
Грандиозный размах спектакля становится очевиден еще до его начала – как только спускаешься в Нижний парк: фонтан «Самсон» окружен подиумом с небольшой эстрадой по центру, установлены экраны, на которые транслируется черно-белое кино, дворец озарен художественной подсветкой. Так что те зрители, которые приходят задолго до начала, дабы занять лучшие места, могут себя развлечь.
Под задорные фокстроты, какие играли таперы в кинотеатрах, сопровождая немые ленты, демонстрируются первые отечественные фильмы – «Понизовая вольница» (1908 год), «Москва в снежном убранстве» (1908 год), «Домик в Коломне» (1913 год). Затем на подиуме появляются дамы и кавалеры с картонными собачками: персонажи кино «сходят» с экрана, и представление начинается.
В воздух взлетают первые залпы фейерверков (ими заканчивается каждый эпизод шоу), под музыку Андрея Петрова мелькают заставки киностудий СССР, на экранах появляются Елизавета Боярская и Тарас Бибич, которые начинают повествование об истории кинематографа в нашей стране.
От первого сеанса братьев Люмьер в Париже переброшен «мостик» к первому сеансу в саду «Аквариум» в Петербурге – и вот уже благодаря проекции, его черты приобретает Большой дворец. Затем приходит время авангарда, на видео крутятся шестеренки, первая мировая приводит к падению импорта западного кино, а в Москве решают создать свой Голливуд, который рассказал бы миру о том, как «хорошо в стране Советской жить». Дальнейшее повествование построено именно в этом ключе: речь идет о пропаганде в кинематографе 1930-х.
Авторы шоу спокойно описывают механизм создания положительного образа страны и его успешное действие – в первую очередь, внутри СССР. Вернувшийся из поездки в Голливуд режиссер Григорий Александров создает советскую Марлен Дитрих – платиновую блондинку – Любовь Орлову. Снимаются «Веселые ребята», «Цирк», «Волга, Волга», «Светлый путь»… Обаятельная и талантливая женщина, веселые оптимистические сюжеты, задорная музыка Исаака Дунаевского – и вся страна объединяется в патриотическом порыве. Хотя параллельно творятся страшные вещи – начинаются репрессии; сажают, отправляют в лагеря или приговаривают к расстрелам людей – в том числе известных творцов. Звучат фамилии Михоэлса, Эйзенштейна, Вертова...
В видеоряде использован очень сильный образ (как и показанная проекция с портретами Ленина и Сталина, гербом Советского Союза и подписью «Так был украшен фасад Большого дворца в октябре 1937 года»): цилиндр музыкальной шкатулки, на котором вместо колков – нарочито картонные колосья пшеницы, герб Советского Союза и улыбающаяся колхозница. Внезапно цвета пропадают, на цилиндр наматывается колючая проволока, а вместо колосьев торчат руки, символизирующие гибнущих людей.
Образ двойственности Советского Союза – как рая из кинематографических образов, и как ада, в котором гибли сотни художников, ученых, других представителей интеллигенции, заклейменных как «враги народа» – в спектакле повторяется неоднократно. Вот вместо колонн Большого дворца вырастают колосья пшеницы и появляется герб – но вот штукатурка осыпается, и мы видим поезд, увозящий жертв в «архипелаг ГУЛАГ»...
Подыскать эпилог к такому представлению непросто: по законам развлекательного жанра, от которого все же не может уйти уличное представление, хочется, чтобы все кончилось хорошо. Но история не подбросила сценаристам подходящего материала: дальше и вовсе началась война. В итоге спектакль о «Советском Голливуде» как феномене 1930-х венчают дежурные фразы, словно взятые из чиновничьего отчета – о том, каких успехов российское кино достигло в последующие годы.
Финальный танец на подиуме артисты исполняют под «Марш энтузиастов» – «Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!» Вот только ответного приветствия не рождается.
Публика выглядела немного растерянной: а что тут, действительно, ответишь? Тут разве вечнозеленые строки Мандельштама (тоже, кстати, невинно убиенного) процитировать: «Мы живем, под собою не чуя страны»…
После спектакля многие отмечали, что тема, взятая за основу спектакля, была для них неожиданной. Одни говорили, что это лучшее представление за все годы, потому что в нем заложена мысль. Другие – как своевременно была поднята тема. Третьи отмахивались: ничего нового...
Увидеть представление «Советский Голливуд» и составить о нем собственное мнение можно сегодня в последний раз – его начало в 21.00.
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.