
Собачья жизнь: «Такса» в прокате

На текущей неделе в российский прокат вышел фильм «Такса». Великолепный Тодд Солондз, яркое лицо независимого американского кинематографа, с помощью истории домашнего животного препарирует человеческое бытие. В итоге собачья жизнь, хоть и с трагическим финалом, оказывается лучшим, что может случиться.
Хотелось написать – «история домашнего любимца», но не пишется. Из всех владельцев, повстречавшихся таксе, ее любит разве что занудный и повернутый в себя мальчик (станешь тут занудой с раком-то крови!), да семейство даунов. Остальные персонажи еще более маргинальны и вряд ли способны полюбить даже себя самих. Словом, вот уже тридцать лет как Солондз занимается изображением обездоленных типажей и вырождающихся семей, и с каждым разом у него это выходит все убедительнее.
Фильм немного смешной и смех этот поучительный, пусть после него и не всегда хочется жить. Урок от Тодда Солондза лучше воспринимать в изоляции и не брать в кинозал семью – если только вы не планируете после сплавить детей в коррекционный интернат. Жесткость ситуаций в картине феноменальная, хоть и нарисована пастелью.
За все в этой жизни нам придется заплатить – эту банальную истину стоит напоминать снова и снова. Можно принести таксу в красивый, холодный дом, чтобы было не так одиноко больному сыну. И не перенести простых бытовых тягот (крупный двухминутный план собачьего помета в сопровождении музыки Дебюсси). Дальше все пойдет по накатанной: взаимные упреки, неизбежные на территории без любви, разговор «а как кремируют? – вроде как поставят в духовку». Улыбка мамы (ее убедительно изобразила Жюли Дельпи) и слово «сладкий» как обращение к сыну четко говорят: и в самом деле съест со временем. Расплата в виде вернувшегося рака воспринимается как само собой разумеющееся событие: причинно-следственная связь для режиссера очевидна.
Безысходности не избежать. Удручающе-холодны аккуратные пригороды Нью-Йорка, изображенные в картине. В глазах режиссера сама страна выглядит отправленной на заклание: «В Америке так одиноко и депрессивно. Это как большой жирный слон тонет в море отчаяния». Зарождающееся чувство следующих владельцев таксы прекрасно и чисто, но что может надежда, когда на другой чаше весов – наркотики? Брат того самого мальчика из комедии «Один дома» Киран Калкин оказался замечательным актером. Наркоман Брендон, пытающийся дать надежду затурканной ветеринарше – один из самых сильных образов безысходности, который попался на глаза за несколько последних лет. Пущего оптимизма ради создатели включили в новеллу супругов, страдающих синдромом Дауна – хорошо, что в этом окружении наша такса не задержится.
Тем более, что следующим таксовладельцем станет вернувшийся на большой экран Дэнни ДеВито. Его персонаж – неудачливый сценарист профессор Шмерс, преподающий в киношколе и пользующийся нелюбовью коллег и студентов. «Всеобщее мнение – вы немного негативны», – увещевает Шмерса начальница, намекая, что и внештатного места тот может лишиться. А как тут быть позитивным, если все вокруг мнят себя гениями и требуют от преподавателя комплиментов, одолевая его трансгрессивными проектами про, скажем, эпистемологию чулана? Избавиться от негативной славы в таком окружении можно единственным способом – разнести все вокруг к чертовой матери. Но нашей таксе и здесь повезло.
Про последнее пристанище собачки, где ей дадут жизнеутверждающую кличку Cancer, говорить просто не хочется. Скверная старуха, не любившая никого – даже себя. Тут же — ее дочка, клянчащая денег для своего любовника – розового негра. Мизантропии в кадре так много, и она настолько к месту, что начинает тошнить наяву. Становится ясно, что экзистенциальный выбор таксы, ставший последним в ее жизни – пожалуй, лучшее, что могло случиться с животным в конкретных обстоятельствах.
Тодд Солондз не был бы мастером, если бы снял просто тошнотворную чернуху. На это и без него охотников хоть отбавляй. «Такса» при всем негативе смотрится залпом и побуждает к переоценке своего багажа, накопленного за прожитые годы. Что является достоверным маркером: перед нами – настоящее, понятно снятое искусство, а не товар, заманивающий зрителя раскошелиться.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

«Здесь, к счастью, не Третьяковская галерея». Выставка Куинджи в Русском музее идёт против тренда, и получается красиво
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50