
Традиционные ценности: на экранах «Бен-Гур» Бекмамбетова

Предыдущая режиссерская работа автора «Ночного дозора» – «Президент Линкольн. Охотник на вампиров» – вышла на экраны четыре года назад, срок немалый. Тем более интриговал его новый фильм, который теперь стартовал в кинотеатрах, «Бен-Гур».
К тому же, в «Линкольне» Бекмамбетов задал самому себе ого-го какую планку: those russian замахнулся на святое, на физиономию с доллара, национального героя. И смог с этим материалом справиться. После взятия такой высоты планку можно только повышать.
Тимур Бекмамбетов живет на две страны и двумя жизнями. С одной стороны, он — русский продюсер, стабильно поставляет к новогоднему столу «Ёлки», а по прочим красным дням календаря — комедии Жоры Крыжовникова. Человек и синоним слова «русское кассовое кино»: этот статус ему обеспечивает кассу и всеобщее брезгливое отношение («Фу, Бекмамбетов, «Ночной дозор»). Другой Бекмамбетов — американский режиссер, эстет и перфекционист, увлеченный всяческими красотами на экране и умеющий собирать из этих пестрых картинок увлекательные зрелища. Этот даже у снобов вызывает почет и уважение: наш человек в Голливуде. Этот являет себя миру куда реже, чем хозяин студии «Базелевс».
«Бен-Гур» – материал богатый и сугубо бекмамбетовский. Пестрый пеплум, действие которого разворачивается в занятой римлянами Иудее, идет режиссеру ходя бы ввиду своей пестроты. Бекмамбетов все-таки художник (по образованию и призванию), и питает слабость ко всему, что касается костюмов и декораций. А тут этого добра — как в пещере Али-Бабы. И тюрбаны с халатами, и каски с перьями, и тоги центурионов. А декорации заменяют скалы с пустынями.
Причем, вся эта красота имеет богатую историю. В основе сюжета — популярнейшая книжка Лью Уолласа, написанная в 1880 году, и на экран ее переносили не раз и не два. Самый известный случай — эпохальный фильм Уильяма Уайлера, о котором многие слышали, но мало кто видел: известен он, в первую очередь, тем, что соревнуется с «Титаником» по числу «Оскаров». Так что Бекмамбетов снова замахнулся на святое — даже, может, более сакральное, чем фигура президента с пятибаксовой банкноты. Мало того, что на римейк великого фильма, так еще и на сюжет, один из героев которого — Иисус. Неудивительно, что после премьеры фильма на Бекмамбетова повесили всех собак — заокеанские рецензенты описывают «Бен-Гура» как epic fail, прокатные показатели не самые утешительные. Этого всего можно было ожидать — для американского зрителя бекмамбетовский «Бен-гур» та же красная тряпка, что для отечественного «Джентльмены, удачи» и «Служебный роман. Наше время». Нас же все эти несчастья фильма в англоязычном мире волновать не должны — чего пеплум недоберет в прокате американском, наверстается здесь.
Нет, казакам просьба не беспокоиться: оскорбления чувств верующих в «Бен-Гуре» не найдет даже самый въедливый толкователь Библии и знаток всех соборов. Скорее, эту ленту им стоит взять на вооружение. Роман Уолласа — нравоучительная притча, объяснение на пальцах христианских ценностей. Иуда(!) Бен-Гур — состоятельный иудей, живущий беззаботно в Иерусалиме вместе со своим лучшим другом Мессалой. Вместе они коротают дни юности, влюбляются, дерутся — в общем, делают все, что положено в пубертатный период. Потом взрослеют – их пути расходятся: Бен-Гур остается в родном городе, а Мессала становится легионером, приближается к Понтию Пилату и возвращается в Иудею уже как оккупант. А возвратившись, вынужден арестовать Иуду со всем его семейством, за что друг начинает ему страшно мстить. Фоновым персонажем проходит странноватый горожанин, который всем советует римлян прощать и любить, арестованным дает напиться, а Иуду (!!!) отговаривает (безрезультатно) от мести обидчикам. В общем, христианские (традиционные) ценности — как на ладони, любой Холден Колфилд поймет.
Бекмамбетов взятую высоту берет легко, почти играючи и явно с удовольствием. Весь «Бен-Гур» – сплошной набор выразительных костюмов, горных хребтов, пустынь, изобретательных склеек, неожиданных ракурсов (снизу, сверху), живописных композиций. Мастеровитый оператор Оливер Вуд ему в этом деле – в помощь.
Интересно здесь другое. Не то, как роман с богатой историей экранизаций, превращается в современнейший блокбастер. Куда любопытнее — то, что Бекмамбетов здесь дорывается, наконец, до своей давней цели. Создает-таки зрелище для всех и каждого, к которому он стремился со времен своего дебюта: мрачноватого «Пешаварского вальса». «Бен-Гур» прост, как комикс, и при этом здесь множество тонких деталей, погружаться в которые — сплошное удовольствие. Бекмамбетов нашел отличных исполнителей на главные роли — в меру попсовых, чтобы их можно было узнать, но при этом чтобы персонажи не превращались в переодетых под иудеев «Человеков-пауков». Джек Хьюстон в главной роли и Тоби Кеббелл — Мессала ровно такие: не слишком замыленные и вполне запоминающиеся. На роль темнокожего мудреца взят Морган Фримен, мастер образа «умный черный дедушка», и все тонкости характера персонажа становятся ясными и близкими любому зрителю. Виды и костюмы достаточно зрелищны, но против исторических реалий не грешат — каски и тоги, вроде, из нужных времен, и даже Понтию Пилату примерно столько же лет, сколько его прототипу (Пилу Асбеку четвертый десяток — а прокуратор Иудеи не был старичком возраста наших Лаврова и Уильянова из фирменных булгаковских экранизаций).
В итоге, соотечественникам (то есть, нам) за Бекмамбетова можно только радоваться. И ждать, когда он спродюсирует в России фильм такого же уровня.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35