Хорошо забытый авангард: к отрытию выставки «Квартира №5»

07 сентября 2016, 15:13
Версия для печати Версия для печати

В Мраморном дворце 8 сентября открывается выставка «Квартира №5. К истории петроградского авангарда. 1915-1925». Картин, известных широкой публике, на ней всего две — ахматовский портрет Альтмана, и портрет Николая Пунина, написанный Малевичем. Экспозиция интересна как раз тем, что открывает зрителю почти забытые страницы истории и хитросплетения судеб. «Фонтанка» подготовила путеводитель по выставке.

«Квартира №5» – художественное объединение, куда входили петроградские авангардные художники, искусствоведы, литераторы и писатели, связанные поисками нового искусства. Его границы — ни творческие, ни членские – не были строгими, однако один его участников клуба — Николай Пунин — в своей статье в 1930-х выделил эту творческую группу как особую тенденцию в истории искусства. Ее суть заключалась в отрицании сиюминутности, мимолетности и поисках абсолютных форм, лежащих в основе действительности. Но квартира №5 – это и конкретный адрес.

Она была расположена в самом здании Академии художеств, окна ее выходили на набережную Невы и 4-ю линию Васильевского острова. Это было служебное жилье, числившееся за хранителем академического музея Сергеем Исаковым, отчимом художника-авангардиста Льва Бруни и его брата Николая.

Окно бывшей квартиры №5 в здании Академии художеств. Фотография 1970-х годов
Окно бывшей квартиры №5 в здании Академии художеств. Фотография 1970-х годов

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

Мать художников Анна Соколова (которая жила в этой квартире с детства, поскольку ее отец Александр Соколов, художник, был предыдущим хранителем музея) вспоминала о квартире так:

«Высокое и узкое пространство, одна стена которого выходила на улицу, а другая в коридор, окаймляющий все здание Академии изнутри... Три этажа, нижний – подвальный, в нем помещались только маленькая сводчатая столовая, людская и кухня; верхний представлял собою невысокие, тоже сводчатые антресоли, в которые входили только верхние, закругленные части огромных окон; и только средний этаж, очень светлый и привлекательный, не отличался ничем необыкновенным, кроме этих же самых огромных окон, разбитых железными рамами на небольшие квадраты».

Главным летописцем этого места стал упоминавшийся уже историк искусства и художественный критик Николай Пунин: в 1918 году он еще и возглавил Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса и служил комиссаром при Русском музее и Эрмитаже. Именно его взгляд на квартиру №5 — как на место встреч увлеченных искусством молодых людей, и на вышедшее из него художественное объединение, – лежит в основе выставки в Мраморном дворце.

«В квартире было почему-то три этажа, окно в столовой было на уровне человеческого роста; стол, за которым сидели, был длинным; лампа освещала только середину стола, свет от лампы был желтый и теплый, как в детстве, когда его вспоминают», – писал о квартире Пунин.

Петр Митурич. Поэты. 1915
Петр Митурич. Поэты. 1915

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

Постоянным участником встреч в Академии художеств (в основном, это были четверги), он оказался не сразу, а уже после того, как там сформировался круг постоянных гостей. Среди тех, кто собирался у братьев Бруни, были поэты, художники, музыканты: Константин Бальмонт, Николай Гумилев, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам (на заседании «Цеха поэтов» 21 октября 1913 года его избрали главой объединения), товарищи Льва Бруни по батальному классу в Академии художеств Петр Митурич и Петр Львов, художники Натан Альтман и Николай Тырса, композитор Артур Лурье и литератор Виктор Шкловский. На встречи заходили и другие знаменитые гости — Давид Бурлюк и Марк Шагал.

Петр Митурич. Осип Мандельштам. 1915
Петр Митурич. Осип Мандельштам. 1915

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

Пунин примкнул к сообществу в 1915 году (он потом вспоминал, как на литературном вечере Блока к нему подошел Бруни и привел к себе показать картины). Именно этот год в Русском музее теперь называют опорным, начальным для существования «Квартиры №5» как художественной группы.

Петр Митурич. Художник (Лев Бруни). 1915
Петр Митурич. Художник (Лев Бруни). 1915

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

В ту пору в Петрограде началась подготовка к вошедшей в историю «Последней футуристической выставке картин „0,10«», ради которой из Москвы приехали Владимир Татлин и Казимир Малевич — каждый со своими сторонниками. Татлина, отца конструктивизма, в конце концов сделавшего выбор в пользу проектов для немедленного воплощения в жизнь, «квартиранты» приняли безоговорочно, увидев в нем Учителя для дальнейших поисков в искусстве.


"Последняя футуристическая выставка "0,10". Работы Владимира Татлина

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

«В Татлине мы видели путь к овладению качеством, в особенности качеством материала; жили мы в Петербурге и были повиты петербургским, мирискусническим, «графическим» отношением к материалу, – писал Пунин. – Татлин нам был нужен как хлеб».

С таким же пиететом «квартиранты» относились к Велимиру Хлебникову (его в квартиру №5 привел как раз Татлин). В остальном же они противопоставляли себя раннему футуризму и другому лидеру художественной жизни того времени – Казимиру Малевичу. Так что в появлении работы Малевича на выставке «Квартиры №5» есть некоторая ирония: сотрудники Русского музея взяли этот портрет только по той причине, что на нем изображен Пунин.

Казимир Малевич. Портрет Николая Пунина. 1933
Казимир Малевич. Портрет Николая Пунина. 1933

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

«То время – Первой мировой войны — немножко похоже на наше: все смещалось, все становилось не тем, к чему привыкли, – объясняет Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Русского музея. – Этот разлом для художников «Квартиры №5» был очень важен: как у нас в 90-е годы, когда все покатилось – и стало непонятно, что хорошо, а что плохо. Тогда было то же самое — только люди немножко другие. Они тоже искали новый язык и новую форму, но поскольку выросли в среде Академии художеств и впитали в себя рафинированность петербургской культуры, она им с одной стороны мешала, а с другой не позволяла пуститься во все тяжкие. Они не могли переступить границы высокой культуры по самому своему воспитанию и художественному строю. Поэтому они с Малевичем не сблизились — он отвергал предыдущие законы и создавал свой супрематизм, который, по его мнению, был концом художественного света».

Лев Бруни. Портрет Артура Лурье. 1915
Лев Бруни. Портрет Артура Лурье. 1915

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

Художники «Квартиры №5» не сбрасывали с пьедесталов искусство прошлых лет. Они его, по их собственным высказываниям, «преодолевали». Это слово применил Пунин по отношению к импрессионизму. В частности, он вспоминал, с каким восторгом в квартире читали статью Бориса Пастернака «Черный бокал» 1916 года, в которой тот писал: «Искусство импрессионизма — искусство бережливого обхождения с пространством и временем — искусство укладки; момент импрессионизма — момент дорожных сборов, футуризм — впервые явный случай действительной укладки в кратчайший срок». В жтой статье художники нашли те слова, которые искали: «Мы, действительно, хотели быть тогда укладчиками в кратчайшие сроки, – вспоминал Пунин. – С импрессионизмом было все кончено; это понимали, в конце концов, все. Никто не соглашался дольше жить ни мгновением, ни впечатлением».

Именно за опротестовывание традиций импрессионизма Николай Пунин хвалил портрет Анны Ахматовой, написанный Натаном Альтманом в 1915 году (Пунин, который впоследствии на 16 лет станет гражданским мужем Ахматовой, тогда лично ее еще не знал).

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1915
Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 1915

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

По словам частого посетителя квартиры – художника Владимира Милашевского (свои воспоминания он оформил только в 1960-х, когда Пунина в живых уже не было), Пунин «вошел в салон одним человеком, а вышел из него совсем другим. «Он отплатил „учителям« за учебы и вывел их „в люди«», – писал Милашевский.

Главным этапом «выхода в люди» «Квартиры №5» стала публикация Пунина в журнале «Аполлон» статьи «Рисунки нескольких «молодых» в 1916 году. Она была своего рода манифестом: во-первых, утверждалось существование группы художников, объединенных поисками искусства будущего. А во-вторых, формулировались их художественное кредо: реальность и абсолютная форма.

Под влиянием Татлина художники увлеклись пространственными композициями, рельефами и контррельефами (висячие композиции-конструкции). В квартире теперь пилили, строгали и вырезали. Ближе всего с Татлиным сошелся Бруни — в 1916 году он принял участие в одной из организованных Татлиным выставок в Москве. Регулярно общался Татлин и с Митуричем — они обсуждали первые модели летающих аппаратов. Идеи рельефов из жести, дерева, стекла и картона, пришедших на смену живописи, увлекли и Тырсу. Для Пунина Татлин стал мерилом хорошего и плохого в искусстве, Татлин же обеспечил его суждениям искусствоведа доказательную базу.

Владимир Татлин. Фотография 1920 года
Владимир Татлин. Фотография 1920 года

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

«Бруни сделал один «подбор»: натянутая кожа, жила, стекло, слюда, жесть с управляющим всей композицией стальным стержнем, и начинал второй, с кухонной деревянной доской, на которой делают котлеты; доска, пропитанная мясным соком и иссеченная ножами, „имела« свою фактуру, – вспоминал Пунин. – Митурич построил композицию из стекла, фанеры и бумаги, лиловой бумаги и заштрихованного воском стекла, связанных кусочком „серебра«, в которое завертывают шоколад».

К сожалению, от тех работ до наших дней дошло крайне мало: кто-то из художников сам уничтожал созданные произведения (их фотографировали и забывали), другие не дожили до наших дней из-за недолговечности материала. Немногие сохранившиеся образцы привезти на выставку не удалось. Поэтому посетители экспозиции в Мраморном дворце увидят лишь реконструкции этих удивительных объектов. В большей степени художники «Квартиры №5» будут представлены как «блестящие рисовальщики», какими они были на самом деле.

Петр Митурич. Пространственная графика. 1920-1921
Петр Митурич. Пространственная графика. 1920-1921

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

В 1917 году встречи в Академии художеств перестали быть регулярными: члены кружка возглавили движение против создания подконтрольного мирискуссникам Министерства изящных искусств, поддержав идею образования более широкого Союза деятелей искусств, участвовали в организации объединения «Свобода искусству», художественных обществ «Искусство, революция», «На революцию».

Из-за развода Анны Соколовой с Сергеем Исаковым, художники потеряли и саму квартиру. Лев Бруни в 1918 году поехал на Южный Урал, женился на Нине Бальмонт, дочери писателя. Правда, через два года вернулся в Петроград и помогал Татлину в работе над башней III Интернационала.

Митурич в 1920 году перебрался в Москву и сблизился с Хлебниковым, который в 1922 году умер на его руках (что художник запечатлел). Спустя еще два года он женится на сестре поэта Вере.

Петр Митурич. Портрет Владимира Хлебникова. 1926
Петр Митурич. Портрет Владимира Хлебникова. 1926

Фото: предоставлено Государственным Русским музеем

Пунин в 1921 году был арестован вместе с Николаем Гумилевым и многими другими подозреваемыми в принадлежности к «Петроградской боевой организации» (более полусотни человек, включая и Гумилева, спустя три недели были расстреляны, Пунин стал одним из немногих, выпущенных на свободу).

Финальной точкой в развитии сообщества «Квартира №5» искусствоведы считают «Выставку рисунков группы художников», которая прошла в 1925 году в Москве, куда перебралось большинство участников объединения.

Художественные поиски участников сообщества не получили полноценного развития в дальнейшей истории российского искусства, так многие другие авангардные поиски в нашей стране. Художники вернулись к реальности и двумерной живописи.

На выставке в Мраморном дворце будет представлено около 150 живописных и графических произведений из собрания Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, НИМ РАХ, московских и петербургских частных собраний. Экспозицию можно будет посетить с 8 сентября по 14 ноября.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>