Маяк слезам не верит: на экранах «Свет в океане»

10 сентября 2016, 13:50
Версия для печати Версия для печати

В прокат выходит душещипательная драма режиссера Дерека Сиэнфреса «Свет в океане» c Майклом Фассбендером. В кадре много страдания, жизни навзрыд, а также красивые картинка и музыка. Если мужчины согласятся два часа пострадать и сводить своих спутниц в кино, то благоверные простят им сто грехов, включая немытую посуду и разбросанные носки.

Оскароносные Алисия Викандер и Рэйчел Вайс представляют трагедию матерей, лишившихся ребенка, но зрительницы, конечно, в первую очередь будут смотреть на крупные планы Майкла Фассбендера – самого недооцененного западного актера, который так сурово страдает, что ему просто хочется подпевать.

«Свет в океане» – так называется не только фильм, но и положенная в его основу книга, литературный дебют австралийской писательницы Марго Стедман. Решительно отмечу: название весьма мало отвечает накалу страстей в сюжете, по сравнению с которым сахарные мексиканские телесериалы являются просто-таки брутальными историями из жизни конченых обитателей казарм с далекой окраины. Целевая аудитория охотно откликнулась бы, скажем, на такие заголовки, как «Слеза двух океанов», «Маяк моей судьбы», «Сердца в пучине бед». А если поместить на афишу того же Фассбендера на максимально приемлемом зуме, то сошли бы и «Бездонные, как боль, твои глаза».

 

 Том (Фассбендер) – протестантской закалки нестарый ветеран Первой мировой. Одинокий и, как намекают создатели, с кучей кровавых драм в бэкграунде. Израненную душу он лечит суровой работой смотрителя маяка на уединенном островке где-то на стыке океанов, омывающих Австралию. Раз в три месяца небольшое судно доставляет сюда продукты, на маяке есть рация – вот и все связи с обществом.

В принципе, неудивительно, что лечить душевные раны одинокого волка вызывается дочь одного из начальников Тома, его новоявленная супруга Изабель (Викандер). Гражданская пара в жизни, Майкл Фассбендер и Алисия Викандер на экране иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей: супруг с кредо «всегда поступай как должно» и живая, вся такая противоречивая и порой истеричная юная жена. Существует и дополнительное драматичное обстоятельство: Изабель не может благополучно выносить собственных детей. А потому до отчаяния обрадована тем, что, спустя пару дней после очередного выкидыша, у острова появляется одинокая лодка с мертвым мужчиной и хорошеньким живым младенцем.

Любящий Том поступается принципами и соглашается на присвоение младенца, впрочем, непрерывно вещая, что ничего хорошего из этого не выйдет. Смотритель маяка как в воду глядел. Да и могло ли быть иначе, если дальнейшее действие разворачивается строго в рамках женской логики. Случайно наткнувшись через несколько лет на истинную мать (Вайс) приплывшей в лодке девочки, Том делает все, чтобы ее «утешить». С этой целью он то письмо ей успокоительное подкинет – мол, мужа вашего мы похоронили, а вашу дочку будем любить всегда. То погремушечку, бывшую при младенчике, в коробочке пришлет – сказали же, что будет все хорошо с ребенком, так убедитесь еще раз. Какое сердце такое вынесет?

Всё и впрямь дальше будет нехорошо – в первую очередь для Тома и Изабель. Сцена отбирания малышки раздирает душу детскими стенаниями и бурными потоками из очей Викандер. Но все меркнет перед горем несостоявшегося отца. Как плачет Фассбендер, видали б вы. Скупо, сурово, честно – даже из носа течет. Никакое счастье не стоит пресловутой слезы ребенка, а вот лапидарные рыдания этого звездного актера вполне способны потянуть на очередную оскаровскую номинацию, а то и выше, чтоб не сглазить.

Зрительницы в зале не смогли остаться безучастными. У моих чеховского вида соседок по ряду дамские страдания на экране вызывали сначала ухмылки и обсуждения. Когда под угрозу была поставлена жизнь девочки, их позы стали напряженными. А после светлого, но далекого от привычного хэппи-энда финала, когда включили свет, я уже наблюдал повсюду мутные, словно гриппозные глаза и потоки слез. Дамы точно по три платка испортили, а у моих соседок, кажется, и на кресла что-то попало. Мужчины – те, кто не ушел – были рады наступившей свободе.

Не стоит брюзжать на некоторый спойлинг. В «Свете в океане» сюжет – не самое важное. Очень неспешное течение событий сопровождается завораживающе красивой и мощной работой оператора Адама Аркпоу («Макбет», «Настоящий детектив», «Плоть и кости»). За награду Американской киноакадемии наверняка поборется и музыка Александра Депла. Француз уже получил «Оскара» за саундтрек к «Отелю «Гранд-Будапешт», также им была написана музыка для «Гарри Поттера и Даров смерти», лент «Король говорит!», «Девушка с жемчужной сережкой» и многих других. Ну, а работая над «Светом в океане», композитор, похоже, превзошел себя самого.

Итог: лента категорически противопоказана крутым и деловым парням. Смотреть ее нужно женщинам, еще раз женщинам и тем, кто хочет заручиться их благосклонностью. В последнем случае свое истинное мнение о картине оглашать не стоит.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>