
Маяк слезам не верит: на экранах «Свет в океане»

В прокат выходит душещипательная драма режиссера Дерека Сиэнфреса «Свет в океане» c Майклом Фассбендером. В кадре много страдания, жизни навзрыд, а также красивые картинка и музыка. Если мужчины согласятся два часа пострадать и сводить своих спутниц в кино, то благоверные простят им сто грехов, включая немытую посуду и разбросанные носки.
Оскароносные Алисия Викандер и Рэйчел Вайс представляют трагедию матерей, лишившихся ребенка, но зрительницы, конечно, в первую очередь будут смотреть на крупные планы Майкла Фассбендера – самого недооцененного западного актера, который так сурово страдает, что ему просто хочется подпевать.
«Свет в океане» – так называется не только фильм, но и положенная в его основу книга, литературный дебют австралийской писательницы Марго Стедман. Решительно отмечу: название весьма мало отвечает накалу страстей в сюжете, по сравнению с которым сахарные мексиканские телесериалы являются просто-таки брутальными историями из жизни конченых обитателей казарм с далекой окраины. Целевая аудитория охотно откликнулась бы, скажем, на такие заголовки, как «Слеза двух океанов», «Маяк моей судьбы», «Сердца в пучине бед». А если поместить на афишу того же Фассбендера на максимально приемлемом зуме, то сошли бы и «Бездонные, как боль, твои глаза».
Том (Фассбендер) – протестантской закалки нестарый ветеран Первой мировой. Одинокий и, как намекают создатели, с кучей кровавых драм в бэкграунде. Израненную душу он лечит суровой работой смотрителя маяка на уединенном островке где-то на стыке океанов, омывающих Австралию. Раз в три месяца небольшое судно доставляет сюда продукты, на маяке есть рация – вот и все связи с обществом.
В принципе, неудивительно, что лечить душевные раны одинокого волка вызывается дочь одного из начальников Тома, его новоявленная супруга Изабель (Викандер). Гражданская пара в жизни, Майкл Фассбендер и Алисия Викандер на экране иллюстрируют закон единства и борьбы противоположностей: супруг с кредо «всегда поступай как должно» и живая, вся такая противоречивая и порой истеричная юная жена. Существует и дополнительное драматичное обстоятельство: Изабель не может благополучно выносить собственных детей. А потому до отчаяния обрадована тем, что, спустя пару дней после очередного выкидыша, у острова появляется одинокая лодка с мертвым мужчиной и хорошеньким живым младенцем.
Любящий Том поступается принципами и соглашается на присвоение младенца, впрочем, непрерывно вещая, что ничего хорошего из этого не выйдет. Смотритель маяка как в воду глядел. Да и могло ли быть иначе, если дальнейшее действие разворачивается строго в рамках женской логики. Случайно наткнувшись через несколько лет на истинную мать (Вайс) приплывшей в лодке девочки, Том делает все, чтобы ее «утешить». С этой целью он то письмо ей успокоительное подкинет – мол, мужа вашего мы похоронили, а вашу дочку будем любить всегда. То погремушечку, бывшую при младенчике, в коробочке пришлет – сказали же, что будет все хорошо с ребенком, так убедитесь еще раз. Какое сердце такое вынесет?
Всё и впрямь дальше будет нехорошо – в первую очередь для Тома и Изабель. Сцена отбирания малышки раздирает душу детскими стенаниями и бурными потоками из очей Викандер. Но все меркнет перед горем несостоявшегося отца. Как плачет Фассбендер, видали б вы. Скупо, сурово, честно – даже из носа течет. Никакое счастье не стоит пресловутой слезы ребенка, а вот лапидарные рыдания этого звездного актера вполне способны потянуть на очередную оскаровскую номинацию, а то и выше, чтоб не сглазить.
Зрительницы в зале не смогли остаться безучастными. У моих чеховского вида соседок по ряду дамские страдания на экране вызывали сначала ухмылки и обсуждения. Когда под угрозу была поставлена жизнь девочки, их позы стали напряженными. А после светлого, но далекого от привычного хэппи-энда финала, когда включили свет, я уже наблюдал повсюду мутные, словно гриппозные глаза и потоки слез. Дамы точно по три платка испортили, а у моих соседок, кажется, и на кресла что-то попало. Мужчины – те, кто не ушел – были рады наступившей свободе.
Не стоит брюзжать на некоторый спойлинг. В «Свете в океане» сюжет – не самое важное. Очень неспешное течение событий сопровождается завораживающе красивой и мощной работой оператора Адама Аркпоу («Макбет», «Настоящий детектив», «Плоть и кости»). За награду Американской киноакадемии наверняка поборется и музыка Александра Депла. Француз уже получил «Оскара» за саундтрек к «Отелю «Гранд-Будапешт», также им была написана музыка для «Гарри Поттера и Даров смерти», лент «Король говорит!», «Девушка с жемчужной сережкой» и многих других. Ну, а работая над «Светом в океане», композитор, похоже, превзошел себя самого.
Итог: лента категорически противопоказана крутым и деловым парням. Смотреть ее нужно женщинам, еще раз женщинам и тем, кто хочет заручиться их благосклонностью. В последнем случае свое истинное мнение о картине оглашать не стоит.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Десять театральных премьер года, ради которых стоит съездить в Москву
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 мая 2025 - Бондарчук снимает в Иране сериал «Трудно быть богом». Смотрим первые кадры
- 15 мая 2025 - Минкульт внес чайлдфри в число оснований для невыдачи фильмам прокатных удостоверений
- 15 мая 2025 - Издательство «Эксмо» разослало магазинам списки с просьбой «утилизировать книги на местах»
- 14 мая 2025 - В независимый книжный Новосибирска пришли с обысками и изъяли технику
- 14 мая 2025 - Русский музей объявил о рекордной посещаемости выставки Брюллова
Статьи
-
14 мая 2025, 17:30В Петербурге 17 мая — любимое культурное развлечение весны: «Ночь музеев». Тему «Герои» каждая площадка разворачивает по-своему, предлагая задуматься: кого считать героями, какой путь они проходят, во имя чего совершают подвиги, что защищают и чем вдохновляют других. В 2025 году к акции присоединились 11 новых участников, среди них — Центр истории автотранспорта Ленинграда, музей «А музы не молчали», Европейский университет, Дом Струкова и другие. На этих и других площадках, помимо основной экспозиции музеев, посетителей ждут разные активности — концерты, спектакли, необычные экскурсии, мастер-классы и конкурсы.
-
10 мая 2025, 20:09Недалеко от метро «Горьковская», во дворцах Мичуринской улицы, возвышается небольшой замок, в 2005-м приросший к дому 1910-11 годов в стиле модерн (архитектор Леонид Фуфаевский). Над входом в округлую «башню» крупно значится: «Ананов». Внутри — ювелирное производство, а с этого апреля — ещё и Музей пасхальных яиц (два выставочных зала).
-
08 мая 2025, 02:40