На экранах «Джейсон Борн»: Отцы и дети
Страхи меняются быстро, но присутствуют в нашей жизни неизменно. Вчера боялись террористов, сегодня уже правые внушают ужас. Завтрашний день страшен уже сам по себе, без особых на то причин. Боятся все, но каждый боится по своему. Одни просто выражают опасения. Другие еще и умело чужими страхами пользуются. Эпопея про Борна, шпиона-аутсайдера, как раз на страхах и держится.
В ней все стабильно — Борна ловят, он убегает, в финале от погони отрывается и скрывается в неизвестном направлении. Однако обстоятельства, в которых этот вечный сюжет про Колобка разыгрывается, меняются. За счет этого шпионский триллер работает как хороший ежеквартальный аналитический журнал: подводит итоги и ставит обществу диагнозы.
В новом «Борне» есть все новости, накопившиеся со времен выхода последней части. Волнения в Греции, расцвет Берлина, скандинавские хакеры, Ассанж (фигурирует настойчиво, но под измененным именем), Сноуден (упоминается раз пять напрямую). Но главное — современная повестка дня и общественные страхи подсунули создателям не сюжетный ход, а нечто куда более серьезное. Конфликт, на котором нынешний «Борн» держится.
Вроде всё как всегда: ЦРУ выходит на след Борна, за ним отправляют спеца, который когда-то убил отца разведчика (дежурный злодей в исполнении Венсана Касселя). Но одновременно разыгрывается куда более примечательный поединок, чем растянувшийся мордобой между героями Касселя и Мэтта Деймона. В четырех стенах офиса ЦРУ схлестываются молодая сотрудница (Алисия Викандер) и стареющий глава разведки (Томми Ли Джонс).
Главная новость: в этом «Борне» Деймон отходит на второй план. Бегает, светит фингалами и кровоподтеками, пугает мешками под глазами. Его главный враг, персонаж Венсана Касселя, тоже на экране именно что мелькает. То нос покажет, то кудри; то одним глазом сверкнет, то другим. Короля здесь играет свита: весь «Борн» держат герои второго плана, персонажи Томми Ли Джонса и Алисии Викандер. А все время, что их нет на экране, можно считать рекламными паузами или интермедиями.
Герои Джонса прежде были деловитыми консерваторами с Дикого Запада, симпатичными и славными хранителями традиций. Одного его сурового лица в морщинах вполне достаточно, чтобы обеспечить популярность республиканцам. В «Борне» все выразительные средства — взгляд с прищуром, «знаешь, сынок», упомянутые морщинки у глаз — направлены в строго противоположную сторону. Консерватор здесь равно государственник, для которого человеческая жизнь ничего не стоит. Не брат-близнец Клинта Иствуда, а аппаратчик застойных времен, зануда-функционер.
Героиня Алисии Викандер, молодая ЦРУшница — идеальный антипод этому заокеанскому Брежневу. Хотя бы ввиду того, что Викандер тоже обладает определенным (пусть и менее длинным) шлейфом былых ролей, отпечатавшихся в памяти зрителя. Одна из самых многообещающих британских актрис в «Девушке из Дании», «Ex Machina» и прочих лучших своих работах создала образ женщины будущего. Мобильной, свободомыслящей, лишенной комплексов. И в «Борне» она эту линию отлично продолжает, пусть и в новом для себя формате политического кино.
Дуэт выглядит тем более выразительно, что на подтанцовках у него – комик, знакомый по зубодробительной ленте «Четыре льва», Риз Ахмед. Ему досталась партия технаря ЦРУ, которому старшие коллеги помогли завести свой бизнес и стать успешным дельцом в сфере IT, будущим Цукербергом. Выбор на подобную роль не какого-нибудь Джесси Айзенберга, а британского комика-араба — ход настолько же неочевидный, насколько и выигрышный. В кои-то веки технарь — не мелкий бес, а просто талантливый паренек, знающий, какие проводки куда ведут, просто наделенный непомерными амбициями.
Из пяти фильмов про Борна три — включая нынешний — снял Пол Гринграсс. Руку он на серии шпионских лент набил, и многое делает на автомате: погони, драки, слежки. Тем более заметно, на какую золотую жилу он наткнулся при дежурной актуализации сюжета. «Борн» распадается на два фильма. Один — дежурный боевик с погонями. Другой — тончайший политический триллер, злободневный и отлично срабатывающий на тех страхах, которые прямо сейчас преследуют большинство зрителей. На опасности прихода к власти дряхлых ортодоксов, исповедающих принципы столетней давности. На вполне реальной возможности того, что новейшие технологии станут их орудием, направленным против собственного народа, инструментом контроля и репрессий. Этого всего будут боятся зрители «Борна» в Штатах, Германии, Британии — эти страны пристуствуют на экране. У нас есть возможность посмотреть на экран, как в зеркало. И включить, наконец, мозг – тем, кто до сих пор этого не сделал.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.