Экспедиция Эрмитажа обнаружила уникальное буддийское изображение

23 августа 2016, 14:53
Версия для печати Версия для печати

Археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа, занимающаяся исследованием городища Древнего Пенджикента V-VIII веков на территории нынешнего Таджикистана, обнаружила при раскопках сюрприз — первое в этих местах буддийское изображение из резного дерева.

Ранее ученым казалось, что они уже нашли все фрагменты резного дерева, покрывавшие деревянные конструкции парадных залов зданий города. Последняя подобная крупная находка была сделана в 1982 году. Однако теперь оказалось, что Пенджикент готов поделиться с учеными новыми сведениями о распространении религий в этом месте.

В высоком сводчатом помещении у восточной стены городища, которое было обитаемым (судя по найденным здесь монетам) в 710-720-х годах, археологи нашли обожженную, превратившуюся в угли резную панель размером 50 на 55 сантиметров. На ней сохранилось изображение персонажа в шароварах, сидящего в позе, характерной для буддийской иконографии. Будда ли это — неизвестно, но у его ног, судя по всему, цветок лотоса, а вокруг сидят на коленях персонажи меньшего масштаба. Аналогичные сюжеты в буддийском искусстве широко распространены, но в Педжикенте буддийских памятников доселе было известно совсем немного.

Чтобы сохранить обнаруженную панель, ее зафиксировали и залили расплавленным парафином, и только после этого перенесли в лабораторию. В следующем сезоне сотрудники Эрмитажа займутся обработкой фрагмента, его монтировкой, закреплением воско-канифольной мастикой и расчисткой.

Интересно, что найденные за предыдущие десятилетия работы экспедиции деревянные фрагменты декора также превратились в древесный уголь — причина тому в поджоге части города мусульманскими отрядами в 722 году. Однако новый предмет пострадал при другом, локальном пожаре.

Среди интересных предметов, которые были обнаружены в завале с прогоревшим деревом, – глиняная печать с изображением конного всадника и дракона с широко раскрытой пастью.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 3 — 5 мая: личный взгляд на Родченко, «Женщины Есенина» на сцене Михайловского и цветение сакуры

В выходные после двухдневной рабочей недели можно дать себе еще один шанс отдохнуть, если не получилось на первых майских. В город, как по заказу, приезжают сразу несколько московских проектов, в Ботаническом саду в разгаре сезон цветения, а в кинотеатрах идут картины о лабиринтах памяти.

Статьи

>