
Умереть в Сорренто: Сильвестр Щедрин и школа Позиллипо в Русском музее

11 августа в Михайловском замке Государственного Русского музея открывается выставка русского «итальянца» Сильвестра Щедрина, открывшего для себя, а после – и для всей образованной России красоту дивного уголка под Неаполем, давшего название целому художественному направлению. Наслаждаться открыточными видами Амальфитанского побережья и высоким итальянским небом петербуржцы смогут до 14 ноября.
Стоит оговориться: далеко не все искусствоведы на первых порах очень уж серьезно относились к самому существованию школы Позиллипо: художники, посвятившие себя изображению красот этой местности близ Неаполя, интересовались не только «чистым искусством», но и заработками, которые были гарантированы тиражированием манящих пейзажей, которые пленяли любого проезжающего путешественника.
Отсюда и несколько снисходительное отношение к трудившимся на ниве «сувенирной» живописи. Подобное снисхождение, к слову, пришлось испытать и Ивану Айвазовскому, которому адресовывались упреки в зарабатывании «на морской воде» и который, кстати, тоже отдал должное красотам Позиллипо. Тем не менее, в живописных неаполитанских окрестностях работали не только ремесленники, но и настоящие творцы. Такие, как представители семейства Карелли (кое-что из их наследия представлено на выставке в Михайловском замке), семейства Джиганте, любимец мецената графа Григория Орлова голландец Антони ван Питлоо. И, конечно же, Сильвестр Щедрин, чей 225-летний юбилей пришелся на нынешний январь.
Девяти лет от роду Щедрин поступает в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Надежным патроном мальчика стал его дядя Семен Щедрин, возглавлявший ландшафтный класс и передавший всю свою любовь к Италии племяннику, который провел в этой художественной Мекке семь лет.
В 1811 году Сильвестр Щедрин выпускается из Академии с большой золотой медалью, но Отечественная война не позволяет художнику воспользоваться правом на трехлетнее путешествие в Европу за государственный счет. В течение шести лет длится «петербургский» период творчества живописца, приобретшего определенную популярность своими городскими видами.
Только в 1818 году, когда Европа успокаивается, Щедрин выезжает в качестве пенсионера Академии художеств в Италию. Пенсион Щедрина длится вместо положенных трех лет все пять, но и после его окончания художник не возвращается на родину: в Россию отправляются только его полотна для высокопоставленных заказчиков – у живописца была неплохая предпринимательская жилка.
Рим, Болонья, Флоренция, Неаполь – везде, где побывал Щедрин, ему сопутствовал творческий успех. Он пишет пейзажи для великого князя Михаила Павловича, создает полотно «Колизей в Риме», которое Александр I определяет в Императорский Эрмитаж. Но главным местом души художника становятся окрестности Сорренто и Амальфи. Именно эти пейзажи ценятся как одно из самых ярких воплощений в мировой живописи благословенного томного покоя – с его глубоким италийским небом, животворящей тенью от благородных дерев и виноградных лоз и персонажами из разных сословий, органично погруженных в картину безмятежной южной природы. За 12 лет своей итальянской жизни Щедрин провел в Сорренто всего около года, но этой дивной «стране Сирены» посвящена почти половина из его работ.
Созерцать все это великолепие в непосредственной близости, вплоть до мельчайших мазков – само по себе медитативное действо и наилучшая психотерапия. Тем не менее, самому Щедрину продолжительная жизнь не была суждена. Первые признаки изнурительной болезни легких появились еще в 1821 году, и после ситуация только ухудшалась, усугубляемая не всегда тщательным выбором лекарей, к которым обращался художник. Так и шли рука об руку смертельный недуг и профессиональный успех: Щедрин получал все новые заказы, а в 1829 году ему было присвоено звание почетного профессора Неаполитанской академии художеств. В ноябре 1830-го художник скончался в своем любимом Сорренто 39 лет от роду: жизнь недолгая, но как для художника – удивительно счастливая.
Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Приключения души. Каким получился новый роман Виктора Пелевина «A Sinistra»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 17 сентября 2025 - «Голографическая магия», цифровая вьюга и робо-протезы. Фестиваль Digital Rain рассказал о программе
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
Статьи
-
16 сентября 2025, 11:32Произведения искусства принадлежат не только вечности, но и своему времени. И иногда больше говорят о сути эпохи, чем хроники или сводки новостей. «Фонтанка» рассказывает о петербургских музейных экспонатах, которые отражают бурные и страшные времена — а посетители могут этого и не знать.
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35