7 деталей из жизни Остроумовой-Лебедевой

23 августа 2016, 18:36
Версия для печати Версия для печати

25 августа в Михайловском замке Русского музея открывается выставка «Остроумова-Лебедева – художник и коллекционер», на которой будут представлены не только работы одного из самых интересных петербургских мастеров конца 19 – первой половины 20 века, но и большое собрание японских гравюр, которые коллекционировала художница. «Фонтанка» собрала интересные факты из её жизни.

1. Девочка из хорошей семьи

Анна Остроумова-Лебедева – четвертый ребенок из шести в одном из самых видных петербургских семейств того времени. Её отцом был товарищ (заместитель) обер-прокурора Святейшего Синода, а после сенатор, тайный советник Петр Иванович Остроумов. Также он был приближенным сотрудником знаменитого государственного деятеля Константина Победоносцева, а дом Остроумовым посещал Федор Достоевский, произведший большое впечатление на десятилетнюю Анну.

2. Никтофилия

Когда Анне было пять лет, ей пришлось стать свидетельницей пожара на даче, где семейство проводило лето. Пережитый стресс отразился на внутреннем мире девочки: она начала сторониться шумного общения, предпочитая находиться в темноте в своей комнате. Нервное напряжение Анна снимала, либо перерисовывая журнальные иллюстрации, либо вырезая ножом по поленьям. И то, и другое впоследствии пригодилось ей в профессиональной деятельности.

3. Нелюбимый портрет

В 1896 году соученик Анны по Академии художеств Федор Малявин пишет ее портрет в пенсне и строгом платье с кружевным воротником. Анна Остроумова категорически невзлюбила это произведение, не найдя в нем ничего от своего облика и внутреннего мира.

По иронии судьбы, именно этим портретом часто иллюстрируют справочные и биографические материалы, посвященные художнице.

4. Единственная – в "Мире искусства"

Анна Остроумова стала единственной женщиной-художником, вошедшей в состав объединения «Мир искусства».

Портрет Анны Остроумовой-Лебедевой кисти Константина Сомова, 1901
Портрет Анны Остроумовой-Лебедевой кисти Константина Сомова, 1901

Ей благоволил Александр Бенуа, впервые встретивший художницу за копированием Рембрандта в Эрмитаже и изумившийся «наглости» своей будущей ученицы. Он же оказал большое влияние на Анну Остроумову как на собирательницу японских гравюр, ставших весьма популярными в России накануне войны 1904 года. Среди собирателей гравюр был и ученый-химик Сергей Лебедев, за которого художница вышла замуж в 1905 году.

5. Профессиональная драма

В 1902 году, после отравления парами свинца, художница была вынуждена забыть про живопись масляными красками: организм не смог переносить их запах. Художница пришла в отчаяние, но позже смогла переломить себя и сконцентрировалась на работе акварелью и в жанре цветного эстампа. Болезнь впоследствии помешала и ее преподавательской деятельности в Академии художеств.

6. «Сфинкс» Остроумовой и Ленинградская симфония Шостаковича

Остроумова-Лебедева, став одним из художников, которым удалось создать эталонное отображение в живописи Петербурга-Ленинграда, не изменяла родному городу в самые трудные часы. Она остается в Петрограде в тяжелый период 1918-1920 годов, преподавая на художественном факультете в Институте фотографии и фототехники. Не покидает она Ленинград и в годы блокады, из-за болезни не спускаясь в бомбоубежища во время фашистских налетов. Именно ее гравюра «Сфинкс» была изображена на пригласительных билетах на первое исполнение Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.

7. Завещание городу

Умерла Анна Остроумова-Лебедева в свой день рождения 5 мая 1955 года в возрасте 84 лет. Все свои работы и собрание гравюр она завещала Русскому музею.

Выставка продлится до 7 ноября.

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>