Леонид Парфенов: «Общественным пространством сегодня правят ложь и трэш»
Стоило новой шестой книге «Намедни. Наша эра. 2006-2010» выйти в свет, как Леонид Геннадьевич привез ее в город своей студенческой и журналисткой юности, город, который представлен в шестом томе парфеновской саги многими «феноменами».
- Что вы подразумеваете под словом «феномен»? - поинтересовалась у Парфенова на встрече в Парке культуры и чтения одна из читательниц, сделав ударение в слове «феномен» на третьем слоге…
- Феномен, - Парфенов акцентированно поставил ударение на втором слоге, – это новость, событие, которое присуще только этому времени, а раньше не встречалось. В отчетной пятилетке, с 2006-го по 2010-й годы, я «обнаружил» 292 феномена, отобрав их на свой вкус, так как в этой книжной серии я - и автор, и редактор, сам отбираю фотографии. Исторические новоделы, вулкан Эйяфьятлайокудль (Парфенов продемонстрировал поистине феноменальную дикцию), переименование милиции в полицию, снятие Лужкова, фотожабы с демотиваторами, пожары в Центральной России. Это была пятилетка социальных сетей, которые заменили общественные институты и СМИ… На обложке книги впервые - не телевизионный экран, потому что программа «Намедни» была закрыта в 2004-м. На обложке есть еще и собаки, потому что собаки эти – мои, - улыбнулся Леонид.
Назвав еще несколько феноменов с питерской пропиской: «Зенит» и Аршавин, Пикалево, шансон и Елена Ваенга, гость «Буквоеда» сообщил, что старался максимально честно фиксировать новости-события не столь давно минувшего пятилетия…
В душном зале был переаншлаг, с преобладанием молодежной публики. Интеллигентные девушки с восторгом взирали на стильного, смелого и велеречивого Парфенова, от близости с кумиром заметно робели, и когда Леонид попросил зал задавать вопросы, то стали возникать паузы... Тут-то обозреватель Фонтанки решился перевести тему беседы с феноменов минувших дней на более на горячие темы.
- Леонид, год назад вы приезжали в Питер, представляя вместе с вашей женой книгу «Мировая кухня», рассказывали о том, что снимаете фильм «Глаз божий» - о русских коллекционерах классического и современного мирового искусства, в общем, были весьма далеки от событий текущего момента… А вот недавно согласились стать ведущим 45-минутной еженедельной информационно-аналитической программы «Парфенов» на канале «Дождь», премьера которой состоится в прайм-тайм 24 марта. Что же подвигло вас вернуться в пучину информационного ТВ?
- Действительно, в воскресенье выйдет программа «Парфенов». Не знаю, долго ли она продержится, и что у нас из всего этого получится. Есть талантливые, профессиональные ребята-репортеры, которые остались от такой полуупраздненной программы «Центральное телевидение» в ее прежнем формате. И вот возникла возможность сделать тележурнал. Телевидение – это дорогая и сложная штука, от меня одного не зависит. Книжки выпускать одному гораздо легче. Но появились ребята, которым интересно делать репортажи, новости, есть среди них и питерские репортеры – так что мы попробуем поработать вместе. Я вполне могу вести такую программу, вел же я новогодний эфир на «Дожде», и у меня не было ощущения, что я чего-то там забыл… Хотя я же фильмы все это время снимал!
- Вернувшись на ТВ, не забудете ли вы про книги, напишете продолжение «Намедни», и не перейдете ли в своих фотоальбомах на годичный формат?
- Годичные тома выпускали «Аргументы и факты», и они не очень пошли. Наш проект будет, разумеется, продолжен, но очередной том «Намедни. 2011-2015», выйдет только в 2016 году. А вот до этого мы, наверное, выпустим альбом 50-х, точней – с 1946-го по 1960 год. Ясно, что это время распадается на два разных периода - до смерти Сталина и после этого. Так что мы сделаем такой нулевой гипертом.
…Температура в зале все больше напоминала сауну. Парфенов снял свитер, публика освоилась и забросала кумира вопросами. Уехал бы он сегодня из России, будь молодым человеком? («Сам я не задумывался над этим вопросом, я не из этого поколения, мне уже поздно, моей профессией является русский язык, и мне там нечего делать. Мне там можно только доживать – надеюсь до этого дело не дойдет…»). Что заставило его войти в совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека? («Это, безусловно, высший императорский совет по ограничению неограниченной монархии, но это все-таки какая-то площадка, и там, например, я могу говорить о том, что то, что создается под названием «Общественное телевидение», не является ни общественным, ни телевидением»). Не мечтает ли Леонид Геннадьевич написать книгу о таком феномене, как… Парфенов? («Мне гораздо интересней рассказывать о других людях, чем о себе»).
- Пожалуй, да. Потому что время при Брежневе уходило так же бездарно, но тогда это было не столь нестерпимо… А теперь за триллионы нефтяных долларов мы так и не обзавелись ни армией, ни здравоохранением, ни пенсионным обеспечением… Я согласен, что мы живем в бессмысленное и беспощадное время, и уверен, что будущее будет судить нас еще строже. К сожалению, следующее поколение будет с большим презрением относиться к нам, к тому, что мы не только не возмутились, а даже не расхохотались… Когда твоя Родина стоит предпоследней, за ней только Белоруссия, в очереди за свободой – ну не знаю, я мрачно за это смотрю. Общественным пространством сегодня правят ложь и трэш.
Публика встретила это и другие острые высказывания одобрительно, но самую живую реакцию вызвала все-таки импровизация гостя, когда Парфенов исполнил фрагменты песни «Любовь, комсомол и весна», необычайно точно пародируя Льва Лещенко. Вот тут зал просто взорвался аплодисментами…
Михаил Садчиков, Фонтанка.ру
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны