Коллекцию Эрмитажа пополнил костюм, пролежавший под водой три века
Государственный Эрмитаж завершил оформление документов на костюм из шерстяного сукна, три столетия пролежавший под водой в Финском заливе. Находка, сделанная подводными археологами в 2014 году на останках судна «Архангел Рафаил», еще до оформления в состав коллекции прошла реставрацию в лабораториях Эрмитажа.
Случай этого наряда для мировой истории беспрецедентный. Судно, на котором плыл владелец этого кафтана и штанов, было построено в Любеке в 1694 году. В 1724 году корабль, направляясь в Западную Европу из Петербурга с грузом для своего хозяина – голландского купца Германа Мейера – затонул в проливе Бъеркезунд: его просто-напросто раздавило льдами. Никто не погиб, однако товар ушел на дно, а с ним и личные вещи владельцев. В том числе и этот костюм.

Фото: Алина Циопа
«Когда подводные археологи нашли этот кафтан, они решили, что он из кожи, – рассказывает заведующая лабораторией научной реставрации тканей Марина Денисова. – Потому что он не был похож на ткань, и предположить, что ткань сохранится, пролежав почти что 300 лет на морском дне, было нельзя. Но этот корабль перевозил бочонки с дегтем, и деготь разлился, пропитав много предметов вокруг. В том числе повезло этому кафтану – деготь помог ему сохраниться».
Извлеченные археологами со дна предметы были доставлены в музей в корыте с морской водой, которую потом постепенно заменили на пресную.

Фото: Алина Циопа
«Мы не сразу нашли способ реставрации, – продолжает Марина Денисова. – Нашими коллегами из другой лаборатории был предложен способ химической очистки. Потребовалось почти полтонны химических реактивов для того, чтобы удалить деготь. И в результате предметы на глазах стали менять свой цвет».
Мастерство сотрудников позволило восстановить ткани, сделав их прочными (наряд можно не просто хранить в сложенном виде, но и надевать на манекен), мягкими и эластичными. Удивительно и то, что сохранились все 94 пуговицы на кафтане (рабочие и декоративные) – причем «со своей пришивкой», то есть, их не пришлось отпарывать на время работ.

Фото: Александр Петросян
Стал понятен первоначальный цвет ткани – горчичный, и даже видны заплатки в подмышечных областях и зашивка, сделанная на рукаве льняными нитками, предположительно, самим владельцем. Сохранились оплетка и тесьма – их можно разглядеть.
«До того, как отправиться в плавание, хозяин носил этот костюм долго, больше 10 лет, берег, заботился – рассказывает Марина Денисова. – Качество предмета очень высокое».
При реставрации в карманах были обнаружены мелкие перышки – вероятно, от перьевой подушки, или от курицы, которых брали на борт для пропитания.

Фото: Алина Циопа
Реставрация предмета заняла четыре месяца, из которых десять дней беспрерывно велась химическая очистка. «Мы уже приходили и здоровались: «Привет, капитан!» – вспоминает реставратор и тут же признается, что «капитан» – слово в данном случае условное, а кому точно принадлежал наряд – неизвестно. По словам Марины Денисовой, несмотря на долгую обработку, костюм все равно сохранил запах моря и дегтя.
Когда предметы с затонувшего корабля покажут публике – в музее пока не знают. Известно лишь что они будут находиться в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня».
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.