Выставка без экспонатов
В западном флигеле Меншиковского дворца открылась выставка «Ораниенбаум сквозь века». «Фонтанка» выясняла, для чего было создавать экспозицию без единого исторического предмета, зато с голосом Владимира Познера.
Теперь маршрут по Большому Меншиковскому дворцу для туристов начинается с прохода по западному флигелю, где раньше находились комнаты прислуги, а исторические интерьеры XIX века практически не сохранились. Туда перенесли входную зону, гардероб и сувенирную лавку. Здесь же, за стенами, c сомнительными с точки зрения вкуса изображениями апельсиновых деревьев (Ораниенбаум в переводе с немецкого означает «апельсиновое дерево») разместилась новая мультимедийная экспозиция, подготовленная музеем совместно со студией сценографии и технологии Глеба Фильштинского – известного театрального художника, в совершенстве владеющего магией света и награжденный за это всеми возможными призами.
Экспозиция состоит из нескольких залов, посвященных истории здешних мест. Причем истории настолько древней, что она захватывает не только времена появления здесь племен Чудь и Водь, с которых начинают познание истории школьники, а, ни больше ни меньше, ледниковый период.
«Причудливые формы современного рельефа сформировались около 100 тысяч лет назад, – звучит в динамиках невозмутимый голос известного телеведущего Владимира Познера, который озвучивал весь проект. – Под напором льда и воды на этой территории возникли холмы и низины, занятые озерами и болотами. Примерно 12 тысяч лет назад, во время таяния ледника, образовался большой замкнутый водоем, и в результате подъема тектонических плит вода хлынула в Финский залив. Так произошло формирование ландшафта, появились Ладожское озеро и река Нева».
Для большей убедительности в видеоряде, транслируемом на стены вокруг посетителей, «вырастают» ледники, которые потом со звуковым долби-эффектом, чьей мощности могут позавидовать иные кинотеатры, шумно рушатся, освобождая место для елочек. Повествование ведется неспешно, хоть и схематично, и, к радости слушателей, через пять минут все-таки подводит к рождению Санкт-Петербурга. Однако не спешите радоваться, услышав слово «Ораниенбаум»: рассказа о нем в первом зале не пойдет, а последними словами лектора Познера, приглашающего посетителей в следующий зал, станет обещание рассказать о Северной войне и «событиях, повлиявших на ход истории Европы».
Попадая в следующий зал, зритель имеет полное право впасть в ступор: перед ним возникнет макет… крепости Орешек. Почему историю этого фортификационного сооружения и битвы за него нужно рассказывать в Ораниенбауме – может рассказать только директор ГМЗ «Петергоф» (к которому относится Ораниенбаум) Елена Кальницкая, которая была автором идеи данной экспозиции. Спойлер: макет имеет свойство подсвечиваться поочередно в разных местах и даже – о восторг! – однократно испускать дым. Однако и в этом зале гость за семь минут аудиозаписи тоже услышит слово «Ораниенбаум» лишь один раз, в самом конце – и опять-таки ничего об истории дворца не узнает. Зато услышит обещания рассказать в следующем зале о фигуре Меншикова.
Лишь в четвертом зале из пяти публика получает информацию о том, какие строения возникали на территории Ораниенбаума, и какова была их судьба (схематично изображающие их кубики поднимаются и опускаются на спроецированном макете).
В пятом зале повествование ведет сама Елена Кальницкая. «Новая страница биографии памятника началась с заинтересованного внимания Валентины Ивановны Матвиенко», – «во первых строках» сообщает она.
Завершает директор свой рассказ о реставрации вверенного ей памятника и создании в нем экспозиций словами о том, что «нынешние сотрудники не боятся сочетать традиции и новаторство и использовать современные технологии», в чем только что могли убедиться посетители. За традиции в этом зале, видимо, «отвечает» единственный реально присутствующий в помещении объект (все остальные изображения появляются в проекции) – крутящийся вокруг своей оси янтарного цвета макет короны, имитирующий украшение фасада дворца.
Загадочность смыслового наполнения отреставрированного флигеля дворца, густо пахнущего стройматериалами, усиливает детская комната. Сама по себе детская вполне уютная: здесь есть игрушки, доска, горка и даже миниатюрная модель дворца с подобием мебели, которая в нем находится. Вот только не лучше ли все-таки показывать ребенку оригинал – раз уж он все равно уже в нём находится?
Директор ГМЗ Елена Кальницкая неоднократно признавалась журналистам, что мультимедийные экспозиции – ее «любимая тема». Нынешняя выставка (с учетом того, что зритель не увидел ни одного исторического экспоната), по словам директора, обошлась в «несколько десятков миллионов» рублей.
«Дорогой проект, ничего не скажу, но это наши внебюджетные средства, – пояснила Кальницкая, которая к концу экскурсии явилась лично. – Мы такое решение приняли потому, что музеи, которые так сделаны, посещаются не хуже, чем наши исторические дворцы «Монплезир», «Марли», – людям это нравится. Например, «Государевы потехи» (историко-культурный проект в Петергофе – прим.ред.) окупились за два года».
Выбор тематики, отраженной в экспозиции, Елена Кальницкая объясняет желанием хоть как-то рассказать посетителям о периоде существования дворца при Меншикове – хотя в самом здании музея ничего к этому не располагает:
«Меншиковский дворец никогда не был музеем. Создавая его пять лет назад, мы думали, каким он должен быть. Тогда было бесконечное количество концепций, и все-таки мы решили остановиться на интерьерном дворцовом образце подачи материала, и дворец выглядит так, как он выглядел на времена Елены Павловны, во второй половине XIX века. А история Меншикова, история Ингерманландии осталась за скобками. Это притом, что дворец в Ораниенбауме – единственный дворец петровского времени, который имеет полную покомнатную опись. Казалось бы, все можно воссоздать – а вот нет. Потому что вещей мало, иконографии нет. Если ты имеешь описание – не факт, что ты все сделаешь точно и правильно. Имея опись, мы не могли восстановить интерьеры, но оставить без внимания эту тему было невозможно».
В будущем директор надеется наладить сотрудничество с Государственным Эрмитажем и получить на экспозицию во дворец предметы из Меншиковского дворца в Петербурге (своих предметов того времени у музея нет, и отделка тоже не сохранилась). Но, как признают в музее, для этого потребуется уже совсем другое оформление.
Пока же посетителям придется довольствоваться изображениями из разных фондов и архивов исключительно на видео. Оно, впрочем, сделано весьма качественно – Глеб Фильштинский свое дело знает. Как и Познер. Как и Басилашвили, чей голос звучит из динамиков в Картинном доме. Но все это вместе взятое выглядит забавным аттракционом и не более. Мультимедиа – отличная вещь, но человек, заплативший деньги за посещение экспозиции и не увидевший ни одной исторической вещи, неизбежно будет чувствовать себя обманутым. Не говоря уже о том, что Ораниенбаум не входит в обязательный туристический набор, и если человек все-таки сюда приехал, то наверняка уже имеет базовые знания, так что рассказывать ему об истории этих мест и Петербурга вообще «от яйца» – более чем странн
Алина Циопа, Фонтанка.ру
Горный штаб. Эрмитаж открыл большую выставку Рериха, где показывает артефакты, вдохновившие художника
Новости
- 27 ноября 2024 - В трейлере нового сезона «Игры в кальмара» показали возвращение игрока 456 и «темную лошадку»
- 26 ноября 2024 - Сергей Шнуров рассказал, о чем будет новый альбом группы «Ленинград»
- 25 ноября 2024 - Екатерининское собрание отреставрируют и оснастят по-современному
- 25 ноября 2024 - Вышел первый трейлер сериала «Сто лет одиночества»
- 25 ноября 2024 - Непогода закрыла парки Петергофа и Гатчины
Статьи
-
25 ноября 2024, 20:07Старейшая и единственная в России крупная научно-популярная премия «Просветитель» вручается уже семнадцать лет. В ней две основные номинации — за естественные и точные науки и за гуманитарные науки. Традиционно денежный приз получают не только победители, но и финалисты в каждой из номинаций. Так интересные и полезные книги на самые разные темы становятся более известными читателям.
-
21 ноября 2024, 16:12Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».
-
19 ноября 2024, 18:02
-
19 ноября 2024, 14:46