Выставка без экспонатов

26 июля 2016, 04:21
Версия для печати Версия для печати

В западном флигеле Меншиковского дворца открылась выставка «Ораниенбаум сквозь века». «Фонтанка» выясняла, для чего было создавать экспозицию без единого исторического предмета, зато с голосом Владимира Познера.

Теперь маршрут по Большому Меншиковскому дворцу для туристов начинается с прохода по западному флигелю, где раньше находились комнаты прислуги, а исторические интерьеры XIX века практически не сохранились. Туда перенесли входную зону, гардероб и сувенирную лавку. Здесь же, за стенами, c сомнительными с точки зрения вкуса изображениями апельсиновых деревьев (Ораниенбаум в переводе с немецкого означает «апельсиновое дерево») разместилась новая мультимедийная экспозиция, подготовленная музеем совместно со студией сценографии и технологии Глеба Фильштинского – известного театрального художника, в совершенстве владеющего магией света и награжденный за это всеми возможными призами.

Экспозиция состоит из нескольких залов, посвященных истории здешних мест. Причем истории настолько древней, что она захватывает не только времена появления здесь племен Чудь и Водь, с которых начинают познание истории школьники, а, ни больше ни меньше, ледниковый период.

«Причудливые формы современного рельефа сформировались около 100 тысяч лет назад, – звучит в динамиках невозмутимый голос известного телеведущего Владимира Познера, который озвучивал весь проект. – Под напором льда и воды на этой территории возникли холмы и низины, занятые озерами и болотами. Примерно 12 тысяч лет назад, во время таяния ледника, образовался большой замкнутый водоем, и в результате подъема тектонических плит вода хлынула в Финский залив. Так произошло формирование ландшафта, появились Ладожское озеро и река Нева».

Для большей убедительности в видеоряде, транслируемом на стены вокруг посетителей, «вырастают» ледники, которые потом со звуковым долби-эффектом, чьей мощности могут позавидовать иные кинотеатры, шумно рушатся, освобождая место для елочек. Повествование ведется неспешно, хоть и схематично, и, к радости слушателей, через пять минут все-таки подводит к рождению Санкт-Петербурга. Однако не спешите радоваться, услышав слово «Ораниенбаум»: рассказа о нем в первом зале не пойдет, а последними словами лектора Познера, приглашающего посетителей в следующий зал, станет обещание рассказать о Северной войне и «событиях, повлиявших на ход истории Европы».

Попадая в следующий зал, зритель имеет полное право впасть в ступор: перед ним возникнет макет… крепости Орешек. Почему историю этого фортификационного сооружения и битвы за него нужно рассказывать в Ораниенбауме – может рассказать только директор ГМЗ «Петергоф» (к которому относится Ораниенбаум) Елена Кальницкая, которая была автором идеи данной экспозиции. Спойлер: макет имеет свойство подсвечиваться поочередно в разных местах и даже – о восторг! – однократно испускать дым. Однако и в этом зале гость за семь минут аудиозаписи тоже услышит слово «Ораниенбаум» лишь один раз, в самом конце – и опять-таки ничего об истории дворца не узнает. Зато услышит обещания рассказать в следующем зале о фигуре Меншикова.

Лишь в четвертом зале из пяти публика получает информацию о том, какие строения возникали на территории Ораниенбаума, и какова была их судьба (схематично изображающие их кубики поднимаются и опускаются на спроецированном макете).

В пятом зале повествование ведет сама Елена Кальницкая. «Новая страница биографии памятника началась с заинтересованного внимания Валентины Ивановны Матвиенко», – «во первых строках» сообщает она.

Завершает директор свой рассказ о реставрации вверенного ей памятника и создании в нем экспозиций словами о том, что «нынешние сотрудники не боятся сочетать традиции и новаторство и использовать современные технологии», в чем только что могли убедиться посетители. За традиции в этом зале, видимо, «отвечает» единственный реально присутствующий в помещении объект (все остальные изображения появляются в проекции) – крутящийся вокруг своей оси янтарного цвета макет короны, имитирующий украшение фасада дворца.

Загадочность смыслового наполнения отреставрированного флигеля дворца, густо пахнущего стройматериалами, усиливает детская комната. Сама по себе детская вполне уютная: здесь есть игрушки, доска, горка и даже миниатюрная модель дворца с подобием мебели, которая в нем находится. Вот только не лучше ли все-таки показывать ребенку оригинал – раз уж он все равно уже в нём находится?

Директор ГМЗ Елена Кальницкая неоднократно признавалась журналистам, что мультимедийные экспозиции – ее «любимая тема». Нынешняя выставка (с учетом того, что зритель не увидел ни одного исторического экспоната), по словам директора, обошлась в «несколько десятков миллионов» рублей.

«Дорогой проект, ничего не скажу, но это наши внебюджетные средства, – пояснила Кальницкая, которая к концу экскурсии явилась лично. – Мы такое решение приняли потому, что музеи, которые так сделаны, посещаются не хуже, чем наши исторические дворцы «Монплезир», «Марли», – людям это нравится. Например, «Государевы потехи» (историко-культурный проект в Петергофе – прим.ред.) окупились за два года».

Выбор тематики, отраженной в экспозиции, Елена Кальницкая объясняет желанием хоть как-то рассказать посетителям о периоде существования дворца при Меншикове – хотя в самом здании музея ничего к этому не располагает:

«Меншиковский дворец никогда не был музеем. Создавая его пять лет назад, мы думали, каким он должен быть. Тогда было бесконечное количество концепций, и все-таки мы решили остановиться на интерьерном дворцовом образце подачи материала, и дворец выглядит так, как он выглядел на времена Елены Павловны, во второй половине XIX века. А история Меншикова, история Ингерманландии осталась за скобками. Это притом, что дворец в Ораниенбауме – единственный дворец петровского времени, который имеет полную покомнатную опись. Казалось бы, все можно воссоздать – а вот нет. Потому что вещей мало, иконографии нет. Если ты имеешь описание – не факт, что ты все сделаешь точно и правильно. Имея опись, мы не могли восстановить интерьеры, но оставить без внимания эту тему было невозможно».

В будущем директор надеется наладить сотрудничество с Государственным Эрмитажем и получить на экспозицию во дворец предметы из Меншиковского дворца в Петербурге (своих предметов того времени у музея нет, и отделка тоже не сохранилась). Но, как признают в музее, для этого потребуется уже совсем другое оформление.

Пока же посетителям придется довольствоваться изображениями из разных фондов и архивов исключительно на видео. Оно, впрочем, сделано весьма качественно – Глеб Фильштинский свое дело знает. Как и Познер. Как и Басилашвили, чей голос звучит из динамиков в Картинном доме. Но все это вместе взятое выглядит забавным аттракционом и не более. Мультимедиа – отличная вещь, но человек, заплативший деньги за посещение экспозиции и не увидевший ни одной исторической вещи, неизбежно будет чувствовать себя обманутым. Не говоря уже о том, что Ораниенбаум не входит в обязательный туристический набор, и если человек все-таки сюда приехал, то наверняка уже имеет базовые знания, так что рассказывать ему об истории этих мест и Петербурга вообще «от яйца» – более чем странн

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Горный штаб. Эрмитаж открыл большую выставку Рериха, где показывает артефакты, вдохновившие художника

Выставка Николая Рериха в залах-трансформерах основной анфилады Главного Штаба Эрмитажа — рассказ о пути художника, археолога, коллекционера к идее о сохранении культурного наследия, которую подхватил весь мир. Название — «Твердыня пламенная» — позаимствовано у одного из известных сборников публицистики Николая Рериха, изданного впервые в 1933 году — за несколько лет до подписания Пакта Рериха, первого в истории договора об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений.

Статьи

>