Буквы с картинками: летний обзор комиксов от «Фонтанки»

18 июля 2016, 16:08
Версия для печати Версия для печати

Комиксы о палестино-израильском конфликте и убийстве Гитлера, 200-страничный роман без слов, неожиданные приключения Марка Твена и Николы Теслы, оформленные в стиле «стимпанк». О лучших русскоязычных и переводных новинках графической литературы читайте в летнем обзоре «Фонтанки».

Эту статью теоретически можно было начать словами о лете, которое в зените, и о читателях, утомившихся от букв и жаждущих развлечений полегче. Но мы не станем тратить время зря. Просто отметим, что теперь будем рассказывать о лучших комиксах и графических романах, вышедших на русском языке. В первый обзор попали произведения 2016 года – взрослые и серьёзные или, наоборот, бесшабашные. В них не жалко инвестировать несколько вечеров летнего чтения.

 

Джо Сакко. Палестина

Комикс Джо Сакко обрушивается на читателя хаотическим многоголосьем и сумасшедшими автомобильными гудками Каира. Оттуда автор, сотрудник американского журнала The Comics Journal, зимой 1991 года отправился на Западный берег реки Иордан и в сектор Газа. Сакко два месяца изучал ситуацию. Комиксы о конфликте печатал сначала отдельными выпусками, а в 1996-м объединил в книжку. Она вскоре получила престижную награду American Book Award, а её создатель – международное признание. На русском «Палестину» впервые выпустили в 2016-м в петербургском издательстве «Бумкнига».



Фото: Предоставлено издательством «Бумкнига»

Если ваше детство / юность / зрелые годы проходили под неразборчивое жужжание телевизионных новостей об очередном теракте или перестрелке на Земле Обетованной, то комикс Сакко – лучший повод расставить всё по местам. Автор выслушал сотни историй обычных палестинцев, побывал в школах и больницах, узнал, как обстоят дела в крупнейшей тюрьме «Ансар», и что палестинские женщины думают о хиджабе.

При этом у Сакко достаточно исторических флешбэков. Они позволяют восстановить всю историю арабо-израильского конфликта – от провозвестника еврейского государства Теодора Герцля до первого премьер-министра Израиля Бен-Гуриона, а потом до интифады – вооружённой борьбы арабов за свою землю. В итоге получилась лучшей пробы публицистика, сравнимая с опытами идеолога новой журналистики Трумена Капоте. Правда, если обычные репортёрские лонгриды теперь читаются неохотно (лень!), то отлично оформленную толстую книгу отпускать из рук не хочется.

Чего не стоит ждать от Сакко – так это объективности. Автор полностью на стороне палестинцев, чего не скрывает. Зато комиксист убойно самоироничен. Это выяснится, стоит только сравнить портрет рисованного рассказчика с настоящими фотографиями Сакко.

Цитата: «Манера палестинцев говорить о тюрьме не совсем нормальная…. Я не говорю, что они наслаждаются жизнью за израильской колючей проволокой… Но и не погрешу против истины, если скажу, что они ценят и подчас даже смакуют заключение… Срок стал своего рода вехой для мужчины».

Время для чтения: 3 – 5 вечеров.

 

Скотт Макклауд. Скульптор

Сложно сказать, является ли этот комикс шедевром или лишь мастерски сделанным рыночным продуктом. Но он точно безупречен. В распоряжении читателя – лёгкое чтиво со смыслом и грамотным визуальным воплощением.

Нью-Йорк, 2000-е. Молодой скульптор Дэвид Смит методично надирается в одном из местных баров. Парень талантлив, но ему никак не удаётся получить признание: деньги заканчиваются, арендодатель (злобный русский мужик с замашками мафиози) вот-вот выгонит Смита на улицу из роскошной студии-лофта. Поэтому, когда к герою подсаживается странный персонаж, подозрительно смахивающий на его умершего дядю, и делает рискованное предложение, парень соглашается. Даже несмотря на то, что за это может поплатиться собственной жизнью.



Фото: Предоставлено издательской группой «Азбука-Аттикус»

В комиксе действует нью-йоркская арт-богема с кураторами-гомосексуалистами, покупателями- тупыми-денежными-мешками, сумасбродными меценатами и противостоящее этому миру уличное искусство. Но современное повествование насажено на комплекс вопросов, волнующий Европу ещё со времён немецкого романтизма – что такое истинный творческий акт, как отличить его от пафосной безвкусицы, есть ли в искусстве абсолютные ценности или только субъективный взгляд, и что, наконец, важнее, – искусство или простая человеческая жизнь?

Любопытно, что американец Скотт Макклауд известен, как теоретик графической литературы, его даже называют «Аристотелем мира комиксов». Макклаудовские исследования «Понимание комикса», «Создание комикса», «Переизобретение комикса» стали библией для любителей книг с картинками. «Скульптор» демонстрирует, что разрыв между теорией и практикой не так уж и велик. «Наше всё» мира визуальной литературы британский фантаст Нил Гейман уже назвал книжку «лучшим из графических романов», прочитанных за последние годы.

Цитата: «Жизнь, Дэвид, не всегда согласна с нашими планами».

Время для чтения: один вечер. Но можно растянуть и на два.


Вильфрид Люпано, Грегори Паначчоне. Океан любви

Если вы видите свою пожилую жену-домохозяйку по телевизору рядом с Фиделем Кастро или путешествующей на трансатлантическом лайнере, значит, вы преодолели океан. Океан любви. Графическая новелла, выпущенная французским издательством Delcourt и адаптированная для России петербургским издательским домом «Комильфо», – о том, что для приключений и подвигов не обязательно быть супергероем или голливудской красоткой. Достаточно оставаться собой, верить в чувства и не бояться экспериментов... А начинается всё так прозаично: бретонский рыбак собирается в море, получает от супруги в дорогу банку сардин…



Фото: Издательство "Комильфо"

Особенность «Океана любви» – в том, что в книжке нет слов. Это необычно даже для такой насквозь визуальной культуры, как комиксы. Сценарист Вильфрид Люпано и аниматор Грегори Паначчоне задумали проект, когда ехали в метро с анимационного фестиваля, – как упражнение для мозгов. Но эксперимент перерос в нечто большее и напомнил, что универсальный язык, который адепты соцсетей недавно стремились создать с помощью смайликов-эмодзи, уже давно изобретён, и это рисунок. Фанаты комиксов из Италии, Испании, Германии отлично поняли соль «Океана любви», а строгие эксперты комиксового рынка восприняли отсутствие традиционных бубликов с репликами стоически. Историю называют «безупречной», «фантастической», «революционной» и в то же время «верной традициям европейской мультипликации. И, напоследок, совет «Фонтанки»: после прочтения книжка превращается в роскошный подарок друзьям. Она слишком дорогая, чтобы просто пылиться на полке.

Цитата: «Производитель гарантирует полное отсутствие дельфинов и текста. Может содержать незначительное количество пиктограмм».

Время для чтения: один вечер.

 

Джейсон. Я убил Адольфа Гитлера

В этом комиксе достаточно «бахов», «чпоков», «паффов» и есть даже одно «дзынь». Главный герой – киллер. Он пачками отстреливает по заказу клиентов их пожилых тетушек, обиженных племянников, изменивших жен и надоевших любовниц. Но вот однажды в офис душегуба приходит необычный посетитель. Пожилой профессор показывает фотографию Гитлера и объясняет, что сконструировал машину времени...



Фото: Издательство "Комильфо"

Динамичный и полный неожиданных сюжетных поворотов комикс держит в напряжении весь час, пока его читаешь. Джейсон намекает, что шутки с историей – не лучшее занятие. Если ты хочешь изменить прошлое, это просто так не пройдет.

Цитата: «Да, это я. Прости, что у меня такой вид, но мне нужна твоя помощь. Я только что убил Адольфа Гитлера, и мне нужно избавиться от тела».

Время для чтения: меньше одного вечера.


Мэтт Фрэкшн, Стивен Сэндерс. Пять кулаков науки

Чтобы прочитать эту книжку, надо расстаться со стереотипами и смело шагнуть в неизвестное. Привыкли думать, что Марк Твен – писатель, Никола Тесла и Томас Эдисон – учёные, а Эндрю Карнеги – бизнесмен? В комиксе американцев Мэтта Фрэкшна и Стивена Сэндерса это так. Но не совсем. Помимо своей основной деятельности, герои борются за спасение мира.



Фото: Издательство "Комильфо"

«Пять кулаков науки» начинаются вполне реальным выступлением Николая II на мирной конференции по разоружению Гааге в 1899 году. Но ближе к середине в истории появляются снежный человек и огромный робот в стиле стимпанк, а в конце австрийская пацифистская деятельница Берта фон Зутнер покажет нам свои корсет и чулки.

Скажете, авторы слишком вольно обращаются с фактами? Так оно и есть, но прежде, чем фантазировать, они хорошо изучили биографии персонажей и кратко изложили их в прологе. Читателю придётся несколько раз погуглить, чтобы проверить: а правда ли, например, что Никола Тесла во время еды подсчитывал примерный объём каждого куска пищи и испытывал отвращение от прикосновений других людей? Это разжигает любопытство и позволяет лучше погрузиться в события викторианской эпохи. Или хотя бы посмеяться. Если у читателей есть чувство юмора.

Что тяжело воспринимать в комиксе – так это шрифт. Чтобы прочитать 100 страниц, набранных верхним регистром, нужна настоящая преданность науке.

Цитата: «Если я могу уничтожить мир, и ты можешь уничтожить мир, и наш друг Тим может уничтожить мир, то кто на самом деле решится сделать это?».

Время для чтения: один вечер.

Елена Кузнецова, «Фонтанка.ру».

 

 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>