В прокате «Ледниковый период 5»: Апокалипсис для замерзающих
Пятый «Ледниковый период» с подзаголовком «Столкновение неизбежно» – очередную серию сверхпопулярной медиафраншизы о приключениях вымерших животных – находчиво превратили в космическую сагу с элементами апокалипсиса.
Что мультик — это ускоренный большой фильм, ясно давно. Что в одну ленту можно впихнуть такое количество жанров, форматов, цитат и перекличек — до «Периода» представить себе было невозможно. Как и того, что в подобном сюжете действие может одновременно развиваться в космосе и на Земле.
Масштаб затеи становится ясен еще в завязке — саблезубая белка Скрат (самый известный, наверное, персонаж всех «Периодов») в вечной погоне за орехом откапывает вмерзший во льды космический корабль. Череда случайностей приводит летающую тарелку в движение, и зубастый лузер отправляется в космос. Где сначала совершенно случайно создает солнечную систему (как вам это понравится, православные казаки?), а потом так же ненароком обрушивает на Землю метеоритный дождь.
Тем временем остальные обитатели покрытого снегами мира наблюдают на небе удивительные и опасные зрелища, и решают спасти мир от катастрофы и отразить метеоритный дождь.
Ближе к концу герои фильма обнаруживают в своем замерзшем мире секту медитирующих зверюшек, нашедших источник вечной молодости. Похоже, и создатели мультика его тоже нашли. «Период» поражает не размахом или находчивостью анимации, а, в первую очередь, молодой бойкостью. Это тем более удивительно, что автором «Столкновения» числится всё тот же Майк Термайер, который писал сценарий для самой первой части, а со второй остается еще и постоянным режиссером. И тем не менее, молодость у «Столкновения», что называется, в крови. Все ее приметы — налицо: отважный микс из жанров, стремление впихнуть в каждый кадр как можно больше, самозабвенное цитирование и пародирование, наконец.
Вроде бы, такое радикальное смешение жанров – невозможно. Но отчего-то в формате уморительных похождений вымерших зверюшек они уживаются: космическая Одиссея с цитатами из Кубрика (остроумными, надо сказать) и постапокалипсис, напрямую передразнивающий — да-да, прикиньте — триеровскую «Меланхолию» (канонический план с измерением размеров приближающейся угрозы тут «для тупых» повторяют раз двадцать). «Столкновение» сигнализирует, что один из важных трендов кино нулевых — медитативный и мрачный жанр «конец света в реальном времени» окончательно вышел в тираж и стал частью поп-культуры.
Кроме прочего, в «Столкновении» режиссер Майк Термайер превращает один из немногих минусов саги в ее большущее достоинство. Принцип «белка отдельно – планета отдельно» до сих пор был как раз слабым местом «Периодов» — эпопея про орех всегда была только вставной новеллой внутри основного повествования. Но Термайер смог извлечь из такой раздробленности выгоду: странно, что «Столкновение» не рекламируют слоганом «Пойдите на один фильм, и получите второй в подарок».
Впрочем, соединения апокалипсиса и космической одиссеи Термайеру мало. Считать цитаты и переклички в «Стокновении» – сплошное удовольствие. Тем более, что большинство из них совсем не очевидны: например, тут отсылается привет «Мухе» Кроненберга (сюжет о «сплавлении» некоего существа с чем-то невероятным превращается в уморительный гэг). Цитируется — снова очень остроумно – «Матрица». Понятно, не обойти стороной «Звездные войны». Фильмов мало — Термайер лезет на территорию живописи (один из лучших трюков за весь фильм отсылает к тянущимся друг к другу рукам Адама и Бога, изображенным на потолке Сикстинской капеллы). А еще Термайер в обаятельном хулиганстве нового «Периода» начинает с присущим ему чувством юмора играть в слова: лама-животное, например, превращается на экране в вечно медитирующего Далай-Ламу.
Для пятого фильма из серии лент «Ледникового периода» «Столкновение» какое-то чересчур даже лихое и уверенное. Действие несется с невероятной скоростью (отвлечешься на миг — пропустишь уйму важнейших деталей), ни разу не буксует. Фантазия тоже бьет ключом: в какой-то момент Термайер в изобразительный ряд мультика включает наскальные рисунки и письмена, и отлично у него это получается. «Столкновению» никак не дашь четырнадцать лет: сага как будто только родилась на свет. Не говоря уже о том, что возможность увидеть фильм-апокалипсис с хэппи-эндом вам вряд ли представится – во всяком случае, в обозримом будущем.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 6 — 8 декабря: световое шоу на Дворцовой, чудовища в Эрмитаже и игра с бесконечностью в БДТ
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
30 ноября 2024, 15:53
-
29 ноября 2024, 08:30