Портрет Екатерины I из Петергофа преподнес сюрпризы

07 июля 2016, 18:54
Версия для печати Версия для печати

В понедельник 11 июля на свое место в Тронном зале Большого Петергофского дворца вернется портрет императрицы Екатерины I, написанный немецким художником Генрихом Бухгольцем. Полотно было создано по заказу Екатерины II в числе других изображений ее предшественников — все они должны были украсить Тронный зал после его перестройки по проекту архитектора Юрия Фельтена.

В этом зале займет свое место портрет Екатерины I
В этом зале займет свое место портрет Екатерины I

Фото: Пресс-служба ГМЗ "Петергоф"

В марте 2015 года выяснилось, что портрет Екатерины I нуждается в срочной реставрации, и в течение следующего года над ним работали специалисты мастерских ГМЗ «Петергоф». При этом они совершили ряд любопытных открытий: во-первых, выяснилось, что Бухгольц написал портрет не «с нуля», а наклеил погрудное изображение Екатерины I, сделанное другим художником — и затем дорисовал его. Исследователи поясняют, что подобный прием Бухгольц использовал не единожды: таким же образом он создал портрет Елизаветы Петровны, хранящийся в Царском Селе. В ГМЗ «Петергоф» корреспонденту «Фонтанки» пояснили, что подобная практика в то время имела место в случаях, когда художнику требовалось выполнить работу в короткие сроки.

Кроме того, вскрыв слой лака, реставраторы обнаружили, что платье, в котором изображена императрица — из серебряной, а не золотой парчи, а прическа украшена драгоценностями с жемчугом. Стал отчетливо виден и пейзаж позади Екатерины — она изображена на фоне военного лагеря и крепости с приспущенными флагами.

Интересно, что эта реставрация портрета — уже не первая: в 1846 году его подновляли в Эрмитаже, куда он был отвезен для снятия копии, а затем — в 1962 году, когда картина вернулась в Петергоф из эвакуации (в годы войны работа хранилась в Ленинграде, а сразу после — в центральном хранилище в Павловске).

Алина Циопа, Фонтанка.ру

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Куда пойти 3 — 5 мая: личный взгляд на Родченко, «Женщины Есенина» на сцене Михайловского и цветение сакуры

В выходные после двухдневной рабочей недели можно дать себе еще один шанс отдохнуть, если не получилось на первых майских. В город, как по заказу, приезжают сразу несколько московских проектов, в Ботаническом саду в разгаре сезон цветения, а в кинотеатрах идут картины о лабиринтах памяти.

Статьи

>