Байки из Третьего Рейха: в прокат выходит «Сила воли»

12 июля 2016, 17:27
Версия для печати Версия для печати

Будет бегать далеко, будет прыгать высоко тот, кто имеет силу воли, американскую целеустремленность и африканское происхождение. Стараниями режиссера Стивена Хопкинса прямолинейный дидактический и «розовый» байопик чуть не превратился в оммаж гитлеровской Германии. Фильм появится в прокате в российском прокате в ближайший четверг.

История выдающегося американского атлета Джесси Оуэнса, взявшего четыре «золота» на одиннадцатой Олимпиаде, проходившей в Берлине в 1936 году, просто создана для киносценария. На фильм «Бег», который в нашем прокате значится как «Сила воли», очень хорошо сходить с подрастающим поколением, особенно с сыновьями. Интересное и динамичное повествование, несомненно, продемонстрирует им, как важно не сдаваться на волю обстоятельств и на милость окружения. Хотя многое преподнесено «в лоб», как любят американцы.

Забавно другое. Режиссера Хопкинса, известного в первую очередь по сериалу «Байки из склепа» и пятой части «Кошмара на улице Вязов», надо полагать, подвело излишнее рвение к «большому кино». Заложенный в картину общественно значимый посыл, призванный обличить погрязшие в расовой сегрегации США, сыграл с режиссером злую шутку. Заокеанский «оплот демократии» в картине выглядит едва ли не тождественным Третьему Рейху, совершенно вопреки голливудской традиции. При этом сам Рейх на экране буквально набит прекрасными, независимыми людьми, сплошь и рядом попирающими тоталитарные заморочки.

Вот немецкий бегун и соперник Оуэнса на Олимпиаде Карл Лонг не только обнимает того на дорожке, поздравляя с победой (исторический факт), но и принимает Оуэнса в гостях, попутно произнося гневные и смелые речи в адрес гитлеровского руководства. «А мне наш губернатор прислал поздравительную открытку и ящик кока-колы – пора эмигрировать!» – весело агитирует Ланга Оуэнс, незадолго до того утверждавший, что особой разницы между нацистской Германией и его родиной нет. И тут же председатель американского МОК Эвери Бренджед в исполнении Джереми Айронса буквально орет на Йозефа Геббельса (Барнаби Мечурат), требуя, чтобы Гитлер поприветствовал темнокожего чемпиона.

Жесткую отповедь рейхсминистр пропаганды получает и от бесстрашной Лени Рифеншталь, которая вопреки требованиям запечатлевает в своем фильме «Олимпия» достижения ненавистного нацистским бонзам негра. Кстати, Барнаби Мечурат в образе Геббельса и Кэрис ван Хаутен («Черная книга», «Игра престолов») в роли Рифеншталь в своих эпизодах выглядели гораздо убедительней протагонистов и «сделали» фильм. Может, именно в этом факте нужно искать истоки решения наделить в отечественном прокате ленту названием, отсылающим к одному из шедевров Рифеншталь – «Триумфу воли».

К вышеуказанным актерам можно приплюсовать Джейсона Судейкиса («Однажды в Вегасе», «Муви 43»), который сыграл тренера Ларри Снайдера, вылепившего из Оуэнса олимпийского чемпиона. Исполнитель главной роли, молодой сериальный актер Стэфан Джеймс отметился незамысловатой игрой – но ведь и сам легендарный бегун в жизни наверняка был довольно несложным человеком. Или все-таки нет? К сожалению, полностью разочаровал гремевший в конце прошлого века Джереми Айронс: звезда изрядно обветшала и играла столь же прямолинейно, как и Джеймс-Оуэнс – словно и не было за плечами ни «Женщины французского лейтенанта», ни «Лолиты», ни «Ущерба».

Но все равно – фильм посмотреть стоит. И ради заводной музыки в клубе «Атланта», и ради тех смешных нюансов, которыми лента, вполне может быть, обязана отличному дублированию. И еще ради надежды, что в противостоянии с тоталитарным государством человек вполне может остаться человеком. Это важно.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру» 

Проект "Афиша Plus" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Тихо в лесу. В кинотеатрах — японская драма с сюрпризом «Зло не существует»

В российский кинопрокат вышел фильм «Зло не существует» японского режиссера Рюсукэ Хамагути, известного оскаровским хитом «Сядь за руль моей машины». «Фонтанка» уже оценила фильм, получивший «Особый приз жюри» на фестивале в Венеции, и поставила его в контекст истории кино.

Статьи

>