О литературе с Виктором Топоровым: Днем с огнем, или Журналы - 4

31 августа 2012, 17:43
Версия для печати Версия для печати

Пройдемся по «толстым» журналам еще раз – с целью выловить в тамошней мутной воде хоть сколько-нибудь съедобную рыбку. Днем, как говорится, с огнем. «Хорошего человека найти нелегко» - так назвала один из самых страшных своих рассказов (о серийном убийце и его чересчур покладистых жертвах) великая американская писательница Фланнери О`Коннор. Найти нелегко, но мы все-таки попробуем.

Некоторые журналы хитрят, выкладывая в сеть (в проекте «Журнальный зал Русского журнала») не все материалы, а выборочно, или все, но не полностью, - очевидно, чтобы их читали, а главное, покупали в бумажной версии, но не на таких напали, - и мы этих хитрецов накажем, подобные публикации игнорируя.

«Новый мир»: № 1 – пусто. № 2 – пусто. № 3 – недурной рассказ Сергея Шаргунова «Скандал». № 4 – «отпускная» повесть Владимира Березина «Однокурсники»: читать можно, хотя и не обязательно. № 5 – повесть Александра Снегирева «Внутренний враг» - примерно в одну силу с Березиным. № 6 побогаче – роман Дмитрия Данилова «Описание города» (но он на любителя) и отличная подборка стихов из наследия Николая Заболоцкого. № 7 – подборка стихов Игоря Караулова «Палеонтология»: хороший, постепенно расписывающийся поэт. Всё.

«Знамя»: №1 – пусто. № 2 – пусто. № 3 – подборка стихов Владимира Богомякова и рассказ уже упомянутого Снегирева. № 4 – неожиданно щедр: прекрасная подборка стихов Дмитрия Мельникова, замечательные рассказы Юрия Буйды, вполне читабельная повесть Владимира Холодова «Шанс». № 5 зато – пусто-пусто. № 6 – повесть Романа Сенчина «Зима» (Сенчин такой Сенчин) и местами забавные байки «Там жили поэты» Владимира Тучкова. № 7 – пусто. № 8 – пусто-пусто. № 9 («Знамя» бежит впереди паровоза) – интересная подборка стихов подзабытой Веры Павловой.

«Октябрь»: №№ 1-7 – пусто-пусто-пусто-пусто-пусто-пусто-пусто. Правда, в №6 один рассказ все того же Буйды, но на семь номеров ежемесячника этого, пожалуй, все-таки маловато. Толстожурнальное дно, в которое неоткуда постучать снизу.

«Дружба народов»: №№1-3 – пусто-пусто-пусто. №4 – «Путем ветра и облаков» - рассказ недавно ушедшего из жизни сильно недооцененного Владимира Курносенко. № 5 – повесть «Полоса» все того же Сенчина. № 6 – пусто. № 7 – пусто. № 8 – пусто. № 9 – кто-то вроде бы собирался «Дружбу народов» закрыть?

«Звезда»: № 1 – Переписка Виктора Сосноры с Лилей Брик (на любителя). №№ 2-7 – пусто-пусто-пусто-пусто-пусто-пусто. Впрочем, на здешнем беспросветно сером фоне ярким пятном выглядит даже повесть Олега Юрьева (№ 7), упомянутая в нашей прошлой колонке в негативном контексте.

«Нева»: №№ 1-3 – пусто-пусто-пусто. № 4 – рассказ Михаила Юдсона. №5 – пусто-пусто. № 6 – пусто-пусто. № 7 – повесть Всеволода Непогодина «Дженерейшн «Дж»: небездарное подражание Пелевину пополам с Лимоновым, сколь дикой ни кажется такая смесь. № 8 – пусто.

«Урал»: №№ 1-7. Региональный журнал, разве что один раз наш земляк Александр Кушнер отметился (как, впрочем, и во всех вышеперечисленных московских и петербургских «толстяках»). «Уральский текст» очень плотен и однороден. В свое время я назвал тамошний стиль «уральским магическим реализмом». Мне возразил зам.главного редактора и фактический руководитель «Урала» Сергей Беляков: на его взгляд, то, что кажется мне магией, на самом деле является элементарной белой горячкой. Одним словом, журнал на любителя.

«Волга» - лучший на сегодня журнал, по бедности выходящий сдвоенными номерами. № 1-2: рассказы Владимира Лорченкова и наших земляков Анатолия Бузулуцкого и Вадима Левенталя. Прекрасная рецензия Алексея Колобродова на роман все того же Сенчина. № 3-4: пустоват. Выделю лишь рассказ Сергея Дигола. Он, как и постоянно публикующийся здесь Лорченков, живет в Молдавии. Бессарабский акцент, петербургский прононс и, увы, одесский (включая Малую Одессу) такирусский звучат в журнале наряду и наравне с родными саратовскими и соседними самарскими речениями. № 5-6: стихи Игоря Караулова; любопытная подборка молодой прозы в рубрике «Дебют». № 7-8: прекрасная поэтическая подборка Михаила Квадратова, тонкие рассказы нашей землячки Веры Кобец. Во всех четырех номерах любопытное кинообозрение Ивана Козлова и заметки «В русском жанре» Сергея Боровикова.

Надо, впрочем, признать, что и «Волга» выглядит в этом году похуже, чем в прошлом. Но все равно лидирует с большим отрывом. А с оглядкой на ее скромные возможности, - с колоссальным отрывом. Здесь пытаются думать – в отличие от всех остальных. Здесь пытаются думать концептуально. И здесь, не в последнюю очередь, пытаются думать честно.

Одним словом, решая мефистофельскую задачу, как ее сформулировал Пушкин, я окажусь несколько милосерднее Фауста: всё утопить, скажу, а «Волгу» оставить. И, может быть, все-таки «Урал». И «Бельские просторы» - но их в «Журнальный Зал» не пустили, и в наш обзор они, соответственно, не попали.

Однако хорошего человека найти нелегко. Хорошего поэта – еще куда ни шло. А вот остальных… И опять-таки – разве что в «Волге», но непременно из Молдавии или из Петербурга.

Виктор Топоров, специально для «Фонтанки.ру»
 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>