Эрте в Эрмитаже: что искать на выставке зачинателя гламура
В Двенадцатиколонном зале Эрмитажа открылась выставка художника Эрте – родоначальника гламура. Его предки были русскими морскими офицерами, а он в возрасте пяти лет придумал первое в своей жизни платье – для своей матери. Он создал 2,5 тысячи рисунков для Harper’s Bazaar. В его судьбе оставили след Мата Хари, Анна Павлова, Барбара Стрейзанд. Он умер в возрасте 98 лет, оставив поклонникам приглашения на собственные похороны в излюбленном им стиле ар-деко.
1. Русский эмигрант. Роман Тыртов родился в Санкт-Петербурге в семье военных аристократов, офицеров русского флота и представителей старинного русского рода, проистекаюшего от татарского хана Тырта. Именами адмиралов Тыртовых были названы острова, мысы, бухты, горы, в открытии которых они принимали участие. Однако у юного Романа интереса к военному делу не было никакого. Он даже как-то выбросил подаренных ему солдатиков в окно. А будучи пятилетним ребенком, придумал костюм для своей матери — причем даже уговорил родителей его сшить. Немалое впечатление произвел на него и музыкальный театр. Частым гостем в семье Тытровых был композитор Николай Римский-Корсаков, и, говорят, увидев постановку его оперы «Садко» в Мариинском театре, мальчик Рома Тытров укрепился в своей мечте стать художником. А тут еще — похвала его рисунку от самого Ильи Репина... В 1912 году, сдав гимназические экзамены, Роман отправился в Париж и больше в Россию не возвращался. «Он считал (и писал об этом несколько раз), что не взял из России ничего», – говорит куратор выставки в Эрмитаже Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа. «На самом деле у ар-деко есть большой русский, петербургский вклад, и это именно вклад Эрте. Он уехал туда молодым, но увез туда петербургский стиль, петербургский дух», – сказал на церемонии открытия выставки директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
2. Автор костюмов Маты Хари и Анны Павловой. В Париже удача улыбнулась ему не с первой попытки, однако уже в 1913-м Роман Тыртов попал к величайшему модельеру той эпохи Полю Пуаре. Тогда же он взял псевдоним Эрте (по первым буквам имени и фамилии) — до совершеннолетия приходилось прятаться от отца, который считал профессию модельера позорной для их семьи. В те годы Пуаре был вдохновлен успехом «Русских сезонов» Сергея Дягилева и, принимаясь за оформление спектаклей, работал с восточным стилем. Первая постановка, к работе над которой привлекли юного Эрте, – «Минарет» Жана Ришпена, и одной из занятых в ней актрис была Мата Хари. Ее костюм от Эрте также можно увидеть на выставке. В дальнейшем художник продолжал работать с театрами. И хотя сделать декорации для Дягилева так и не вышло, позже он создал костюмы для знаменитых балетных номеров Анна Павловой – «Гавот», «Дивертисмент», «Времена года».
3. Звезда глянцевых журналов. Именно Эрте слава человека, обеспечившего невероятную мировую популярность журналу Harper's Bazaar: он сочинил десятки обложек издания, а также – 2,5 тысячи иллюстраций – вечерних платьев, костюмов. Их также в большом количестве можно увидеть на выставке — изысканные и гордые дамы томно и чуть удивленно смотрят в сторону, а их позы до удивительного живы. Современные модельеры рассматривают эти работы с большим интересом, отмечая тщательность проделанной работы. «Иллюстратор — это такая профессия, которую надо любить, – поделился своими впечатлениями с корреспондентом «Фонтанки» кутюрье Владимир Бухинник. – Как он тщательно прорисовывает эскизы, с какой любовью! Я слышал от одного из журналистов слова, что мода — это искусство ширпотреба. Наверное, в наше время это так. Но во времена Эрте высокая мода была настоящим искусством».
4. Постановщик мюзиклов и создатель гламура. В 1920-е годы Эрте стал знаменит и востребован по обе стороны Атлантики,. «Преимущественно 95 процентов его работ — это мюзиклы и ревю, – рассказывает Михаил Дединкин. – Это то, что не повторяется, проходит один раз. И в этом эфемерном жанре он проработал практически всю жизнь, будучи самым востребованным художником в жанре варьете, мюзикла, бродвейской постановки». По словам куратора выставки, стиль Эрте с годами менялся крайне мало — и именно этим художник и интересен. В 1960-е-1980-е годы он пережил новый пик популярности именно за счет того, что сохранил приверженность стилистике 1910-х-1920-х годов. «Он лично создал эту стилистику — когда все блестит, в перьях и тысяча тацовщиц — это стиль Эрте, это то, что он создал в Голливуде», – поясняет Дединкин. «Он внес огромный вклад в развитие шоу-бизнеса, – говорит Владимир Бухинник. – Его стиль – это то, что мы бы назвали гламуром. Но Золотой век Голливуда тоже с этим стилем непременно связан».
5. Самородок, не написавшей ни одного полотна. Кажется удивительным, но у Эрте не было художественного образования. Он учился по книжным и журнальным иллюстрациям, которые в те годы, еще до начала массового использования фотографии, создавались на очень высоком профессиональном уровне и в условиях большой конкуренции. Интересно и то, что Эрте в своей жизни не написал ни одного живописного полотна. Выставку в Эрмитаже составляют созданные им акварели, рисунки и гуаши, а также три гравюры и две скульптуры.
6. Любовь к журналистике. Эрте имел еще одну замечательную способность — он обладал хорошим литературным слогом. Он печатался в периодике, делал обзоры парижской моды для американцев, вел колонку, посвященную светской хронике. Помимо всего прочего, именно Эрте написал раздел о современной моде для энциклопедии «Британника», где особо подчеркнул роль своего учителя, давшего ему путевку в жизнь, – Поля Пуаре. Несмотря на то, что к тому времени они уже пребывали в конфликте.
7. Долгожитель и свидетель множества эпох. Еще один удивительный штрих к биографии Эрте — его долгожительство. Он родился в 1892 году, а умер сравнительно недавно, в 1990-м. Вот уж действительно, теория шести рукопожатий благодаря таким людям сходила всего до пары звеньев: в Петербурге он встречал Николая Римского-Корсакова, в Париже дружил с Феликсом Юсуповым, общался с Сергеем Дягилевым. Уже в 1970-х познакомился с Барбарой Стрейзанд, которая была коллекционером его работ. Кстати, в одном из клипов певицы используется идея с обложки журнала Harper's Bazaar 1934 года — когда тень женщины заслоняет ее саму (певице это показалось метафорой славы). Кроме того, совсем девочкой, с Эрте познакомилась ныне один из самых актуальных модельеров – Стелла Маккартни: они вместе летели в самолете.
8. Алфавит Эрте. Самые заметные экспонаты выставки в Эрмитаже – циклы графических работ «Алфавит» и «Цифры», в которых буквы складываются из человеческих тел и других предметов. Эти произведения первоначально создавались для выставки в Париже в 1929 году, однако художник не успел завершить работу. Вновь идея показать миру причудливые буквы возникла в 1967 году в связи с персональной выставкой художника в Лондоне, однако тогда художник заметил отсутствие в своей азбуке двух букв — Q и L. Пришлось срочно дописывать.
9. Костюм, который лопнул. Работы для демонстрации в Эрмитаже предоставил Майк Эсторик, лондонский коллекционер и романист, сын Эрика и Саломеи Эсторик, которые долгие годы были друзьями и агентами Эрте. Майк и сам был знаком с Эрте, причем к 20-летию юноши зрелый уже тогда художник создал для него эскиз костюма. Этот костюм также можно увидеть на выставке, вместе с эскизом Эрте. Вот только носить это произведение искусства Майк не смог: портной, который исполнял костюм по эскизам Эрте, был не настолько талантлив, и промахнулся с объемами. В результате, как только Майк впервые в нем присел — брюки порвались. Больше костюмов для Майка Эрте не делал.
10. 12 подарков Эрмитажу. По сведениям Михаила Дединкина, в собраниях России до сих пор не было ни одной работы Эрте. Теперь будут — целых 12. Именно столько работ художника коллекционер дарит Эрмитажу. Среди произведений гения ар-деко, которые теперь будут храниться в музее – семь рисунков (четыре платья, два эскиза к театральным постановкам и одна обложка журнала), обе представленные на выставке скульптуры и три гравюры.
Выставка продлится до 18 сентября.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Ножичков на всех оленей хватит: особенности национальной охоты в новой экранизации «Графа Монте-Кристо»
Новости
- 18 сентября 2024 - В Петербурге откроют именную скамью с кепкой — памяти режиссера Сергея Соловьева
- 18 сентября 2024 - Послушайте, как Владимир Кехман поет на афтепати культурного форума
- 17 сентября 2024 - В Минкульте создали новый департамент, он займется укреплением традиционных ценностей в воспитании
- 17 сентября 2024 - На исторической территории «Степана Разина» откроют мультимедийную «Цистерну»
- 17 сентября 2024 - Стало известно название новой книги Виктора Пелевина. «Круть» расскажет о «фем-блатняке» и «курах-заточницах»
Статьи
-
16 сентября 2024, 20:48В Царском фойе Александринского театра его новый худрук Никита Кобелев поставил изящный мудрый спектакль, идеально подходящий времени и этому пространству — «Екатерина и Вольтер» по изданной недавно переписке двух исключительных по своему значению и масштабу и умнейших людей своего времени. Главным предметом обсуждения в ней, как выяснилось, была война России с Турцией, случившаяся сразу после эпидемии черной оспы.
-
10 сентября 2024, 17:31
-
09 сентября 2024, 19:05