Валерий Фокин представил юбилейный фестиваль и «Крышу»
На Новой сцене Александринки художественный руководитель театра Валерий Фокин рассказал о программе юбилейного фестиваля «Александринский» и представил новое пространство «Крыша».
Десятый фестиваль «Александринский» откроется 10 сентября – премьерой художественного лидера Венгерского национального театра в Будапеште Аттилы Виднянского. В данный момент этот признанный в мире профессионал, к слову, получивший режиссерское образование в Киевском институте им. И Карпенко-Карого, репетирует в Александринке «Преступление и наказание», где роль Раскольникова сыграет молодой артист театра Александр Поламишев. А Фокин в это же время в Будапеште готовит спектакль по раннему рассказу того же Достоевского «Крокодил, или Скандал в Пассаже» – написанному в гоголевском, сатирическом ключе, дерзко и весело, без тех «надрывов», которые появятся у русского классика позже, после публичной казни и каторги.
Фокин особо подчеркнул, что его как руководителя одного из русских национальных театров, интересует именно творческое существование национальных театров других стран – во всех аспектах, а не только в магистральном, определенным их исключительным государственным статусом. Поэтому для Фокина самой важной отметкой критиков, посетивших масштабные московские гастроли Александринки (было показано 12 спектаклей текущего репертуара – 8 на сцене МХТ им. А.П.Чехова и 4 на сцене ЦИМа), стало свидетельство, что руководимый им театр продемонстрировал художественное разнообразие.
Презентация нового пространства для общения сопровождалось запуском в воздух белых шариков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Anastasia Blur
Идею национального театра как исключительной и стратегически значимой позиции Фокин проводит убежденно и последовательно. В недалеком прошлом Александринка получила статус Национального достояния (в августе 2014 года) и включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Что, впрочем, по признанию худрука, не избавляет театр от финансовых проблем: секвестр национального бюджета сказывается на всех без исключения.
С этим обстоятельством связан тот факт, что даже в год 260-летия государственной театральной политики в России фестиваль «Александринский» привезет не все театры, которые хотел бы, а всего пять. Но китайский национальный театр из Пекина под названием Пекинский народный художественный театр будет непременно. Тем более, что Александринка уже побывала в Пекине на гастролях с «Ревизором» Валерия Фокина, который пережил три редакции и в День России был показан в 250 раз.
Израильский театр «Габима» привезет на фестиваль «Скупого» Мольера. Режиссер Илан Ронен сообщил, что главный интерес представляла для него не скупость как таковая, а Гарпагон как диктатор, который пытается использовать деньги в качестве механизма управления людьми, и хаос, который в результате неизбежно наступает в его доме. В истории еврейского театра «Габима» есть замечательная деталь: в 2017 году исполнится сто лет, как он был основан в России Станиславским и Вахтанговым с благословения тогдашнего наркома по делам национальностей Иосифа Сталина.
Также с Востока приедет одна из легенд японского театра Тадаши Сузуки, основавший целую театральную деревню в Того. Деревня в данном случае – понятие условное, но символичное: восемь оснащенных по последнему слову техники театральных площадок вдали от мегаполисов позволяют сконцентрироваться исключительно на театре. Результат можно будет увидеть на спектакле «Троянки» по трагедии Еврипида – в трактовке Тадаши Сузуки, это история женщин, переживших много войн, которым остается лишь оплакивать погибших: чрезвычайно актуальный, согласитесь, для настоящего времени сюжет.
Наконец, знаменитый Пикколо Театро ди Милано, основанный великим Джорджо Стрелером сразу после Второй мировой войны, чтобы привлечь внимание к маленькому человеку (поэтому в названии и появилось Piccolo – маленький, в противовес часто присутствующему в театральных названиях определению «Большой» и эпохальному репертуару таких театров), по которому колесо истории проехалось необратимо и безжалостно. Самым знаменитым спектаклем Пикколо Театра стал «Арлекин» – у нас известный как «Слуга двух господ»: этот персонаж и стал символом простого человека, чьи немудреные насущные проблемы и страдания оказались в центре театрального сюжета. В спектакле по другой пьесе Гольдони – «Ревнивые женщины», который закроет Десятый Александринский фестиваль, ключевым персонажем снова окажется Арлекин. По словам директора «Пикколо» Серджио Эскобара, принципиальным для постановочного решения является то, что, хотя действие пьесы происходит во время Венецианского карнавала, и все носят маски, Арлекин остается самим собой: театру важна проблема идентичности человека в современном мире. Вне театра она сегодня тоже представляется одной из важнейших.
Что касается премьер самого Александринского театра в новом сезоне, то, кроме «Преступления и наказания» Виднянского, была названа пока только «Мамаша Кураж» – спектакль по этой едва ли не самой знаменитой антивоенной пьесе Бертольда Брехта выпустит давний компаньон и друг Александринского театра Теодорос Терзопулос (Греция) – создатель продуктивных тренингов и техник для современного актера, основанных на исследованиях режиссером античного театра.
"Крыша" Новой сцены Александринки откроется для всех желающих в июле 2016 года
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Anastasia Blur
Кроме представления творческих планов, 13 июня состоялась еще и презентация open air площадки, которая откроется на крыше Новой сцене в середине июля. «Крыша» станет местом встреч, а также интеллектуальных бранчей, концертов и так называемого «бесшумного кино» – форма просмотра фильмов, когда звук подается непосредственно в наушники зрителей.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 13–15 декабря: большая ярмарка, «Щелкунчик» на льду, «Евгений Онегин» и «Разговоры» в стихах
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
30 ноября 2024, 15:53