Валерий Фокин представил юбилейный фестиваль и «Крышу»
На Новой сцене Александринки художественный руководитель театра Валерий Фокин рассказал о программе юбилейного фестиваля «Александринский» и представил новое пространство «Крыша».
Десятый фестиваль «Александринский» откроется 10 сентября – премьерой художественного лидера Венгерского национального театра в Будапеште Аттилы Виднянского. В данный момент этот признанный в мире профессионал, к слову, получивший режиссерское образование в Киевском институте им. И Карпенко-Карого, репетирует в Александринке «Преступление и наказание», где роль Раскольникова сыграет молодой артист театра Александр Поламишев. А Фокин в это же время в Будапеште готовит спектакль по раннему рассказу того же Достоевского «Крокодил, или Скандал в Пассаже» – написанному в гоголевском, сатирическом ключе, дерзко и весело, без тех «надрывов», которые появятся у русского классика позже, после публичной казни и каторги.
Фокин особо подчеркнул, что его как руководителя одного из русских национальных театров, интересует именно творческое существование национальных театров других стран – во всех аспектах, а не только в магистральном, определенным их исключительным государственным статусом. Поэтому для Фокина самой важной отметкой критиков, посетивших масштабные московские гастроли Александринки (было показано 12 спектаклей текущего репертуара – 8 на сцене МХТ им. А.П.Чехова и 4 на сцене ЦИМа), стало свидетельство, что руководимый им театр продемонстрировал художественное разнообразие.

Презентация нового пространства для общения сопровождалось запуском в воздух белых шариков
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Anastasia Blur
Идею национального театра как исключительной и стратегически значимой позиции Фокин проводит убежденно и последовательно. В недалеком прошлом Александринка получила статус Национального достояния (в августе 2014 года) и включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Что, впрочем, по признанию худрука, не избавляет театр от финансовых проблем: секвестр национального бюджета сказывается на всех без исключения.
С этим обстоятельством связан тот факт, что даже в год 260-летия государственной театральной политики в России фестиваль «Александринский» привезет не все театры, которые хотел бы, а всего пять. Но китайский национальный театр из Пекина под названием Пекинский народный художественный театр будет непременно. Тем более, что Александринка уже побывала в Пекине на гастролях с «Ревизором» Валерия Фокина, который пережил три редакции и в День России был показан в 250 раз.
Израильский театр «Габима» привезет на фестиваль «Скупого» Мольера. Режиссер Илан Ронен сообщил, что главный интерес представляла для него не скупость как таковая, а Гарпагон как диктатор, который пытается использовать деньги в качестве механизма управления людьми, и хаос, который в результате неизбежно наступает в его доме. В истории еврейского театра «Габима» есть замечательная деталь: в 2017 году исполнится сто лет, как он был основан в России Станиславским и Вахтанговым с благословения тогдашнего наркома по делам национальностей Иосифа Сталина.
Также с Востока приедет одна из легенд японского театра Тадаши Сузуки, основавший целую театральную деревню в Того. Деревня в данном случае – понятие условное, но символичное: восемь оснащенных по последнему слову техники театральных площадок вдали от мегаполисов позволяют сконцентрироваться исключительно на театре. Результат можно будет увидеть на спектакле «Троянки» по трагедии Еврипида – в трактовке Тадаши Сузуки, это история женщин, переживших много войн, которым остается лишь оплакивать погибших: чрезвычайно актуальный, согласитесь, для настоящего времени сюжет.
Наконец, знаменитый Пикколо Театро ди Милано, основанный великим Джорджо Стрелером сразу после Второй мировой войны, чтобы привлечь внимание к маленькому человеку (поэтому в названии и появилось Piccolo – маленький, в противовес часто присутствующему в театральных названиях определению «Большой» и эпохальному репертуару таких театров), по которому колесо истории проехалось необратимо и безжалостно. Самым знаменитым спектаклем Пикколо Театра стал «Арлекин» – у нас известный как «Слуга двух господ»: этот персонаж и стал символом простого человека, чьи немудреные насущные проблемы и страдания оказались в центре театрального сюжета. В спектакле по другой пьесе Гольдони – «Ревнивые женщины», который закроет Десятый Александринский фестиваль, ключевым персонажем снова окажется Арлекин. По словам директора «Пикколо» Серджио Эскобара, принципиальным для постановочного решения является то, что, хотя действие пьесы происходит во время Венецианского карнавала, и все носят маски, Арлекин остается самим собой: театру важна проблема идентичности человека в современном мире. Вне театра она сегодня тоже представляется одной из важнейших.
Что касается премьер самого Александринского театра в новом сезоне, то, кроме «Преступления и наказания» Виднянского, была названа пока только «Мамаша Кураж» – спектакль по этой едва ли не самой знаменитой антивоенной пьесе Бертольда Брехта выпустит давний компаньон и друг Александринского театра Теодорос Терзопулос (Греция) – создатель продуктивных тренингов и техник для современного актера, основанных на исследованиях режиссером античного театра.

"Крыша" Новой сцены Александринки откроется для всех желающих в июле 2016 года
Фото: Пресс-служба Александринского театра/Anastasia Blur
Кроме представления творческих планов, 13 июня состоялась еще и презентация open air площадки, которая откроется на крыше Новой сцене в середине июля. «Крыша» станет местом встреч, а также интеллектуальных бранчей, концертов и так называемого «бесшумного кино» – форма просмотра фильмов, когда звук подается непосредственно в наушники зрителей.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.