
В прокате «Большой всплеск»: Право на отдых

В прокате – «Большой всплеск», лента итальянца Луки Гуаданиньо. В главных ролях — Тильда Суинтон и Ральф Файнс. Одного этого факта довольно, чтобы сказать: в тяжкую годину, когда «денег нет», поход на фильм может прекрасно заменить дорогостоящий отдых в теплых краях.
Этого стоило ожидать: Гуаданиньо до сих пор если чем и был знаменит, то экранизацией скандальной книжки «Дневник Мелиссы П», повести о сексуальных опытах одной девушки. В том фильме он себя зарекомендовал как мастер красивых картинок: телесных панорам и рельефов, роскошных пейзажей. Ровно тем же Гуаданиньо занимается во «Всплеске». С большим успехом — все-таки фильм посерьезнее, чем просто виды юношеских тел золотистых оттенков.
«Всплеск» – антреприза мечты. Каждому тут найдено место — в меру неожиданное, но ровно настолько, чтобы актерскому таланту ничего не мешало. Суинтон играет рок-звезду на отдыхе (что-то вроде Бьорк — ее имя тут звучит частенько). Красок образу, который создает живой символ европейского инди-кино, добавляет тот факт, что у ее героини пропал голос — так что большую часть ленты Суинтон играет молча, сплошную выразительную пантомиму. Файнс, заросший бородой — почетный продюсер, кокаиновый монстр, вечно «на вздрыге», не умолкающий массовик-затейник. Прибывает на италийский брег не один, а с недавно случайно нашедшейся дочкой в исполнении Дакоты Джонсон – актрисы, фотографией которой вполне можно иллюстрировать в энциклопедиях статью «красота по-американски». Эта парочка нарушает тихий санаторный режим, установившийся в дуэте рок-звезды и ее бойфренда, фотографа-репортажника (крепко сыгранный Маттиасом Шонартсем увалень). Четверка воссоединяется, и санаторий ожидаемо превращается в Содом и Гоморру.
Гуаданиньо здесь определенно принадлежит негласный приз «за лучшую работу с актерами»: таких ролей даже в запасе у аристократов духа Суинтон и Файнса, не говоря уже о Джонсон и Шонартсе, наберется с гулькин нос. Но кайф здесь — не в «блистательном ансамбле». А в том, как он подан: ярким (буквально), радикальным, колючим образом. Оператор Джармуша, Озона и Ассайяса, Йорик де Со, создает здесь почти эйзенштейновскую партитуру крупных планов, умудряется фактически из них одних слепить целый двухчасовой фильм.
Вместе с Де Со Гуаданиньо составляет «Всплеск» из феноменальной красоты безделушек, сплошной бижутерии. Он выхватывает из общей курортной красоты самые яркие шмотки — и раскладывает их, как пляжный зазывала, перед глазами изумленной публики. Красиво, фронтально, симметрично показывает светлые лики кинозвезд — Джонсон, Суинтон, Файнс, снова Суинтон. Напяливает на объектив черные очки — взгляни-ка, зритель, на мир глазами аутичного фотографа. Любуется стаканами, складками на одежде, гладью бассейна, тонущими во льду креветками, бутылками красного сухого, прозрачными кофточками Дакоты Джонсон (словно ему 15 лет, в самом деле — потому что с возрастом, как ни крути, интерес к декольте все-таки угасает, ну, или его начинают сдерживать).
Тут уже не отличишь красоту от смысла — и хорошо, и замечательно. Камера выхватывает серп и молот на плече Файнса — и эффектно, и смешно, и все объясняет про продюсера с левыми идеалами в плешивой башке. Надо добавить драматизма — крупные планы сосков под кофточкой, изумленных глаз, объективов фотографа сменяются чуть быстрее. Показываем, как ломается лед в отношениях героев, как они себя «отпускают» – пожалуйста, на помощь приходит план-метафора: персонажи раскалывают соль, в которой запечен увесистый палтус, из-под белой корки проступает чешуя.
Поначалу оно, может, раздражает: не поймешь, что имеет смысл, что требует какого-то вчитывания, а что просто для красоты. Но «Всплеск», слава богу, длинный, как пляжный отдых в бархатный сезон. Привыкаешь — и, как советуют психологи, расслабляешься и получаешь удовольствие. Плевать на серпы с молотами; какая разница, чего там они значат на плече Файнса. Плевать на рыбу — красиво же! Плевать на отношения и тонкости психологизма. Столько великолепных картинок кряду вам больше нигде не покажут. Разве что на самом юге Италии — но туда билеты, как было сказано выше, нам теперь не по карману.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Зачем вам эта рухлядь?». Русский музей показывает иконы строгановских мастеров
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
29 июня 2025, 20:28