«В природе человека – рассматривать всякие ужасы». Почему?

07 июня 2016, 14:10
Версия для печати Версия для печати

В какой-то мере на этот вопрос отвечает выставка «Реализмы», которая открылась сегодня в Главном штабе Эрмитажа. Первый экспонат, на который попадает взгляд зрителя, – скульптура Тони Мателли «Истерзанные», весьма натуралистично изображающая пару искалеченных: мужчину с оторванной рукой и ножом, воткнутым в ногу, и женщину без руки и без головы. Из одежды на обоих – только трусы, а вокруг лежат обломки рояля.

Словно в оправдание появлению шокирующего экспоната напротив него на стене закреплена цитата из Аристотеля: «Мы с удовольствием смотрим на самые точные изображения того, на что в действительности смотреть неприятно, например, на изображения отвратительнейших зверей и трупов. Причиной этого служит то, что приобретать знания чрезвычайно приятно не только философам, но также и всем другим, только другие уделяют этому мало времени. Люди получают удовольствие, рассматривая картины, потому что, глядя на них, можно учиться и соображать, что представляет каждый рисунок».

Впрочем, куратор выставки – заведующий отделом современного искусства Дмитрий Озерков уверяет, что цитата — не свидетельство того, что Эрмитаж потакает скрытым желаниям публики.

«Это, скорее, предложение публике посмотреть на себя саму. Почему вы это разглядываете? Почему вам это не нравится? Или почему нравится?» – поясняет он. При этом куратор полагает, что людей, способных задать себе на выставке именно этот вопрос, – достаточно много («если человек не надевает себе на глаза шоры непонимания и не говорит, что не хочет ничего знать»).

Тема реализма в искусстве, его притягательности или напротив, отталкивающего эффекта для зрителей, станет основной на интеллектуальном марафоне «Реализмы», который Эрмитаж впервые проведет в ночь с 10 на 11 июня. Обсудить тему ужасов в искусстве, подсознательного, общественного восприятия реальности и трансформации видов реализма приглашены видные искусствоведы и кураторы. Среди них – Александр Боровский, Владимир Гусев, Зураб Церетели и многие другие. До шести утра в Главном штабе будут проходить дискуссии, перформансы, показы мультимедиа. В числе возможных гостей проекта называют Павла Пепперштейна и Олега Кулика. Этот марафон станет первым крупным ночным проектом в стенах Главного штаба.

Участвовать в нем зовут и зрителей – в том числе и тех, у кого есть свое особое мнение в отношении современного искусстве и путей его развития. К неоднозначной реакции в Эрмитаже готовы, впрочем, куратор особых оснований для этого не видит: «Как всякое хорошее искусство, представленное на этой выставке противоречиво, и вполне может вызывать разные реакции, но не однозначно негативную».

«Задача этой выставки не в том, чтобы кого-то провоцировать, а в том, чтобы показать сложную тему в хорошем исполнении», – говорит Дмитрий Озерков.

Что касается «исполнителей» – их трое. Это британский живописец Митч Гриффитс (кстати, единственный приехавший на открытие выставки в Эрмитаж) — его работ здесь большинство. В Эрмитаже поясняют, что творчество этого автора вызвало интерес музея в силу традиционности: автор пишет картины в академическом стиле, маслом на холсте, с подготовительным рисунком. Одна из тем его работ — медийный образ войны, коммерциализированный и гламурный, что на одной из картин символизирует девушка, держащая в руках автомат с привязанным к прикладу смартфоном. Другая — тщетное поклонение культу молодости (работа «Храм кожи и костей»), третья — потребительское перенасыщение («Чего душа изволит»), в которой мужчина жонглирует семью предметами, символизирующими семь смертных грехов.

Другой автор, представленный на выставке, – Тони Мателли, – американский скульптор (автор тех самых «Истерзанные»), в чьих работах специалисты видят отражение мира голливудских спецэффектов, китч и гиперреализм.

И, наконец, третий — американский художник более старшего поколения, Джим Шоу, который, по словам организаторов выставки, интересен театральностью своих работ (в том числе в прямом смысле слова, так как его холстами служат старые театральные задники).

«Мы можем вообще сказать: «Весь мир – театр», и мы это придумали, срежиссировали, и ничего не важно, кроме театральной реальности, – говорит Дмитрий Озерков. – Мы так показываем его театральные задники, что можно за них зайти и увидеть их обратную сторону – увидеть закулисье реальности и понять, что реальность театральна, и ничего, кроме театра не существует».

«Реализм это некий стиль, некое миропонимание, – объясняет куратор. – И отличие реализма от натурализма в том, что в реализме есть идеология. Когда человек просто изображает похоже коня или девушку – это натурализм, но когда он вкладывает в это какую-то идею, когда за этим стоит какой-то смысл другой, и он умеет этот смысл передать, – это становится реализмом. Собственно, реализм изначально придумали французы в XIX веке, но он был же и в испанском веке золотого искусства, был и раньше. В XX веке были сюрреализм, гиперреализм и самого разного вида реализмы, вторгающиеся в это понятие. Реализм это очень широкое понятие, поэтому выставка называется «Реализмы» – мы говорим о том, что одного реализма нет как такового».

Авторы, представленные на выставке, по мнению специалистов Эрмитажа, с высокой вероятностью «войдут в вечность». Среди критериев, которыми пользуется музей, оценивая авторов подобным образом, – многослойность смыслов в работе.

«Если человек всего лишь поставил обнаженных мужчину и женщину с роялем на голове – мы говорим, что это простая работа, и она не очень интересна. Но когда мы понимаем, что за этим стоит тема голливудских фильмов-катастроф, алллюзия на первого человека, изгнанного из рая и вообще на некий смысл всего нашего существования , мы понимаем, что это работа более сложная, чем просто какой-то китч. Нам кажется, что это работа интересная, она заставляет нас думать о чем-то другом».

Также в Эрмитаже руководствуются возможностью диалога между старым и новым в коллекции — а именно между основными экспонатами и искусством, представленным на временной выставке. В данном случае, чтобы проследить эту связь, Эрмитаж подготовил целый аудиогид (кстати, бесплатный), который рассматривает экспонаты различных эпох, представленные в постоянной экспозиции Главного штаба в ключе Реализма.

«Мы показываем, что на самом деле искусство во многом зависит от того, кто на него смотрит, от того, что мы хотим от него взять», – подчеркивают в Эрмитаже.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке

Русский музей впервые за 25 лет показывает в Михайловском замке работы Василия Садовникова (1800 — 1879). Мастер акварели родился в семье дворовых крепостных княгини Натальи Голицыной. Именно она была прототипом графини Томской в пушкинской «Пиковой даме», и лишь после её смерти художник в 1838 году получил вольную. А затем работу Садовникова на выставке в Академии художеств увидел Николай I, и всё завертелось: благодаря монаршему покровительству и частным заказам появились десятки воздушных, точных видов Петербурга и пригородов, а также современных Таллина, Каунаса и Вильнюса, дворцовых интерьеров.

Статьи

>