Уличные театры: уроки раскрепощения

04 июня 2016, 12:51
Версия для печати Версия для печати

Эльфы сидели на перилах моста, болтая ножками; Луна в звездном плаще и Солнце – со своими свитами – брали публику в кольцо; две трехметровых розовых «кошечки» поднимали за руки ребятишек, чтобы их мамаши могли сделать забавные фото, а случайные посетители ЦПКиО пытались понять, что происходит. На Елагином открылся традиционный фестиваль уличных театров, который продлится до конца воскресенья.

Все эти картинки можно было увидеть пятничным вечером при сходе со 2-го из Елагиных мостов на одноименный остров. Фестиваль уличных театров «Елагин парк», основная программа которого пройдет в выходные 4 и 5 июня, открывался большим променадом с участием всех коллективов, которые должны выступить на его сценах в этом году. Разделились на две группы: одна собиралась на одном конце острова, другая – на другом. Затем обе группы должны были одновременно отправиться навстречу друг другу.

Участников было много, неразберихи и суматохи тоже. «Начинаем через пять минут!» – аккуратно произнес по-русски синьор из испанского театра Wandering Orquestra, улыбаясь публике. Однако поняли это не все. Пока радуга на ходулях обнималась со знакомыми арлекинами в клеточку, а человек-телефон коммуницировал с человеком-клавиатурой (театр «Беспредел»), барабанщицы, помахивая мини, отправились вперед. Эльфам из французского коллектива FAÏ об отходе колонны сказали в последний момент, и, пока те вставали на ходули и заряжали свою боевую песню в динамиках, шествие ушло далеко вперед. Но разве могут любимцы публики, совершающие на ходу умопомрачительные акробатические номера, остаться незамеченными?! Публика предпочла отстать вместе с ними.

В самой колонне тем временем тоже не скучали: группу зрителей, мирно беседовавших с трехметровыми джентльменами в цилиндрах из творческой группы Prana, втихаря обмотал длинной красной нитью чудаковатый юноша в лётных очках, представлявший бельгийцев MéliMélo & Compagnie. Самопроизвольно отматываться строго запретил, попытался причесать щеткой для одежды, но при первых признаках возражения все «счесанные» пылинки «возложил» обратно.

А тут и долгожданная встреча случилась: из-за кустов по дорожке вырулила «мамаша» с гигантской коляской, двумя «сыночками»-переростками на велосипедах и «дитем» в одних подгузниках (на самом деле, лет сорока) – шумная семейка, воплощающая кошмар отдыхающих, в исполнении испанского театра Fadunito, известная всей театральной Европе. Вслед за ними подтянулись и все остальные участники парада. Белки с деревьев настороженно наблюдали за происходящим. Артисты к тому моменту уже катали коляски с детьми зрителей, устраивали гонки на скейтах с местными подростками и просто обнимали случайных прохожих. Те старательно подыгрывали: удивительно, какую терапевтическую силу имеет искусство, и как быстро оно помогает стать более доброжелательным и открытым миру!

Ведь, если задуматься: сказать «Привет!» и улыбнуться незнакомцу, обнять человека, просящему помочь в какой-то дурацкой мелочи – казалось бы, что может быть проще и в то же время труднее? Тому, на что легко способен ребенок, взрослым приходится учиться заново. «Комплексы, комплексы!» – как говорил Костик из «Покровских ворот». Но подобные фестивали, подразумевающие общение с публикой, дают почувствовать собственную замкнутость и шанс её преодолеть. Раскрепоститься здесь смогут все. Даже те, кто изначально был не настроен на общение. Искренность и энергетика артистов работают на это проверенно, профессионально. Потому и собирают уличные театры во всех странах мира такие толпы зрителей.

Поприветствовав друг друга, колонны отправились к Масляному лугу. Вот только расстояние до него было велико, а дорожки столь запутаны, что шествие растянулось, кто-то заблудился и был вынужден лезть через канавы, а ходулисты заметно устали. Поэтому артистам театра «Странствующие куклы господина Пэжо», встречавшим всех на финише, пришлось дважды объявлять фестиваль открытым – сперва после прихода основной группы участников, а затем – когда добрались опоздавшие.

С церемонией потребовалось поторапливаться, а артистов – просить разойтись по дорожкам: на той же площадке уже должно было начинаться выступление артистов самарского театра «Пластилиновый дождь».

В это же время в ангаре поодаль проходила премьера спектакля Русского инженерного театра АХЕ «Кабинет редкостей», который еще не раз можно будет увидеть в рамках фестиваля. Коллектив под предводительством художников Максима Исаева и Павла Семченко предложил свою версию мифа о сотворении мира (и не одну), в которой нашлось место не только воде, огню, но и жидкому азоту. А еще – геометрии, физике и… анекдотам. В процессе рождения мира появлялись причудливые артефакты, которые незамедлительно закатывались артистами в семь трехлитровых банок.

Пытаться разгадать символизм всех действий артистов театра – дело практически невыполнимое. Но этот смысл очевидно есть – Максим и Паша – известные интеллектуалы. Поэтому за их сценическим ритуалами зрители всех стран, где бы АХЕ ни выступали (а этот коллектив – один из тех, кто стабильно обеспечивает России мировую репутацию продвинутой театральной страны) наблюдают, как завороженные. И зрители фестиваля уличных театров «Елагин парк» – как в зале, так и за окнами ангара – не стали исключением. И у петербуржцев и гостей города еще есть такой шанс.

«Фонтанка» составила список шоу, на которые стоит обратить внимание на Фестивале уличных театров:

Compagnie FAÏ (Франция)

«Faïz’heures de reves» (Франция). 4 июня: 13.30, 15.30, 18.30, 5 июня: 14.00, 18.30
Мир фэнтези полон загадочных персонажей. На какие акробатические номера, превращения и трюки они способны – увидите на шоу

Muzikanty (Польша)

«Wandering Silent Cinema». 4, 5 июня: 16.30, 18.30
В киношатре, приготовленном артистами, идут прекрасные фильмы – вот только немые. Так что озвучивать их придется самим зрителям;

«Muzikanty». 4 июня, 13.15; 5 июня, 14.00
Артисты дадут сумасшедший урок игры на музыкальных инструментах, собрав всех зрителей в один оркестр.

Wandering Orquestra (Испания)

«Wandering Orquestra». 4 июня: 16.00, 5 июня: 13.30, 18.30
Музыканты отправляются на выступление, но не знают, где оно должно пройти. А потому срочно пытаются найти площадку для своего концерта – любыми средствами.

MéliMélo & Compagnie (Бельгия)

«Iples Immobiles». 4, 5 июня: 14.00, 17.30
Как отправиться в путешествие, оставаясь на месте? Ответ прост: внутри вас есть своя Вселенная, путешествовать по которой можно с помощью собственного воображения.

• Mirror Family (Словакия)

«Mirror Family». 4 июня: 17.30, 5 июня: 14.30, 17.30
Причудливые люди-зеркала готовы показать вам мир в неожиданном отражении.

• Странствующие куклы господина Пэжо (Россия)

«Последний Бастион». 4 июня: 20.00
Спектакль-провокация, в котором артисты играют в войну со зрителями, паля по ним из катапульты и намекая на то, что бороться лучше не друг с другом – а со своими внутренними проблемами.

«Месяцы». 5 июня: 20.00
Месяцы спускаются с небес на землю, чтобы собрать упавшие звезды, полюбоваться городом и уложить зрителей спать.

• Русский инженерный театр АХЕ (Россия)

«Кабинет редкостей». 4 июня: 15.00, 19.00. 5 июня: 15.00
Спектакль для взрослых. Артисты переосмысливают миф о создании мира, превращая этот процесс в завораживающее и загадочное действо.

• Teatro Pavana (Голландия)

«Struzzi». 4 июня: 17.45, 5 июня: 15.00
Страус находит огромное яйцо, но кто же из него появится? 5 июня, 15.00

«Giraffes». 4 июня: 15.00, 5 июня: 18.00
Дрессировщик пытается укротить жирафов, но те никак не хотят слушаться –впрочем, публику они готовы удивить по-своему.

• Antagon theaterAKTion (Германия)

«Ginkgo». 4 июня: 21.00; 5 июня: 20.00
После ядерной катастрофы в Хиросиме природа пытается вернуть жизнь в эти места. Дерево Гинкго казалось мертвым, но внезапно оно расцветает.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодой Трамп, священник-балетоман и поиски Шамбалы: гид по кинофестивалю «Послание к человеку»

В Петербурге 18 октября стартует Международный кинофестиваль «Послание к человеку» (18+) — уже 34-й по счету. Он продлится до 27 октября. За десять дней покажут 77 фильмов в Международном, Национальном и Экспериментальном конкурсе In Silico. В составы соответствующих жюри вошли, в частности, призёр Венецианского фестиваля непальский режиссер Мин Бааудур Бам, режиссер-лауреат «Кинотавра» Николай Хомерики, сценарист «Слова пацана» Роберт Гараев, художник по костюмам Надежда Васильева и шеф-редактор «КиноПоиска» Филипп Миронов.

Статьи

>