Екатерина Галанова: На фоне Эрмитажа может звучать только классика

Наверняка, многим из вас интересно узнать побольше о главном подарке, который получат петербуржцы ко Дню города — об общедоступном концерте «Классика на Дворцовой». Его организатор и постановщик, Екатерина Галанова рассказала, кто, кроме Анны Нетребко, споет для петербуржцев, сколько мест ныне в общедоступном партере и сколько людей готовило это беспримерный концерт.

запись эфира:

Watch video!

>

аудиоподкаст эфира от 26.05.2016(18.7 Мб)

Автор: [Фонтанка.Офис]

- Катя, приветствую. Напомню зрителям [Фонтанки.Офис], что Екатерина Галанова недавно была у нас в студии, представляла еще один свой значительный проект — юбилейный фестиваль балета «Dance Open». И стоит сказать, что все проекты, которые готовит Екатерина, созвучны нашему городу — по стилю, по уровню художественной ценности, по академизму в самом лучшем смысле этого слова. И «Классика на Дворцовой», судя по тому, что мы уже знаем про этот концерт, не станет исключением. Кто еще примет участие в концерте, кроме Анны Нетребко, приезд которой в Петербург — всегда событие?

- Кстати, с Аней мы пытались договориться несколько лет подряд, и вот наконец у нее нашлось окошко в ее графике. После блистательной премьеры — она пела в «Лоэнгрине» в Дрездене — Анна выступит на нашем open air`е. Несмотря на то, что open air всегда сочетается со сложностями для вокалистов — холодный воздух, сырость, особенно в Петербурге, – Аня будет петь довольно много.

- Это эксклюзивная подборка?

- Подборка эксклюзивная, и она рассчитана как на ценителей оперного искусства, которые услышат свои любимые арии, так и на тех, кто от оперы далек. Потому что Анна исполнит, например, «Сильву» Кальмана.

- А до этого концерта Анна Нетребко исполняла арии из оперетт?

- Исполняла и не только из «Сильвы», но вот тут давайте сохраним интригу. И пригласим всех завтра, 27 мая, в День города на Дворцовую площадь. Там, помимо Нетребко, споют: блистательный петербургский бас Ильдар Абдразаков — афиши с его именем украшают афиши таких театров, как Ла Скала, Венская опера, Метрополитен-опера и так далее; выдающийся тенор, супруг Анны Нетребко Юсиф Эфвазов... Извините, у меня все эпитеты в превосходных степенях, потому что я сама горжусь тем, какие певцы будут завтра петь. Продолжаю: в нашем концерте примет участие также Ольга Перетятько — колоратурное сопрано из первого ряда мировых оперных певцов, тоже нечастый гость в Санкт-Петербурге, хотя она окончила нашу консерваторию. Также к нам приедет московская команда: потрясающее меццо-сопрано, практически контральто, певица Большого театра Агунда Кулаева, тенор Георгий Васильев, а также баритон Василий Ладюк, с которым наша публика знакома по предыдущим проектам. Из Мариинского театра будут Оксана Шилова, Наташа Павлова и Дмитрий Воропаев. Вот такая огромная команда выступит завтра на Дворцовой площади. Также практически непрерывно будет звучать оркестр Михайловского театра под управлением маэстро Михаила Татарникова.

- Команда колоссальная. Как удалось собрать такую? Сколько усилий это потребовало? И как звучало ваше предложение музыкантам мирового уровня?

Организатор и постановщик концерта
Организатор и постановщик концерта "Классика на Дворцовой" Екатерина Галанова

Фото: Катя Кравцова

- Это долгая, большая, кропотливая работа. Не хочется хвастаться, но, думаю, артисты доверяют нашей команде, и поэтому соглашаются и соглашаются с радостью. Кроме того, как вы можете видеть, на 50 процентов список участников концерта «Классика на Дворцовой» состоит из петербуржцев: Петербург — их малая родина, поэтому даже те, кто давно здесь не живут, с удовольствием приезжает сюда, чтобы выступить для своих земляков. То, что они будут петь на Дворцовой, на фоне Эрмитажа — тоже немаловажная для них составляющая. Канал «Культура» будет снимать концерт — и покажет его в записи.

- Вопрос погоды – тоже не последний: и для артистов, и для публики. Вы интересовались прогнозом? Хотя, у нас это, пожалуй, довольно бессмысленное занятие. Помните, как у Розенбаума: «Я люблю возвращаться, заранее зная погоду, Потому что привык быть обманутым за час».

- Ну, будем всё-таки надеяться, что погода нас не подведет. Прогноз пока хороший — без дождей. Но может быть довольно прохладно, так что я призываю петербуржцев одеваться потеплей, чтобы выстоять весь концерт и не заболеть.

- Насколько я знаю, кроме стоячих мест, будет еще и партер? Или он только для вип-персон?

- Партеров будет два. Первый — у сцены — тот, что предназначен для випов и прессы: он в этот раз, в отличие от прошлого года, будет очень-очень маленьким, как раз для того, чтобы зрители могли как можно ближе подойти к сцене. Но будет и второй партер, за Александровской колонной — на полторы тысячи мест. Он тоже общедоступный. Там стоят экраны — и можно будет сесть и послушать живой звук: разумеется, через колонки — но звук с помощью звукоусилителей равномерно распространяется по всей площади.

- То есть, место в этом партере может занять любой зритель, если придет пораньше?

- Да. Ну а в распоряжении остальных — вся площадь, где также будут размещены огромные экраны, так что с любой точки Дворцовой площади всё будет видно и слышно.

- Как вы оцениваете качество звука, который подается через усилители?

- Я оцениваю его очень высоко, потому что мы уже третий год работаем с высокопрофессиональной командой звукорежиссеров и акустиков, и каждый год мы еще что-то улучшаем с учетом новых технических разработок. Так что даже оперные певцы отмечают, что звук на Дворцовой сейчас такой, как в хорошем филармоническом зале. Например, современные технологии позволяют подзвучивать певцов так, чтобы у них не было необходимости петь в микрофон.

- Кому принадлежит выбор именно этой формы концерта в День города — вокальной и балетной классики? Ведь это могли бы быть народные танцы и песни или, скажем, цирк?

- Мы с нашей стороны довольно давно — года четыре или даже пять назад — начали убеждать представителей комитета по культуре, что в нашем городе должен быть именно этот формат, что на фоне Эрмитажа не может быть ничего другого. Вот на фоне Спаса-на-Крови может быть, например, фольклор или народная музыка. А на фоне Эрмитажа — только классика. Место диктует. Надо сказать, что мы были услышаны — и вот уже который год формат классического концерта на Дворцовой в День города сохраняется. По-моему, это здорово. Конечно, мы думаем о том, что у таких концертов есть еще одна функция: образовательная, просветительская. Мы должны привлекать к опере, балету, классической музыке больше сторонников.

- Вербовать, иным словом...

- Да, но делать это очень постепенно и мягко. В связи с чем мы включаем в концерт номера, которые у всех на слуху, даже у тех, кто никогда в оперном театре не был. То есть, фактически это классическая попса.

- Та, которую любой человек периодически напевает, иногда даже не догадываясь, что это оперная классика?

- Именно. Наша программа — очень легкая, та, от которой каждый человек сможет получить удовольствие. Помимо того, у нас многие номера украшены балетными композициями. То есть, это не просто концерт, где вышел оперный певец, положил руку на рояль — и начал петь. У нас каждый номер — это фактически миниспектакль, где есть балет, а где-то и актеры. Сцена у нас – трехэтажная: на верхнем этаже — хор, на среднем — оркестр с певцами и балет, а на нижнем этаже — который ближе всего к зрителям – всё время происходит некое действо, которое оформляет то, что происходит на верхних этажах. То есть, помимо того, что это услада для ушей, есть и на что посмотреть.

- Иными словами, это зрелище?

- Это зрелище несомненно.

Центральный элемент сценической конструкции - декоративная люстра - была поднята над сценой на Дворцовой площади в ночь с 25 на 26 мая
Центральный элемент сценической конструкции - декоративная люстра - была поднята над сценой на Дворцовой площади в ночь с 25 на 26 мая

Фото: Дмитрий Коньков

- А кто его ставит?

- Это труд большого количества людей. У нас есть наша креативная команда. Прежде всего, это поставнощик танцев Полина Рассадина — удивительно талантливая девушка, которая чувствует, как можно соединить и сбалансировать сам город, музыку и исполнителей, как сделать так, чтобы одно не заслоняло другое. Кроме того, это наши репетиторы и руководители коллективов, которые участвуют в концерте. Это художник-декоратор и художник по костюмам. Многие решения у нас принимаются в жарких спорах.

- То есть, это не та история, которая делается на коленке, не агитбригада с мегазвездами. Это подробно проработанная и придуманная история, которая репетируется в течение какого времени?

- Несколько месяцев. Быстро такой проект сделать невозможно. Кроме того, довольно большое время уходит на составление афиши, потому что хочется сделать нечто вполне определенное, а у кого-то из певцов нет в репертуаре той композиции или арии, которая нужна.

- И что вы делаете в этом случае?

- Я должна сказать, что все певцы, которые участвуют в концерте, пошли нам навстречу и очень много выучили специально для концерта «Классика на Дворцовой».

- Кто всё-таки подбирает номера для такого концерта? Понятно, что компануете вы, а чей выбор?

- Выбираем тоже мы. Другое дело, что мы — не диктаторы. Мы прислушиваемся к артистам, мы знаем их репертуар и стараемся учитывать его в нашем выборе.

- Какие требования к номерам у вас существуют?

- Кроме того, что это классические партии, их должен отличать мелодизм, чтобы темы ложились на ухо. Согласитесь, довольно сложно, стоя на улице, воспринимать сложные партии. Обстоятельства диктуют определенный жанр, который должен быть соблюдён.

- Сколько по времени будет продолжаться концерт?

- Два часа. Это очень долго. Мы практически «убиваем» оркестр. Поэтому я отдельно хочу сказать, что оркестранты Михаила Татарникова — это наши герои дня, которые сходят со сцены, как говорится, на негнущихся ногах. Прекрасный оркестр! Молодые ребята, заводные, настоящие профессионалы! И это очень надежные люди в плане работы. В чем мы убедились в прошлом году, и убеждаемся в этом. Михаил Татарников, несомненно, большой мастер. Представляете, что это такое, когда в течение двух часов надо работать так, чтобы каждому певцу было удобно, а есть еще балет, и актеры. По сути, два часа человек практически сажает самолеты. Это я о том, что, помимо художественных задач, есть еще сложнейшие технические, и все их нужно запомнить и выполнить. Миша тут — мастер, каких мало найдется в мире, не только в России.

- Давайте попиарим Михаила Татарникова и напомним петербуржцам, что с 2012 года он является музыкальным руководителем и главным дирижером Михайловского театра, так что у маэстро было достаточно времени сделать так, чтобы оркестр, который завтра выступит на Дворцовой, стал «его» оркестром – и в этом можно убедиться на многих спектаклях названного театра.

- А мы в этом убеждаемся постоянно. Вот совсем недавно мы дали музыкантам ноты нового произведения, которое они никогда не играли — и они его воспроизвели буквально с листа. Причем, это был довольно сложный музыкальный текст. И еще об одном коллективе я хочу сказать. Это Театр балета имени Леонида Якобсона, который тоже выступит в концерте: прекрасные ребята, которые представляют собой слаженную команду и добиваются очень многого, несмотря на то, что в труппе работают представители разных балетных школ. Так что спасибо огромное Андриану Фадееву, руководителю этого коллектива. И еще, чтобы был понятен масштаб нашего проекта «Классика на Дворцовой», скажу, что специально для него изготовлено 300 костюмов, а каждый костюм – это не только платье, но и головной убор, и обувь, и какой-то маленький реквизит — веер, зонтик и так далее.

- Какие-то еще цифры для ощущения масштаба можете назвать? Ну, например, сколько солистов примет участие в концерте?

- Солистов — 10 оперных и 10 балетных. Кордебалета — около ста человек. И примерно человек 200 техников, которые будут непосредственно на мероприятии, потому что, если считать с начала монтажа, то их, конечно, намного больше. Ну и где-то человек 70 — команда менеджеров и логистов.

- Я думаю, все убедились, что силы задействованы огромные и пропускать это событие не стоит. Так что давайте еще раз скажем, что концерт «Классика на Дворцовой» пройдет завтра, 27 мая. Это абсолютно общедоступная история — места в партере тоже бесплатные, но для тех, кто придет чуть раньше остальных.

- Да! Завтра в 21.00 все встречаемся на Дворцовой!

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Горный штаб. Эрмитаж открыл большую выставку Рериха, где показывает артефакты, вдохновившие художника

Выставка Николая Рериха в залах-трансформерах основной анфилады Главного Штаба Эрмитажа — рассказ о пути художника, археолога, коллекционера к идее о сохранении культурного наследия, которую подхватил весь мир. Название — «Твердыня пламенная» — позаимствовано у одного из известных сборников публицистики Николая Рериха, изданного впервые в 1933 году — за несколько лет до подписания Пакта Рериха, первого в истории договора об охране исторических памятников, художественных и научных учреждений.

Статьи

>