Ученики Мастера
Не так давно Лев Додин отметил свой 72 день рождения. Этот большой театральный мастер находится, слава богу, в той форме, которой позавидует любой молодой режиссер. Но главное, что, оглянувшись вокруг, замечаешь: нынешнее лицо не только театрального Петербурга, но и, во многом, театральной России определяют люди, вышедшие из его мастерской. Поэтому цикл статей о молодой театральном Петербурге мы продолжаем материалом, посвященным последнему по времени курсу Додина, выпуску 2007 года.
Лиза Боярская и Данила Козловский пережили за 10 без малого лет настоящую славу, но она – критерий условный. Безусловных тоже немало – и у этих двух артистов, и у многих их однокурсников.
Выпускники мастерской Додина – 2007 очень разные, и не все занимаются актерским мастерством. Кое-кому более глянулся путь режиссера. Но существуют качества, которые объединяют их всех. Это усвоенная на уроках в додинской мастерской способность жить в искусстве предельно честно и бескомпромиссно, выставлять самим себе счет более строгий, чем может выставить критик, докапываться до глубинных смыслов в каждой мелочи (точнее даже сказать, что мелочей в профессии для них не существует) и отвечать за каждый сделанный шаг. Это столь редкое по нынешним временам сочетание профессиональных свойств, что где бы они, ученики Мастера, ни проявились, их всегда узнаешь.
ЕЛИЗАВЕТА БОЯРСКАЯ
Чтобы прочувствовать масштаб и уникальность дарования Лизы Боярской, надо смотреть на нее именно на сцене. Кино наше упорно эксплуатирует ее внешние данные, превращая Боярскую в гламурную красавицу, и не предлагая актрисе задач, соизмеримых с ее талантом. Остается только гадать, почему, например, серьезный режиссер Сергей Снежкин не превратил провинциальную развратницу-мошенницу из «Контрибуции» в Настасью Филипповну Барашкову – и драматургический материал автора сценария Юзефовича, и возможности актрисы Боярской давали все основания для такой трактовки. Лев Додин, наоборот, ставит перед своей ученицей предельно сложные, практически невыполнимые задачи – и Лиза решает их с блеском, хотя можно только догадываться об усилиях, которые эта молодая актриса вкладывает в процесс подготовки ролей. Лиза – героиня. Безусловно. Но не лирическая, а трагическая. И вот тут у нее в ее поколении соперниц нет.
Елизавета Боярская в спектакле "Три сестры", МДТ - Театр Европы, режиссер Лев Додин
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Ей подвластен весь спектр мощных внебытовых переживаний – от горячего льда подлинной трагедии до целомудрия подлинной веры, она может сыграть и муку пророческого дара, и отвагу неистовой страсти. Это на редкость цельный и сильный актерский дар, это невероятная точность формы и стиля. Серьезное количество крупных ролей, сыгранных Елизаветой Боярской практически безукоризненно и совершенно неожиданно, стало материалом для объемного портрета на «Фонтанке.ру» – прочитать его можно здесь.
Ближайшие спектакли: 30 июня – "Коварство и любовь", 1, 2 июля – "Вишневый сад", 10 июля – "Жизнь и судьба", 16, 17 июля – "Братья и сестры", 22, 23 июля – "Гамлет", МДТ – Театр Европы
ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ
Один из самых принципиальных, последовательных и художественно-состоятельных российских молодых режиссеров, Волкострелов движется в профессии на редкость осмысленно и уверенно. Три года после окончания института он театром не занимался: искал, по его словам, свою дорогу. Тут ключевое слово «свою», потому что воздействие личности Додина на неокрепшие умы начинающих театральных художников подобна гипнозу, и можно понять тех учеников-режиссеров, которые так и не могут с ним справиться. Волкострелов гипноз преодолел. В 2010 году создал собственный «театр post» – как механизм для исследования сегодняшней реальности.
Дмитрий Волкострелов
Фото: Пресс-служба "театра post"/Юлия Люстарнова
Инструментами для подобных опытов Волкострелову служат, в основном, пьесы Павла Пряжко, создателя примитивистских по форме текстов с двойным дном. В последней премьере Волкострелова (по пьесе Пряжко «Поле») жизнь комбайнеров поверяется законами квантовой физики, а очередность эпизодов определяется при помощи генератора случайных чисел. В «театр post» есть спектакли без декораций, без актеров, без слов. И это не потому, что, как некоторые считают, Волкострелов работает «для критиков». А потому что тексты, которые он выбирает для постановки – экзистенциальные коды, позволяющие актерам и зрителям увидеть сны о чем-то большем. И надо найти форму, которая позволит коду заработать. Иными словами, волкостреловский «театр post» занят вопросами идентификации сегодняшнего человека – человека, который завтра высадится на Марсе, человека, который запросто убивает себе подобных, человека — художника. Причем, зрители, если им не улыбается ситуация «назло кондуктору куплю билет и не поеду», оказываются включены в действие – иногда буквально.
Дмитрий Волкострелов "в роли" зрителя спектакля "Лекция о ничто" по текстам Джона Кейджа, режиссер Дмитрий Волкострелов
Фото: Пресс-служба "театра post"/Юлия Люстарнова
Например, на «Лекции о нечто» по тексту музыканта-минималиста Джона Кейджа 2/3 зрителей получают в руки натуральные пульты управления ходом действия. Поэтому о спектаклях Дмитрия Волкострелова сложно писать: они провоцируют на внутреннюю работу, и, в конечном счете, для каждого зрителя именно происходящие в нем процессы оказываются главным результатом похода в «театр post», а это уже – процесс очень интимный.
Ближайшие спектакли: 5 июля – "Я свободен", 10 июля – "Июль", 20 июля – "Лекция о ничто", 21 июля – "Лекция о нечто", 22 июля – "Хозяин кофейни" – в рамках фестиваля "Летний Театр" на Итальянской, 17
АЛЕНА СТАРОСТИНА
После института Алена Старостина оказалась в труппе Малого драматического театра вместе с другими однокурсниками – и замечательно там прижилась, убедительно и ярко играя юных пылких героинь, живущих по течению крови. Вроде Аделы из «Дома Бернарды Альбы» Лорки. Между тем, Алена приняла решение оставить МДТ и превратиться в соратницу и полноценного соавтора своего однокурсника Дмитрия Волкострелова по «театру post». Её роль в этом проекте трудно переоценить. Первая же работа Алены, которая и открыла «театр post» — «Июль» по пьесе Ивана Вырыпаева – монолог садиста и убийцы, от большой любви расчленившего и съевшего медсестру, с огромным количеством обсценной лексики, – выглядел манифестом нового актера. Почти прозрачная по комплекции актриса, стояла у стены, на которую проецировался текст, и сама, буквально, превращалась в некое подобие медиума, сквозь которого тек поток слов, не задевая чувственных рецепторов.
Алена Старостина в спектакле "Июль", театр post, режиссер Дмитрий Волкострелов
Фото: Пресс-служба "театра post"
Эффект выходил впечатляющий: рассказ о сокрушительной жестокости бытия очищался до кристальности. И только в таком виде этот текст, как выяснилось, и можно было воспринимать. Тут, конечно, невозможно не произнести кодовое определение приема: отстранение. Такой актерской работе – не формальной, а исключительно осмысленной – в российских театральных институтах не учат, даже на курсе Льва Додина. Интеллектуальные игры с текстами разного рода, которые демонстрирует актриса Старостина, замечательно виртуозны, в них практически невозможно не включиться. В спектакле «Молчание на заданную тему» Алёна и вовсе выступает как перформер: в режиме он-лайн около часа молчит на тему, которую получает от режиссера в момент начала спектакля. Тут дело даже не в том, что молчит Алена содержательно, а в том, что при этом она умудряется управлять залом, как опытная учительница неукротимых старших классов.
Алена Старостина в спектакле "Молчание на заданную тему", театр post, режиссер Дмитрий Волкострелов
Фото: Пресс-служба "театра post"
Значение здесь имеет всё: феноменальное актерское чутье, буквально несколько за всё время спектакля взглядов в глаза того или иного зрителя, снайперски вычисленного, точно найденный момент для выхода из зала на пару минут, etc. И не замечаешь, как, наблюдая за актрисой, превращаешься в отличника и начинаешь внутренне писать сочинение «на заданную тему».
Ближайшие спектакли: 10 июля – "Июль", "20 июля – "Лекция о ничто" – в рамках фестиваля "Летний Театр" на Итальянской, 17
СЕМЕН АЛЕКСАНДРОВСКИЙ
Еще один выпускник Додина, избравший его профессию, но нашедший в ней собственный путь, Семен Александровский начинал как соавтор Дмитрия Волкострелова, но довольно скоро вырулил на свою режиссерскую тему: в настоящий момент он заслужил репутацию вдумчивого исследователя современного сознания – самых разных его типов и форм. Он берется за три одноактных текста белорусского драматурга Максима Досько, и три детски-примитивных взгляда на мир — гопника, водопроводчика и заводского работяги, – пересказанные от третьего лица четырьмя молодыми актрисами, превращаются в три психоаналитических маршрута, ведущих прямиком в миф.
Семен Александровский на круглом столе по проблемам молодой петербургской режиссуры
Александровский текст не просто отстраняет, он его препарирует и передает артистам, уже как обработанный — разложенный на молекулы и собранный заново – материал. Спектакль, родившийся в новосибирском театре «Старый дом» – про жизнь и смерть Академгородка, по пьесе, созданной на основе документов, так и называется: «Элементарные частицы». Но к документальному театру его не так легко отнести, как кажется. Сюжет скомпонован, как научный реферат о конкретной утопии, частном случае множества известных истории утопий, реализованных и нет, начиная от идеального государства Платона. И гибнет хрупкое построение великих умов, как гибли все утопии во все времена – оттого, что не были учтены ограничения, диктуемые реальностью: в данном случае, тотальное ограничение всех возможных свобод в советской стране. Спектаклем-хитом режиссера Александровского уже почти год остается «Топливо»: монолог артиста Максима Фомина по мотивам интервью Давида Яна, сложенных в пьесу Евгением Казачковым. Сам Семён в качестве определения жанра предлагает понятие «автоархеология».
Сцена из спектакля "Топливо", режиссер Семен Александровский
Более часа артист с подачи режиссера словно бы проводит экскурсию по опасной зоне работы мозга героя – известного программиста и IT-предпринимателя, нигде не пытаясь стать им. При этом спектакль становится еще одним доказательством, что нет более захватывающего сюжета, чем поиски человеком самого себя. Никакой детектив с ним не посоревнуется. И есть у Александровского еще одно очень важное свойство: он всегда с готовностью откликается на предложение устроить просветительскую встречу со зрителем или озвучить проблемы современного молодого театра сообществу и чиновникам. Словом, есть у Семена чувство ответственности за поколение что ли, вызывающее глубокое уважение.
Ближайшие спектакли: 14 июля – "Топливо"" – Social Club на Рубинштейна, 40/11, 28 июля – "Топливо" – в рамках фестиваля "Летний Театр" на Итальянской, 17
ДАРЬЯ РУМЯНЦЕВА
Чтобы поступить именно на курс ко Льву Додину, Даша Румянцева окончила два старших класса за один год. Вообще, целеустремленность этой актрисы проявляется в каждой роли. Даже в новых спектаклях, когда образы еще только начинают по-настоящему собираться, у Даши (иногда у единственной) срабатывает «предощущение целого», о котором говорил выдающийся русский артист и педагог Михаил Чехов. С институтской скамьи Дарья Румянцева работает в театре у Мастера, играет в его спектаклях. И, помимо целостности своих героинь, приносит на сцену краски, которых в палитре сегодняшних актеров не сыщешь днем с огнем.
Дарья Румянцева в роли Сони в спектакле "Дядя Ваня", МДТ - Театр Европы, режиссер Лев Додин
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Например, ей отлично удается дивная чистота помыслов и чувств, которая превращает ее барыню-крестьянку Соню в «Дяде Ване» в девушку из сказки, в том смысле, что, согласно сказочной логике, внешний образ лепится из содержания, и в том, сказочном пространстве Соня неминуема была бы красива. Но в том-то и драма, что жизнь – не сказка, а окружающая Соню «уездная русская обывательская жизнь» – тем паче. В новой редакции «Братьев и сестер» Дарья стала играть Лизку Пряслину – и вышла у нее девочка с врожденным детектором фальши. Идеология ей по боку, она ее не воспринимает даже – у этой сложноустроенной, замкнутой героини при столкновении с любым повседневным враньём срабатывает инстинкт самосохранения, и она попросту не может не взяться за письмо брату, которого прежняя Лизка (Наталья Акимова) не писала: не чтобы брата отчитать, а чтобы убедиться, разобраться. Что отдельно нужно сказать – бескомпромиссность Дашиных героинь не выглядит пионерским запалом, она не внешняя, не приобретенная, это неотъемлемая часть натуры, ее корень, определяющий жизнь и судьбу.
Дарья Румянцева в роли Лизки с Евгением Санниковым в спектакле "Братья и сестры", МДТ - Театр Европы, режиссер Лев Додин
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Впрочем, нельзя сказать, что только таких героинь Дарья Румянцев и способна играть. В «Трех сестрах», выпущенных Додиным пять лет назад, Даша первые несколько спектаклей играла Наташу – вовсе не похожей на чеховское «шершавое животное». К трем сестрам, к будущему мужу Андрею она бросалась с одинаковым искренним чувством, которое точно будет назвать жаждой жизни, неистовой и неуемной. Но, не встречая отклика ни в сдержанных, закрытых сестрах, ни в муже, всё это половодье чувств обрушивалось на невидимого зрителю Протопопова. Упрекнуть в этом героиню было решительно невозможно.
Ближайшие спектакли: 4, 19 июля – "Дядя Ваня", 10 июля – "Жизнь и судьба", 15 июля – "Звезды на утреннем небе", 16, 17 июля – "Братья и сестры", МДТ – Театр Европы
ДМИТРИЙ ЛУГОВКИН
В последнее время прославился тем, что снялся в сверхпопулярном клипе про лабутены, но это далеко не главная заслуга артиста Дмитрия Луговкина. Проработав сразу после института год в Мастерской Петра Фоменко в Москве, а потом несколько лет в театре Додина, Дмитрий Луговкин все же выбрал в итоге независимое существование в профессии, то есть, возможность самостоятельного выбора проектов и режиссеров. И простое их перечисление говорит об избирательности и при этом многогранности интересов актера. Луговкин сотрудничал с лабораторией молодой режиссуры ON Театр, в частности, со своим однокурсником Дмитрием Волкостреловым – в процессе работы над спектаклем «Запертая дверь». Сейчас играет в спектаклях БДТ «Что делать» Андрея Могучего и «Эрендира» (режиссер Федор Лавров, худрук постановки Андрей Могучий) и в спектаклях Приюта комедианта «Пигмалион» и «Призраки» режиссера Григория Дитятковского.
Дмитрий Луговкин, постер спетакля "Что делать", БДТ им. Г.А.Товстоногова, режиссер Андрей Могучий
Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова/Стас Левшин
Обладая идеальной внешностью для амплуа героя, Дмитрий Луговкин в чистом виде героев на сцене практически не играет, а виртуозно существует в разных стилях, экспериментируя с различными видами характерности, от гротесково-эксцентричной в «Что делать» до почти масочной в «Призраках». И демонстрирует при этом прямо-таки чудеса психологического лицедейства, так что неискушенному театралу Луговкина в разных образах и узнать-то мудрено. Кроме прочего, артист Луговкин еще и исключительно одарен пластически, так что хореограф Сергей Грицай не удержался от соблазна и сочинил ему для роли благородного кавалера Альфредо в «Призраках» полноценный и при этом сложнейший чисто технически пластический текст – который актер, надо признать, исполняет с блеском.
Дмитрий Луговскин в роли Альфредо с Софьей Горелик в спектакле "Призраки", Приют комедианта, режиссер Григорий Дитятковский
Фото: Пресс-служба театра "Приют комедианта"/Дарья Пичугина
Вообще Дмитрий Луговкин – тот самый синтетический артист, надежная опора для любого режиссера, способного в процессе создания спектакля докапываться до самой сути, нацеленного не на схематичную работу, а командный поход с целью настоящих открытий. Что еще несомненно подкупает в этом актере, кроме открытости экспериментам и восприимчивости к режиссерским идеям, – так это исключительное чувство партнера (оно, впрочем, свойственно всем ученикам Мастера) и профессиональная требовательность: над подробностью и точностью актерских оценок и нюансов каждой роли Дмитрий Луговкин, кажется, продолжает работать всё время существования спектакля. Впрочем, подобный перфекционизм – еще одно исключительное свойство, объединяющее додинских учеников.
Ближайшие спектакли: "Что делать" – 30 июня, БДТ им. Г.А.Товстоногова, "Призраки" – 20, 21, 27, 28 июля, театр "Приют комедианта"
ЕЛЕНА СОЛОМОНОВА
Лена Соломонова к моменту окончания института выглядела одной из самых зрелых и сформировавшихся актрис. Как-то не было у нее в МДТ, где она служит с момента окончания Театральной академии, периода школярства. Появившись на сцене в эпохальном спектакле Додина «Жизнь и судьба» в одной из главных ролей – взрослой женщины, жены именитого физика, матери семейства, пережившей трагедию гибели сына, – начинающая актриса выглядела настолько достоверно, что скидки на возраст делать не приходилось.
Елена Соломонова в спектакле "Жизнь и судьба", МДТ - Театр Европы, режиссер Лев Додин
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Со временем у Елены Соломоновой – несомненно, одного из лидеров молодой команды сегодняшнего МДТ, появилась своя тема: тема женщины, вынужденной быть сильной в жестоком мужском мире и сделавшей свой выбор осознанно, ответственно, принципиально. И именно эта внятная и убедительная позиция роднит и оправдывает самых разных её героинь, включая и Регину из «Призраков» Ибсена, и Катерину Ахмакову из «Подростка». Да и сама Елена Соломонова существует в профессии с той мерой осмысленности, которая свойственна обычно не актерам, а режиссерам. Впрочем, Соломонова время от времени пробует себя и в режиссуре. Именно в её дебютном 2009 года спектакле «Прекрасное воскресенье для разбитого сердца» однокурсница Лены Елизавета Боярская впервые явилась на сцене не красоткой, а дурнушкой, из последних девичьих сил отражающей немилосердные удары судьбы. Сама Елена Соломонова в том спектакле сыграла героиню, которую обычно изображают стервозной училкой, с садистическим удовольствием сообщающей подруге о крахе ее личного счастья. Однако у Соломоновой получилось вскрыть этот каркас и обнаружить под ним такое глубокое неизбывное одиночество, что ее «училка» по сути оказалась не антагонистом, но родственной душой трем другим героиням – и женский квартет этой режиссерской работе сложился и прозвучал.
Елена Соломонова в спектакле "Русский и литература", МДТ - Театр Европы, режиссер Наталья Колотова
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
Еще одна серьезная и значительная удача этой непрерывно и интересно развивающейся актрисы – Рухшона Ибрагимова в эскизе по роману Михаила Осипова «Русский и литература», выпущенного в рамках задуманного Додиным толерантного фестиваля «Мы и Они = Мы». Посудомойка-гастарбайтерша, которая, защищаясь от насилия, убивает хозяина кофейни, демонстрирует в исполнении Елены Соломоновой не ненависть и агрессию, а глубокий покой истинной веры. Причем веры – любой. Масштабные обобщения, которые являются коньком режиссуры Додина, пока что удаются Елене Соломоновой лучше, чем кому-либо из выпускников Мастера 2007 года, работающих в МДТ.
Ближайшие спектакли: 10 июля – "Жизнь и судьба", 12, 19, 22, 23 – "Синий свет", МДТ – Театр Европы
ДАНИЛА КОЗЛОВСКИЙ
Данила Козловский на экране и на сцене – это «две большие разницы». Отечественный кинематограф, пребывающий далеко не в лучшей форме, нашел в Козловском своего героя. В Малом драматическом, куда Данила пришел еще студентом, герои не востребованы. Эстетика театра Додина далека от идеализма – тут и Гамлет, и Фердинанд из «Коварства и любви», и уж тем более чеховский Лопахин, человек, «разпиливающий» умопомрачительный вишневый сад на дачные участки – антигерои, неутешительный диагноз современному человеку.
Данила Козловский в роли Гамлета с Сергеем Курышевым в спектакле "Гамлет", МДТ - Театр Европы, режиссер Лев Додин
Фото: Пресс-служба МДТ - Театра Европы/Виктор Васильев
И, надо отдать должное Козловскому – он, как, пожалуй, никто из учеников Додина, верит своему Учителю, максимально точно выполняет его режиссерские указания, хотя работать частенько случается в режиме предельной некомфортности, на грани фола. Эдгара из «Короля Лира» приходится играть натурально голым человеком на голой земле, да еще и в этой земле вымазавшимся. Лопахина – доводить до уровня совсем уж законченного ничтожества, который таки успеет попользоваться Варей, а потом будет стоять и беседовать с ней о погоде, наблюдая, как это чистейшее существо осознает свой полный крах. Гамлета – играть убийцей, помешавшимся на идее власти и изначально готовым прорываться к ней по трупам, в том числе, и собственной матери. Козловский не боится выглядеть на сцене смешным, нелепым и даже жалким, а для этого нужна немалая отвага. И в конечном итоге, именно герои Данилы Козловского в последнее десятилетие транслируют не самую гуманистичную на свете философию Льва Додина.
Ближайшие спектакли: 30 июня – "Коварство и любовь", 1, 2 июля – "Вишневый сад", 22, 23 июля – "Гамлет", МДТ – Театр Европы
ГЕОРГИЙ ЦНОБИЛАДЗЕ
Трех лет работы актером в МДТ – с 2007 по 2010 – оказалось достаточно для Георгия Цнобиладзе, чтобы принять решение об уходе в режиссуру. Начинал он, как и большинство петербургских театральных постановщиков 10-х – в Лаборатории молодых режиссеров ON.Театр. А вот дальше последовали невероятные по своей интенсивности странствия. Курган, Тольятти, Прокопьевск, Абакан, Южно-Сахалинск, Улан-Удэ, Владикавказ, Казань, Свияжск, Лысьва, Кемерово, Севастополь, Кинешма, Вольск, Альметьевск, Омск, Екатеринбург, Набережные Челны – это далеко не все пункты впечатляющей Одиссеи режиссера Георгия Цнобиладзе. Тут и малые города, и крупные культурные центры. А в них – не только постановки спектаклей, но и создание эскизов в рамках лабораторий – для несведущих, это такая чрезвычайно значимая форма существования современного театра, когда режиссеры съезжаются на четыре-семь дней в конкретный стационар и создают нечто вроде work-in-progress: треть из этих работ впоследствии становятся спектаклями, остальные играют роль тренинга для актеров и режиссеров, роль которого в сегодняшней театральной реальности трудно переоценить. Работать в режиме такого экстремального интенсива могут далеко не все, но для того, кто способен держать удар на этом направлении театрального фронта, невозможного в профессии уже мало.
Георгий Цнобиладзе
Георгий удар не просто держит – он проявляет редкие и ценнейшие полководческие качества. Прежде всего, он способен работать с любыми актерами, независимо от их возраста, опыта, степени таланта. При этом ему удается в короткий срок создать цельное произведение, не прикрывая артистов режиссерскими приспособлениями, а умудряясь через них рассказать внятную человеческую историю с неожиданными – парадоксальными и остроумными – психологическими ходами и нюансами. У Георгия выходит даже включать в собственную театральную игру актерские штампы, как это поучилось в «Хануме» выборгского театра «Святая крепость». Наконец, а, возможно, надо было написать «прежде всего» Георгий Цнобиладзе – изумительный гуманист: мало кто сегодня способен взять самые невыносимые по содержанию монологи из Светланы Алексиевич не ради очередных обличений, а с целью поговорить с актерами и зрителями о любви, о том, что это чувство, в конечном счете, всё допускает и всё может оправдать.
СТЕПАН ПИВКИН
В данный момент у выпускника додинской мастерской 2007 года Степана Пивкина – только одна роль в городской афише. Но сыграть такую роль – всё равно, что взять вес, в два раза превышающий собственный. Роль эта не входит в джентльменский набор драматического артиста, уровень ее сложности могут оценить только профессионалы. Её полвека назад сочинил для себя великий итальянец Эдуардо де Филиппо, актер, драматург, режиссер, написавший пьесу «Призраки». Для Степана Пивкина роль Паскуале Лояконо, предложенная ему автором этой грандиозной театральной авантюры Григорием Дитятковским – абсолютно на сопротивление. И дело не только в том, что герой – человек хорошо за сорок, а Степану – едва за 30.
Степан Пивкин в роли Паскуале Лояконо в спектакле "Призраки", Приют комедианта, режиссер Григорий Дитятковский
Фото: Пресс-служба театра "Приют комедианта"/Дарья Пичугина
А еще и в том, что этот объемный текст, если актер не заставит его играть, повисает мертвым грузом, а в итоге погребает под собой и весь спектакль. Это одновременно и плутовская комедия положений – и комедия характеров, причем, один и тот же персонаж – и старинная итальянская «маска», и узнаваемый, проработанный до мелочей современный типаж. Но главный герой не похож на остальных: предприниматель-неудачник с прелестной молодой женой поселяется в огромном запущенном доме, где, по слухам, обитают привидения, у него, как и у предыдущих съемщиков, начинают пропадать вещи и продукты, но, в отличие от предшественников, он не сбегает на второй день, а включается в игру. И тут уже – одна неточная интонация, одно недолетевшее до публики слово – и целая сцена провалена, а в сюжете – зияющая дыра. Добавьте к этому стремительность действия (без которой плутовство превратится в раскрытый на публике фокус) – и работа актера в роли обернется одновременно скоростным спуском с горы с препятствиями и номером заправского иллюзиониста. Степану Пивкину удается пройти 90 процентов крутых виражей и при этом остаться замечательно достоверным в рассказе о человеческой беззащитности и феноменальной цепкости, когда речь идет не о жизни и смерти, а о простейшем комфорте. За тем, как актер это делает, стоит понаблюдать – отечественный театр крайне редко предоставляют возможность получать удовольствие от самого процесса игры.
Ближайшие спектакли: "Призраки" – 20, 21, 27, 28 июля, театр "Приют комедианта"
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны