Небеса обетованные: Angry Birds на экранах
С четверга в кинотеатрах — Angry Birds, экранизация популярнейшей финской игры для планшетов. Для одних этого факта будет достаточно, чтобы пойти на мультфильм всей семьей. Для других требуются объяснения.
Все гениальное – просто. Маленькими красными птичками можно разрушать всякие небольшие постройки. Треугольные желтые рубят деревяшки, как топор. Черные бомбы взрывают, как и положено. Большие красные шары сметают все на своем пути. Оттягиваешь резинку — и рушишь при помощи летающих злых птиц постройки зеленых свиней. Заодно мочишь самих мерзких хрюкалок. От этой затеи много кто балдеет — вот и я раз в неделю обязательно разрушаю свинский мирок при помощи пернатых. Очень успокаивает, рекомендую. Есть еще версия для социальных сетей: там можно соревноваться со своими знакомыми. А заодно узнавать много нового о всяких там игроках-«тысячниках»: среди чемпионов были замечены редактора толстых журналов, бармены, даже один программный директор кинофестиваля.
Простота хуже воровства — так что экранизация такой простой игрушки, естественно, спровоцировала чемпионат по остроумию. Хорошо, мультик по мотивам Angry Birds, что дальше? Порно-версия тетриса? Шпионский триллер, основанный на захватывающем пасьянсе Косынка? Да всё, что угодно! Всё, да не всё — у «Птичек» точно есть один козырь. В отличие от цветастых кубиков и карточных мастей, они отлично укоренились в истории кино. Вспомнить хоть Хичкока. Да и вообще, человечество давно уже крепко полюбило пернатых. Есть за что. На шерсть может быть аллергия. А канарейки знай себе поют. Попугая, вон, вообще можно научить говорить. Работать с таким материалом — сплошное счастье.
Дурное дело — нехитрое. Трудно что ли наделить свойствами фильма всё, что угодно? Поместить их в бродячий (он же, кстати, мифологический) сюжет – и дело в шляпе. Авторы «Птиц» в кино, Клэй Кертис и Фергал Рейли подошли к планшетной игре не как к драматургической основе, а как к материалу, из которого усердно лепят средненький, без претензий мультик. Взяли пернатых героев, наделили легко читаемыми по визуальному решению характерами. Желтый треугольник — конечно, скоростной весельчак-болтушка. Огромный шар-истребитель — молчаливый верзила. Взрывная бомба — невротик, съедаемый рефлексией. В центр сюжета, естественно, поместили маленькую красную птичку. Он изгой, никто его не любит за вздорный характер и невоспитанность. Поэтому, когда на родимый его остров высаживается десант свиней, никто опасений красного паникера разделять не желает. А они совсем не беспочвенные: хряки намылились тырить самое дорогое, что есть у любой птицы. Яйца.
Ну а дальше разыгрывается обязательный детский мультсюжет про дружбу, отвагу и верность. Героев с характерами помещают в шаблонное действие: поодиночке мы все несчастные дурачки, а вместе мы — друзья и сила. Сверху всё это щедро заливается актуальностью: порой, вы не поверите, «Птички» даже кажутся памфлетом на злобу дня. Зеленые свиньи, например, приехали в трюме корабля и все сразу загадили — намек понят, речь о мигрантах. Политически сдвинутые граждане могут разглядеть в этом мочилове нечто вроде оправдания карательных операций: мочить, мол, свиней в сортире. Я бы, в общем, на месте исламских общин обиделся, а на месте Кейтиса и Рейли — купил бронированную дверь.
Дьявол, конечно, не в свинье — не будем сеять панику. Дьявол – в деталях. Общие очертания мультика — простые и понятные. Характеры ясны, сюжет бойкий, ритм динамичный. Но примечательной лентой «Птиц» делают не они. Геометрические фигурки пернатых, знаете, тоже не залог успеха игры. Тут важнее специфические черты. Брови там, клювы, перья, хвосты. Таких черт у «Птиц» – навалом, и все они очень здорово придуманы. Кейтис и Рейли набили своих пернатых, как подушки пухом, культурными цитатами, приколами, едва заметными подмигиваниями. Ради них на фильм стоит сходить даже тем, у кого нет ни планшета, ни фейсбука. В пещере горного орла, например, обнаруживается коллекционное издание пластинки группы Eagles. Среди свиней замечена тонкая карикатура на образ Джонни Деппа из «Страха и ненависти». Особый кайф наступает ближе к финалу — когда ввинчивается цитата в несколько секунд натурально из «Сияния» Кубрика (ее прочтет даже тот, кто с историей кино и фильмографией Николсона не знаком вовсе). Это не говоря уже о грубоватых шуточках про канареечек, орешки и прочие двусмысленные радости для подростков.
Хотя, справедливости ради, кое-какие тонкости, радующие душу, имеются и в самой игре: например, свиньи отчего-то размахивают шведским флагом, а некоторые тоже наделены карикатурными чертами всяких поп-фигур. Отличное оправдание для того, чтобы тратит час-другой в неделю на разрушение свинских крепостей: я не играю, я считываю культурно-исторические месседжи и аллюзии. Если не жалко на это потратить час офисного времени — отчего бы не убить полтора часа в кинотеатре?
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.