Небеса обетованные: Angry Birds на экранах

С четверга в кинотеатрах — Angry Birds, экранизация популярнейшей финской игры для планшетов. Для одних этого факта будет достаточно, чтобы пойти на мультфильм всей семьей. Для других требуются объяснения.

Все гениальное – просто. Маленькими красными птичками можно разрушать всякие небольшие постройки. Треугольные желтые рубят деревяшки, как топор. Черные бомбы взрывают, как и положено. Большие красные шары сметают все на своем пути. Оттягиваешь резинку — и рушишь при помощи летающих злых птиц постройки зеленых свиней. Заодно мочишь самих мерзких хрюкалок. От этой затеи много кто балдеет — вот и я раз в неделю обязательно разрушаю свинский мирок при помощи пернатых. Очень успокаивает, рекомендую. Есть еще версия для социальных сетей: там можно соревноваться со своими знакомыми. А заодно узнавать много нового о всяких там игроках-«тысячниках»: среди чемпионов были замечены редактора толстых журналов, бармены, даже один программный директор кинофестиваля.

 Простота хуже воровства — так что экранизация такой простой игрушки, естественно, спровоцировала чемпионат по остроумию. Хорошо, мультик по мотивам Angry Birds, что дальше? Порно-версия тетриса? Шпионский триллер, основанный на захватывающем пасьянсе Косынка? Да всё, что угодно! Всё, да не всё — у «Птичек» точно есть один козырь. В отличие от цветастых кубиков и карточных мастей, они отлично укоренились в истории кино. Вспомнить хоть Хичкока. Да и вообще, человечество давно уже крепко полюбило пернатых. Есть за что. На шерсть может быть аллергия. А канарейки знай себе поют. Попугая, вон, вообще можно научить говорить. Работать с таким материалом — сплошное счастье.

Дурное дело — нехитрое. Трудно что ли наделить свойствами фильма всё, что угодно? Поместить их в бродячий (он же, кстати, мифологический) сюжет – и дело в шляпе. Авторы «Птиц» в кино, Клэй Кертис и Фергал Рейли подошли к планшетной игре не как к драматургической основе, а как к материалу, из которого усердно лепят средненький, без претензий мультик. Взяли пернатых героев, наделили легко читаемыми по визуальному решению характерами. Желтый треугольник — конечно, скоростной весельчак-болтушка. Огромный шар-истребитель — молчаливый верзила. Взрывная бомба — невротик, съедаемый рефлексией. В центр сюжета, естественно, поместили маленькую красную птичку. Он изгой, никто его не любит за вздорный характер и невоспитанность. Поэтому, когда на родимый его остров высаживается десант свиней, никто опасений красного паникера разделять не желает. А они совсем не беспочвенные: хряки намылились тырить самое дорогое, что есть у любой птицы. Яйца.

Ну а дальше разыгрывается обязательный детский мультсюжет про дружбу, отвагу и верность. Героев с характерами помещают в шаблонное действие: поодиночке мы все несчастные дурачки, а вместе мы — друзья и сила. Сверху всё это щедро заливается актуальностью: порой, вы не поверите, «Птички» даже кажутся памфлетом на злобу дня. Зеленые свиньи, например, приехали в трюме корабля и все сразу загадили — намек понят, речь о мигрантах. Политически сдвинутые граждане могут разглядеть в этом мочилове нечто вроде оправдания карательных операций: мочить, мол, свиней в сортире. Я бы, в общем, на месте исламских общин обиделся, а на месте Кейтиса и Рейли — купил бронированную дверь.

Дьявол, конечно, не в свинье — не будем сеять панику. Дьявол – в деталях. Общие очертания мультика — простые и понятные. Характеры ясны, сюжет бойкий, ритм динамичный. Но примечательной лентой «Птиц» делают не они. Геометрические фигурки пернатых, знаете, тоже не залог успеха игры. Тут важнее специфические черты. Брови там, клювы, перья, хвосты. Таких черт у «Птиц» – навалом, и все они очень здорово придуманы. Кейтис и Рейли набили своих пернатых, как подушки пухом, культурными цитатами, приколами, едва заметными подмигиваниями. Ради них на фильм стоит сходить даже тем, у кого нет ни планшета, ни фейсбука. В пещере горного орла, например, обнаруживается коллекционное издание пластинки группы Eagles. Среди свиней замечена тонкая карикатура на образ Джонни Деппа из «Страха и ненависти». Особый кайф наступает ближе к финалу — когда ввинчивается цитата в несколько секунд натурально из «Сияния» Кубрика (ее прочтет даже тот, кто с историей кино и фильмографией Николсона не знаком вовсе). Это не говоря уже о грубоватых шуточках про канареечек, орешки и прочие двусмысленные радости для подростков.

Хотя, справедливости ради, кое-какие тонкости, радующие душу, имеются и в самой игре: например, свиньи отчего-то размахивают шведским флагом, а некоторые тоже наделены карикатурными чертами всяких поп-фигур. Отличное оправдание для того, чтобы тратит час-другой в неделю на разрушение свинских крепостей: я не играю, я считываю культурно-исторические месседжи и аллюзии. Если не жалко на это потратить час офисного времени — отчего бы не убить полтора часа в кинотеатре?

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова

Пусть не обманывает вас название «Мать. Горькая пьеса». В новом спектакле Константина Богомолова нет ничего от романа Горького. Это в чистом виде российский сериал, сокращенный до полутора часов сценического времени. Но краткость — не единственный плюс этой «Матери». Есть еще парочка.

Статьи

>