
Лузер против фюрера

В прокате – «Взорвать Гитлера». Фильм — участник Берлинского фестиваля. Под его броским названием скрывается биография тихого плотника Георга Эльзера, попытавшегося в 1939 году убить Гитлера и остановить грядущую мировую бойню – убедительный гимн «маленькому человеку».
9 ноября 1939 года в мюнхенской пивной «Бюргенбройкеллер» праздновали очередную годовщину «Пивного путча» – именно в этом славном заведении попытка захвата власти нацистами началась. Как обычно главным событием праздника была речь Гитлера. В этот раз она, правда, оказалась короткой — надо было возвращаться в Берлин. Так что фюрер отбарабанил что-то про нацию, память и славу немецкого народа и благополучно отбыл. А через несколько минут прогремел взрыв, в результате которого погибло восемь человек. Вскоре на границе со Швейцарией поймали человека, при котором обнаружили чертежи взрывного устройства. Им оказался плотник Георг Эльзер. Молодой человек быстро признался в содеянном, но следователям было нужно не это. Они получили задание: раскрыть заговор коммунистов (геев, либералов, да хоть верующих в макаронного монстра) — кого угодно, но чтобы заговор тянул на громкое преступление против нации. Но выбить из Эльзера хоть какие-то имена сообщников никак не удавалось. В итоге, плотник прожил в тюрьмах почти до конца войны. Его тайно казнили только в апреле 1945-го.
Историю Эльзера, плотника, взбунтовавшегося против озверевшей власти, в Германии знает каждый школьник. Она давно уже стала чем-то вроде наших легенд о матросе Кошке или доблестных панфиловцах: не важно, было это все на самом деле или нет, в массовом сознании эта история отпечатана в малейших деталях. Эльзеру стоят памятники, висят мемориальные доски на памятных местах, связанных с ним, да и фильмы уже сняты (в конце восьмидесятых биографию маленького бунтаря сочинил Клаус-Мария Брандауэр). Мастеровитый режиссер Оливер Хиршбигель взялся за сюжет избитый, и вопроса «что вдруг?» в разговоре о «Взорвать Гитлера» не избежишь. Ничего нового об Эльзере уже давно никто рассказать не может, его биография известна досконально, от рождения до смерти в застенках гестапо. Художественных открытий от автора сериала «Комиссар Рекс» и создателя памятной ленты «Бункер» (помните, лет десять назад ее снимали в Петербурге на улице Шкапина, в декорациях разрухи и жути?) тоже ждать не приходилось.
Действие «Взорвать Гитлера» тоже не отличается оригинальностью. Все в соответствии с «ГОСТом»: начинается все с теракта, дальше — бесконечные пытки и задушевные беседы со следователями, в перерывах между которыми всплывают флешбеки: эпизоды из прошлого главного героя. Отношения с родителями; симпатии к коммунистической партии (Эльзер — преданная часть ее электората); роман с замужней красавицей. Простенько и со вкусом.
Что действительно выбивается из разряда обычного и заурядного, так это актерские работы. Они здесь действительно — в десятку. Эльзер в исполнении Кристиана Фриделя — не герой без меча, а смешной коротышка с волосами, вечно торчащими дыбом. Актер даже не дегероизирует своего персонажа, он его изначально решает как такого бродяжку Чарли, но в декорациях нацистской Германии. Неуклюжий, незадачливый, трусоватый в быту герой в действии фильма о подвиге и стойкости на допросах выглядит еще выразительнее. Хиршбигель это решение роли еще и отлично оформляет: Эльзер стоит «на шухере», пока левые активисты пишут на очередном заборе призыв голосовать за коммунистов. Когда политические агитаторы смываются от нагрянувших нацистов — герой тихонько берет краску и отправляется исправлять на лозунге орфографические ошибки.
Еще одно попадание в десятку — главная женская роль, возлюбленная Эльзера в исполнении Катарины Шюттлер. Одна из самых востребованных актрис современного немецкого кино и прежде выделялась на любом фоне (любопытствующих отправляю смотреть скандальный сериал «Наши матери, наши отцы», в котором Шюттлер выдает актерский экстра-класс). Роль во «Взорвать Гитлера» – пока что лучшая в ее репертуаре. Здесь всё к месту: и темперамент, и внешнее сходство со звездами тридцатых годов, и невероятная органика и выразительность.
Все эти достоинства, в лучшем случае, сделали бы «Взорвать Гитлера» крепкой драмой, неплохой, но и не слишком выдающейся на общем фоне. Но режиссер Хиршбигель вывел этот фильм на периферию кинопроцесса, поставив перед собой правильную магистральную задачу и подчинив ей все приемы и способы создания конкретного фильма: доказать, что от повторений и перепевок, от новых памятников, досок, литературных и кинобиографий история маленького человека, в одиночку взбунтовавшегося против нацизма, ровным счетом ничего не теряет. Прежде всего — не теряет обаяния и человечности. Эльзер не забронзовеет, как забронзовели в нашем создании, скажем, образы Александра Матросова или Зои Космодемьянской. Потому, видимо, что никто не пытался сделать его «положительным героем» в соответствии с канонами «соцреализма» – Эльзер с момента своего подвига и до сих пор останется только собой: неудачником, лузером, трусишкой, который, тем не менее, сумел осознать и предсказать грядущую мировую катастрофу и отважился восстать против бесчеловечной власти в лице конкретного тоталитарного лидера.
Пивной «Бюргенбройкеллер» больше нету. На ее месте выстроили большой кирпичный торговый центр. И никто бы не вспомнил о том, что именно здесь начиналось история самого страшного преступления против человечества, кабы ни доска, на которой написано, что был такой маленький человек, который попытался это преступление остановить. И это — честно. Нации нужны герои. Но это только часть правды. Есть и другая. Чтобы герои оставались живыми, питали сознание, достоинство, честь, совесть обитателей планеты XXI века, не стоит их, давно оставивших этот мир, заставлять служить какой-либо идеологии. Герои должны оставаться людьми. Как тихоня-плотник, чья судьба напоминает об индивидуальной ответственности каждого человека за историю, об элементарной необходимости включать мозг и предвидеть хотя бы ближайшее будущее. Тогда, пожалуй, удастся обойтись цивилизованными методами.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Куда деваются запрещенные книги? «Фонтанка» узнала, как сейчас в России устроена книготорговля
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.