
Лузер против фюрера

В прокате – «Взорвать Гитлера». Фильм — участник Берлинского фестиваля. Под его броским названием скрывается биография тихого плотника Георга Эльзера, попытавшегося в 1939 году убить Гитлера и остановить грядущую мировую бойню – убедительный гимн «маленькому человеку».
9 ноября 1939 года в мюнхенской пивной «Бюргенбройкеллер» праздновали очередную годовщину «Пивного путча» – именно в этом славном заведении попытка захвата власти нацистами началась. Как обычно главным событием праздника была речь Гитлера. В этот раз она, правда, оказалась короткой — надо было возвращаться в Берлин. Так что фюрер отбарабанил что-то про нацию, память и славу немецкого народа и благополучно отбыл. А через несколько минут прогремел взрыв, в результате которого погибло восемь человек. Вскоре на границе со Швейцарией поймали человека, при котором обнаружили чертежи взрывного устройства. Им оказался плотник Георг Эльзер. Молодой человек быстро признался в содеянном, но следователям было нужно не это. Они получили задание: раскрыть заговор коммунистов (геев, либералов, да хоть верующих в макаронного монстра) — кого угодно, но чтобы заговор тянул на громкое преступление против нации. Но выбить из Эльзера хоть какие-то имена сообщников никак не удавалось. В итоге, плотник прожил в тюрьмах почти до конца войны. Его тайно казнили только в апреле 1945-го.
Историю Эльзера, плотника, взбунтовавшегося против озверевшей власти, в Германии знает каждый школьник. Она давно уже стала чем-то вроде наших легенд о матросе Кошке или доблестных панфиловцах: не важно, было это все на самом деле или нет, в массовом сознании эта история отпечатана в малейших деталях. Эльзеру стоят памятники, висят мемориальные доски на памятных местах, связанных с ним, да и фильмы уже сняты (в конце восьмидесятых биографию маленького бунтаря сочинил Клаус-Мария Брандауэр). Мастеровитый режиссер Оливер Хиршбигель взялся за сюжет избитый, и вопроса «что вдруг?» в разговоре о «Взорвать Гитлера» не избежишь. Ничего нового об Эльзере уже давно никто рассказать не может, его биография известна досконально, от рождения до смерти в застенках гестапо. Художественных открытий от автора сериала «Комиссар Рекс» и создателя памятной ленты «Бункер» (помните, лет десять назад ее снимали в Петербурге на улице Шкапина, в декорациях разрухи и жути?) тоже ждать не приходилось.
Действие «Взорвать Гитлера» тоже не отличается оригинальностью. Все в соответствии с «ГОСТом»: начинается все с теракта, дальше — бесконечные пытки и задушевные беседы со следователями, в перерывах между которыми всплывают флешбеки: эпизоды из прошлого главного героя. Отношения с родителями; симпатии к коммунистической партии (Эльзер — преданная часть ее электората); роман с замужней красавицей. Простенько и со вкусом.
Что действительно выбивается из разряда обычного и заурядного, так это актерские работы. Они здесь действительно — в десятку. Эльзер в исполнении Кристиана Фриделя — не герой без меча, а смешной коротышка с волосами, вечно торчащими дыбом. Актер даже не дегероизирует своего персонажа, он его изначально решает как такого бродяжку Чарли, но в декорациях нацистской Германии. Неуклюжий, незадачливый, трусоватый в быту герой в действии фильма о подвиге и стойкости на допросах выглядит еще выразительнее. Хиршбигель это решение роли еще и отлично оформляет: Эльзер стоит «на шухере», пока левые активисты пишут на очередном заборе призыв голосовать за коммунистов. Когда политические агитаторы смываются от нагрянувших нацистов — герой тихонько берет краску и отправляется исправлять на лозунге орфографические ошибки.
Еще одно попадание в десятку — главная женская роль, возлюбленная Эльзера в исполнении Катарины Шюттлер. Одна из самых востребованных актрис современного немецкого кино и прежде выделялась на любом фоне (любопытствующих отправляю смотреть скандальный сериал «Наши матери, наши отцы», в котором Шюттлер выдает актерский экстра-класс). Роль во «Взорвать Гитлера» – пока что лучшая в ее репертуаре. Здесь всё к месту: и темперамент, и внешнее сходство со звездами тридцатых годов, и невероятная органика и выразительность.
Все эти достоинства, в лучшем случае, сделали бы «Взорвать Гитлера» крепкой драмой, неплохой, но и не слишком выдающейся на общем фоне. Но режиссер Хиршбигель вывел этот фильм на периферию кинопроцесса, поставив перед собой правильную магистральную задачу и подчинив ей все приемы и способы создания конкретного фильма: доказать, что от повторений и перепевок, от новых памятников, досок, литературных и кинобиографий история маленького человека, в одиночку взбунтовавшегося против нацизма, ровным счетом ничего не теряет. Прежде всего — не теряет обаяния и человечности. Эльзер не забронзовеет, как забронзовели в нашем создании, скажем, образы Александра Матросова или Зои Космодемьянской. Потому, видимо, что никто не пытался сделать его «положительным героем» в соответствии с канонами «соцреализма» – Эльзер с момента своего подвига и до сих пор останется только собой: неудачником, лузером, трусишкой, который, тем не менее, сумел осознать и предсказать грядущую мировую катастрофу и отважился восстать против бесчеловечной власти в лице конкретного тоталитарного лидера.
Пивной «Бюргенбройкеллер» больше нету. На ее месте выстроили большой кирпичный торговый центр. И никто бы не вспомнил о том, что именно здесь начиналось история самого страшного преступления против человечества, кабы ни доска, на которой написано, что был такой маленький человек, который попытался это преступление остановить. И это — честно. Нации нужны герои. Но это только часть правды. Есть и другая. Чтобы герои оставались живыми, питали сознание, достоинство, честь, совесть обитателей планеты XXI века, не стоит их, давно оставивших этот мир, заставлять служить какой-либо идеологии. Герои должны оставаться людьми. Как тихоня-плотник, чья судьба напоминает об индивидуальной ответственности каждого человека за историю, об элементарной необходимости включать мозг и предвидеть хотя бы ближайшее будущее. Тогда, пожалуй, удастся обойтись цивилизованными методами.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

Несохранившийся Петербург на выставке Садовникова в Русском музее: найди Пушкина на Невском и разгадай вензель на Мойке
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 07 апреля 2025 - Мудрость уже попрала порок. В парках Царского Села со скульптуры снимают зимние короба
- 07 апреля 2025 - «Когбуд-то» и «корабельный коп». Организаторы «Тотального диктанта» рассказали, какие ошибки допускали участники
- 07 апреля 2025 - Создатели «Слова пацана» завершили съемки сериала «Москва слезам не верит»
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».