В защиту "рая на Земле"
Уникальные медные таблички с покаяниями жриц в своих грехах, фрагмент стелы II-III веков с изображениями каменных козлов, а также фамильное оружие, подаренное участникам советской экспедиции восхищенными жителями Йемена – экспонаты подобраны не случайно. В эти дни о культуре Йемена через журналистов миру рассказывают музеи и культурные институции не только в России, это – всемирная акция ЮНЕСКО.
Неделя йеменского культурного наследия «Музеи мира в поддержку Йемена» проводится с 24 по 30 апреля. Среди организаций, которые принимают в ней участие, – такие гранды, как музей Метрополитен в Нью-Йорке, парижский Лувр, и Британский музей в Лондоне.
Напомнить соотечественникам в Петербурге о богатом, но малоизвестном у нас в России наследии Йемена сотрудников Института восточных рукописей РАН и Музея этнографии и антропологии имени Петра Великого (Кунсткамеры) побудили трагические события, происходящие на Аравийском полуострове в последние годы.
- Идет комплексная атака на йеменское культурное наследие, – пояснил заместитель директора Музея этнографии профессор Ефим Резван. – Речь идет не только об уничтожении сохранившихся артефактов древней культуры той самой «Счастливой Аравии» (латинское – Arabia Felix – прим.ред.), которую мечтали покорить римляне и не смогли, и о которой слагали невероятные легенды как о рае на земле. Джихадисты выступают против могилопоклонства, как они это называют. А значительная часть культуры Йемена связана с почитанием святых, и существуют мемориалы, к которым йеменцы регулярно устраивают паломничества. Множество их было взорвано в разных частях страны.
По словам Ефима Резвана, речь идет об уничтожении не только материальной культуры, но и духовной:
- Йеменцы – яркий, очень мужественный, веселый народ, и там проводятся состязания поэтов, танцевальные состязания. Всё это пытаются запретить и уничтожить, – рассказал он. – Есть такой удивительный ритуал – коллективная охота на горного козла, – повторяющий чуть ли не в деталях древнегреческие ритуалы, которые были предшественниками театральной культуры. Мы должны попытаться сохранить память народа, и мы сделаем все от нас зависящее, чтобы это произошло.
Генеральный директор ЮНЕНСКО Ирина Бокова в предисловии к буклетам, изданным по случаю Недели йеменского культурного наследия, отдельно говорит о разрушениях в городе Сане, возраст которого – более 2500 лет. Но расположенные на форзаце фотографии Саны до и после бомбардировок скажут всё лучше любых слов. Человечество утратило не просто еще один из знаменитых «открыточных» видов, но бесценный, хотя и менее известный, чем Пальмира, памятник древнего искусства.
- Жестокая гражданская война с обширным иностранным вмешательством несет с собой массовое разрушение исторических памятников, которое мировая общественность не замечает, – комментирует директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – Поэтому музеи мира вместе с ЮНЕСКО предприняли ряд информационных акций – напоминания об очередной культурной трагедии.
(Сам Михаил Пиотровский сейчас находится в Лондоне, где как раз решает вопросы, связанные с сохранением и восстановлением культурных объектов Востока – в заседании он участвовал по телефону).
Конечно, Петербург не мог остаться в стороне, ведь именно здесь живут и работают уникальные специалисты, не один год проведшие в археологических и этнографических экспедициях в Йемене – это и директор Эрмитажа, и всё руководство Кунсткамеры. Для каждого из участников экспедиции месяцы, проведенные в Йемене, стали незабываемым опытом.
- Основную часть этнографических предметов, которые сегодня находятся в коллекции Музея этнографии и антропологии, собрали мы во время советско-йеменской комплексной экспедиции, и среди них есть, с моей точки зрения, вещи совершенно уникальные – просто их уникальность не бросается в глаза, – рассказал Ефим Резван. – Про каждый из этих экспонатов можно книжку написать, просто важно знать, чем зацепить: например, Михаилу Родионову (заведующий отделом Южной – Юго-Западной Азии – прим.ред.) растрогавшийся йеменец подарил свое родовое оружие – копье и меч, а это самое дорогое, то, что передается от деда к внуку. Эти люди были очень благодарны, когда поняли, что мы из далекой северной страны приехали изучать их наследие. Ведь в чем главная роль музеев? Что бы ни произошло – маленький кусочек йеменского культурного наследия – в надежных руках, хранится в музее. И мы всегда можем рассказать что-то интересное о йеменской культуре. Но очень хочется, чтобы ничего необратимого не произошло.
Предметы, привезенные участниками экспедиции, с начала которой прошло уже более 30 лет, можно увидеть в Кунсткамере в постоянной экспозиции – это плетеная и лепная посуда, верблюжье седло, атрибуты вооружения и одежда.
А вот две бронзовых таблички с покаянными текстами, связанными с нарушением ритуальной чистоты, и фрагмент стелы, созданной мастерами II-III веков, обычному горожанину вряд ли так просто удастся, поскольку они хранятся в Институте восточных рукописей РАН.
- Эти таблички – из храма бога Зу-Самави, находившегося в древнем йеменском городе Харам, – рассказывает доктор исторических наук Сергей Французов, заведующий отделом Ближнего и Среднего Востока. – Это область Аль-Джауф, это Северо-Восток Йемена – область, которая и в лучшие времена была труднодоступной, потому что она находилась под контролем воинственных племен, едва признававших центральную власть, а сейчас она, конечно, совершенно недоступна ни для кого. Но там очень много археологических памятников – буквально на расстоянии полутора-двух километров друг от друга находятся древние города, и Харам один из них.
По словам Сергея Французова, бронзовые таблички относятся к периоду, когда город находился под контролем племени Амир, которое было родственно современным арабам и говорило на похожем языке (сами они написаны на харамском диалекте сабейского языка, ныне мертвого, который также отличался сильным арабским влиянием). Члены племени были язычниками, а таблички приносили в храм на рубеже нашей эры – в надежде на прощение от божества. Храм был весь увешан подобными табличками, но до нашего времени подобных артефактов дошло только полсотни – они хранятся в крупнейших мировых музеях.
Что же касается известнякового фрагмента стелы – он надписей не содержит, зато на нем хорошо заметны изображения каменных козлов – священных животных, на которых в Йемене устраивались ритуальные охоты. Кстати, они обитают на территории страны до сих пор.
В Эрмитаже экспонатов, имеющих отношение к территории Йемена, очень мало – два с половиной десятка предметов, считая монеты. Тем не менее, музей планирует провести 26 мая свой персональный День Йемена (правда, объединенный с Днем Сирии), который будет сопровождать открытие соответствующей выставки.
- У нас есть несколько сабейских надписей и монеты сабейские и химьяритские, – рассказывает заведующая отделом Востока Наталья Козлова. – Есть несколько вещей более поздних, уже мусульманской эпохи, и совсем поздних – это серебряные украшения XIX века. Собственно, их мы и планируем показать. Но пока это еще в стадии обсуждения.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19