Александр Розенбаум: Наш город не ценил Марию Пахоменко…

09 марта 2013, 16:02
Версия для печати Версия для печати

О том, что ушла из жизни народная артистка России, певица Мария Пахоменко, Александр Розенбаум узнал от корреспондента Фонтанки. Опечаленный известием, он включил телевизор, где по всем каналам показывали записи Пахоменко, и произнес отнюдь не формальное слово прощанья…

- Ну что тут скажешь… Мария Леонидовна Пахоменко была выдающейся эстрадной русской певицей, точнее даже, слово «эстрадная» можно опустить. Выдающая русская певица, работающая на эстраде, скажем так. Она появилась задолго до Вали Толкуновой. Учитывая то, что Лидия Клемент (ленинградская эстрадная певица, что умерла в 1964 году в возрасте 26 лет после скоротечной болезни. – Прим. Авт.), ушла из жизни рано, то Маша Пахоменко (в Питере все звали ее именно «Машей». – Прим. Авт.) в Ленинграде осталась, по сути, единственной русской певицей на эстраде.

К великому сожалению, наш город это не ценил. А ведь Мария Пахоменко могла бы и должна была бы стать одним из символов нашего города. Учитывая ее многолетнее сотрудничество не только с ее мужем, композитором Александром Колкером, а еще с такими выдающимися советскими композиторами, как Василий Павлович Соловьев-Седой, Эдуард Успенский, Валерий Гаврилин, Александра Пахмутова, Эдуард Колмановский, Оскар Фельцман… Она была проповедницей ленинградского стиля, человеком большой культуры и потрясающего обаяния.

Мария Пахоменко была абсолютно идеальным воплощением русской певицы на эстраде, не было выше ее, импозантнее с точки зрения «русистости», «русскости». Это большая потеря для города, и очень грустно и всегда очень противно, что мы начинаем говорить о таких людях после смерти, совершенно не думая о них, когда они живые. Я о Маше говорил всегда: «Чистый голос, русская краса», даже в день смерти Эдуарда Хиля говорил именно о Пахоменко: вспомните, завопите, закричите, когда она умрет! А сейчас она еще живая, помогите ей!

- Александр Яковлевич, я прекрасно помню, как она пригласила вас вести концерт в честь 50-летия в «Октябрьском» зале... Вы ведь дружили?

- Мы с ней очень дружили, я всю жизнь к ней относился очень тепло, и она мне отвечала взаимностью. Мы долгое время рядом жили, она - на Черной Речке, а я - на Старой Деревне.

- Юбилей Пахоменко отметила в БКЗ, но потом уже туда редко возвращалась… Почему у нее не получилось органично вписаться в другую жизнь? Ведь Эдита Пьеха до сих пор собирает большие залы…

- Ее муж Александр Колкер написал для Марии Леонидовны ее лучшие песни, они были счастливейшей супружеской парой. Но, я думаю, сейчас уже можно об этом написать: в каком-то плане ей подпортил жизнь Колкер… своим еврейством. В советское время евреев не очень ценили, даже, несмотря на все заслуги и таланты Александра Наумовича.

- Колкер ведь еще не сумел наладить отношения с Андреем Павловичем Петровым, который тогда возглавлял всемогущий Ленинградский Союз композиторов…

- Я не знаю, я не сплетник, но не думаю, что все именно так обстояло. Самое главное - в том, что Ленинград никогда не возвышал, а только уничтожал свои таланты. Возвышали ленинградцев, петербуржцев только тогда, когда они приглянулись кому-нибудь в Москве, так было со всеми и всегда, начиная с Александра Сергеевича Пушкина и заканчивая Анатолием Александровичем Собчаком. Сейчас тоже можно без труда найти такие примеры. Да возьмите того же Колкера, он – выдающийся композитор, и ему в июле исполнится 80, он написал огромное количество прекрасной музыки, а где он сейчас? Он сейчас ни с чем, понимаете?!

Наш любимый город гадит своим артистам всю жизнь. Если ленинградец в Москве не взял чего-то, не уцепился за что-то, то дома он уже никому не нужен. Уход Марии Леонидовны - действительно очень большая потеря! Все последние годы я говорил, что пора пойти, найти Марию Леонидовну, устроить ей бенефис, «вытащить» хотя бы на один концерт, на большую сцену. Снимите о ней фильм, окажите знаки внимания – и вы продлите ей жизнь тем, что вспомните, вновь задействуете артиста. Артист без сцены не может жить, не может дышать. Но никто меня не слышал! Она же заболела в последние года два-три, а когда пять лет назад отмечала свое 70-летие, а вскоре и золотую свадьбу с Колкером, она была в полном здравии, могла петь, выступать. Дали бы ей работу, дали бы возможность выходить на большую сцену, хотя бы в праздничные концерты, возможно, ее судьба в последние годы сложилась бы по-другому. Она же символ всей нашей эстрады! А вот только сейчас, после смерти, стали показывать ее старые записи, нашли даже кадры с «Золотого Орфея» - какая она там красавица, с косой, в 1971 году стала первой советской певицей, которая победила на конкурсе. И не стыдно им показывать все это только теперь, когда Марии Леонидовны уже нет!..

Записал Михаил Садчиков, Фонтанка.ру

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>