Ђ оммунаї ¬интерберга: ѕрощай, молодость!

21 апрел€ 2016, 13:59
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ƒвадцать лет назад Ћарс фон “риер и “омас ¬интерберг прин€лись в поте лица реализовывать художественную программу (она же — один из главных манифестов современного кино) «ƒогма 95»: снимать про сегодн€шний день, на натуре, без искусственного освещени€, не злоупотребл€ть монтажом (интересующихс€ детал€ми отсылаем в поисковые системы). ¬ 2016, ¬интерберг решил вернутьс€ назад, к старому сюжету, проблематике и поэтике-1995. » сн€л « оммуну».

—очинив и подписав «ƒогму» – не кровью, конечно, но как «обет целомудри€» в кино – “риер и ¬интерберг в 1998 году выпустили свои программные фильмы: соответственно, «»диотов» (где группа молодых людей, живуща€ коммуной в доме одного из участников затеи, изображает душевно больных, эпатиру€ обывателей — поиски «внутреннего идиота» завершаютс€ сексуальной оргией и р€дом драм) и «“оржество» (в котором праздник — юбилей главы дома — оборачиваетс€ разоблачением семейных трагедий). јналогии между ними и « оммуной» напрашиваютс€ сами собой. «десь семейна€ пара получает в свое распор€жение дом, и вскоре к ним присоедин€етс€ орава разномастных при€телей и единомышленников. ¬ духе анархии, свободы, равенства и братства они стро€т дивный новый мир в границах одного особн€ка и прилегающего садика. ≈стественно, до тех пор, пока не вмешиваютс€ зависть, чувство собственничества и взаимные обиды.  оторые мешают реализовать рай на «емле.

—праведливости ради скажем, что это ревизи€ «ƒогмы-95» ничуть не в меньшей мере, чем французской новой волны и всех прочих художественных €влений, глубоко зан€тых темой свободы. « оммуна» была бы фильмом только дл€ фанатов датского кино и выпустившей фильм студии «÷ентропа», если бы не ревизионизм режиссера. ¬интерберг соблюдает все правила «фильма-социализма»: свободна€ любовь, на которую осторожно решаютс€ герои, пиршество «либерте-эгалите-фратерните», следующий за ним крах всех наивных надежд. ѕо этой дорожке своих «ћечтателей» водил Ѕертолуччи, в этом лабиринте бегали герои годаровской «Ѕанды аутсайдеров» и «∆юл€ и ƒжима» “рюффо. Ќо ¬интерберг, дл€ начала, запускает в сюжет не молодых и прекрасных, а совершенно неподход€щих дл€ канона героев. Ёто не банда отрешенных и не погруженные в мечты о светлом будущем юношей. Ёто морщинистые лузеры, рыхлые матроны, горлопаны-марксисты, закомплексованные университетские умы.

« оммуна» изначально решена не столько как «кино о свободе», сколько как пароди€ на него. “ипы, собранные под одной крышей, комичны — все до единого: безработный гастарбайтер (рыдает, когда ему намекают на безденежье и бесполезность), семейна€ пара обывателей с больным ребенком (даже он, что вроде бы и неверо€тно, комичен), «дочь цветов» с кос€ком между веснушчатыми пальцами, усатый специалист по марксистским философам («в одном пакетике у мен€ одежда, в другом — ћаркузе»). ѕлюс семейна€ пара, котора€ и приглашает «банду отрешенных» в свой домик (ради экономии, а вовсе не чтоб отпраздновать свободу): забитый университетский профессор и его жена-телеведуща€. ƒл€ полноты картины, главные роли ¬интерберг отдал актерам, игравшим в его «“оржестве» двадцатилетней давности — “рине ƒюрнхольм и ”льриху “омсену.

Ќа иронизацию сюжета о свободе у ¬интерберга работает даже не комизм и зрелый, м€гко говор€, возраст бунтарей, а ревизионизм, как и было сказано: соавтор «ƒогмы», постулировавший внимание к «здесь и сейчас», разворачивает свой сюжет в милом стиле ретро — отправл€ет героев и зрителей в эру черно-белых телевизоров, свежести идей постструктуралистов и архитектуры деконструктивизма.  огда деревь€ были большими, травка общедоступной, а студентки куда разв€знее.

Ётот простой — скорее, стилевой жест, выражающийс€ больше в цвете, свете, одежде, чем в сюжете, легко топит вечно развернутую вперед, в дивный новый мир структуру «фильма-социализма». ¬интербергу в « оммуне» удалось сделать, кажетс€, невозможное. Ѕрод€чий сюжет о свободе превращаетс€ в байку о далеком и чудесном прошлом. —троительство нового мира окрашено в цвета, которые отыщешь только на старых плакатах.  онечно, в « оммуне» режиссер прощаетс€ и с собственными иллюзи€ми. „то кино кому-то и что-то должно. „то оно об€зано говорить о современности. „то есть правила, по которым оно существует. ¬интерберг делает ручкой эксперименту, авангарду, революци€м и открыти€м. ¬ мире, в котором « оммуна» выходит на экраны, всему этому если и есть место, то только в семейных альбомах. —вобода и все иллюзии позади, все прожито и пережито.  ос€ки выкурены, ћаркузе прочитан и сдан в «Ѕукинист», митинги отгремели, покрышки отгорели. ќстаетс€ только вспоминать, как славно было нежитьс€ в мире миражей и красивых догм.

»ван „увил€ев, специально дл€ «‘онтанки.ру» 

Ђ аким-то силам иногда нужно решать вопросы власти, и нужно, чтобы лилась кровьї. ¬ ћариинке став€т Ђ√угенотовї

¬ ћариинском театре готов€т премьеру Ђ√угенотовї (12+) Ч опера ƒжакомо ћейербера не ставилась здесь более 70 лет (но звучала в концертном исполнении). ѕока на Ќовой сцене шли репетиции, Ђ‘онтанкаї забралась под самую крышу исторического здани€ Ч туда, где находитс€ мастерска€ по изготовлению м€гких декораций. ј потом расспросила о работе режиссера и художника.

—татьи

>