Битва за целомудрие: Х никогда не был таким

19 апреля 2016, 21:07
Версия для печати Версия для печати

Очень скоро всеобщей безнравственности будет нанесен удар, откуда не ждали – в борьбу вступит высокое искусство. В воскресенье в Ледовом дворце пройдет вечер, на котором петербурженок призовут к духовно ориентированному половому поведению: все самое ценное должно достаться единственному избраннику. Примером для подражания станет образ девы Сольвейг, который создаст актриса Анастасия Мельникова.

Смычком по разврату

Речь идет о мероприятии под названием «Волшебный вечер с Маэстро!» Маэстро – это скрипач, дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра «Классика» Александр Канторов. Купившие билеты, которые распространяются по «социальной цене» – от 150 до 350 рублей, смогут услышать не только музыкальные шедевры в исполнении солистов Мариинки, но и погрузиться в историю отношений гулящего ибсеновского героя Пера Гюнта и «сектантки» Сольвейг, которая долгие годы ждала его в лесной глуши, молясь о любимом.

Сюжет выбран не просто так, в подборе программы есть глубокий смысл. Пресс-релиз концерта подчеркивает значимость момента: «Эта постановка – манифест маэстро Канторова против засилья массовой культуры, бездуховности и индустрии интимных услуг, объявления о которых заполонили культурную столицу Российской Федерации». «Я хочу, чтобы каждая девушка, которая придет на концерт, вдохновилась образом Сольвейг из «Пер Гюнта» и также была верна своему возлюбленному и ждала его всю жизнь», – говорит сам Александр Канторов.

Скрепа нравственности будет распространяться актуальным нынче гибридным методом: к собственно музыкальным страницам добавят драматические. Режиссером «театральной» части стал Алексей Утеганов, только-только выпустивший в театре им. Комиссаржевской другой спектакль по Генрику Ибсену – «Привидения», с Анастасией Мельниковой в главной роли. Именно Мельникова выступит в роли Сольвейг, Пером Гюнтом станет актер Олег Чернов. В Ледовом дворце зрителям покажут лишь фрагмент будущего спектакля, полноценная премьера намечена на июнь.



Фото: Афиша концерта

«Все будут хрюкать в платки»

Репетиция, на которую авторы проекта созвали СМИ, проходила в доверительной, непринужденной атмосфере. В ожидании Анастасии Мельниковой маэстро Канторов развлек собравшихся номерами из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига, а после предложил музыкантам: «Давайте сыграем шлягеры… Какого-нибудь Брамса, например».

После того, как прозвучали «шлягеры», Александр Канторов обратился к помощнику: «Ну давайте мальчишку сюда принесите». Речь шла о юном даровании – скрипаче и дипломанте телевизионного конкурса «Щелкунчик» Данииле Бессонове, который также выступит в воскресенье в Ледовом дворце. Пока гости задавались вопросом – мальчик сам по себе такой рыжий или все же крашеный? – дирижер завел с десятилетним музыкантом беседу о поездке последнего к выдающемуся скрипачу Захару Брону, основавшему в Швейцарии школу для музыкально одаренных детей: «Он как, берет скрипку свою и что-то играет?… Наверно, так себе играет?» «Он же уже старенький», – примирительно отвечал скрипичный вундеркинд.

После демонстрации талантов Даниила Бессонова, который наряду с вдохновенной интерпретацией произведений Чайковского и Вивальди, впечатлил публику также сверкающими брюками, был объявлен ноктюрн, «во время которого все будут хрюкать в платки и рыдать в зале, потому что это очень трогательно». Но в этот момент, наконец, появились Анастасия Мельникова и режиссер Алексей Утеганов.

Из драматических сцен на репетиции не было продемонстрировано ничего: «Мы только начинаем». Зато Анастасия Мельникова ответила на пару вопросов «Фонтанки».

- Анастасия, вам не страшно? Проект особый, многим будет смешно, некоторые будут издеваться. «Фонтанка», конечно, тоже уделит внимание.

– Естественно, что мнения будут разные. Но, согласитесь, что каждый имеет право на свою точку зрения – как и «Фонтанка». Если я пойму, что получается плохо… Я очень доверяю Утеганову – он меня не выпустит. Если он увидит, что какой-то потенциал есть, и когда-нибудь в будущем у меня это получится, он меня оставит. Пока мне очень тяжело – и скажу, почему. С моих 16 лет, когда я поступила в Театральный институт, меня учили одному. Стихи нельзя петь, стихи нужно читать, как прозу. Только тогда есть какой-то отклик от зрителя. Здесь категорически другая история. Из-за того, что фантастическая музыка, режиссер просит меня именно петь стих. Меня разрывает – ну не могу я естественно петь стих, для меня это чуждо. Это первый такой опыт в моей жизни. У меня пока еще ничего не получается, что бы устраивало режиссера.

– Как вам трактовка образа Сольвейг? Заявлено, что с нее нужно брать пример нынешним девушкам.


– Я немножко не согласна с этим. Мне кажется, что нравственная, чистая женщина как была в России, так есть, будет и всегда останется. Но и продажные услуги также были веками. Просто кто-то концентрировался на одном, кто-то на другом. Моя мама верна одному-единственному мужчине, а ведь папы 22 года нет на свете. Для меня это норма. Людей с иной точкой зрения мне просто жалко. Значит, им не встречались такие женщины. Поэтому вот такого демарша у меня нет. Для меня это нормальная бытовая ситуация. А то получается, что Сольвейг какая-то героиня. Да нет же!

«Просто утыкана этой девственностью»

Громкие слова о борьбе музыки с интимными услугами, сопровождающие подготовку к концерту, разумеется, останутся в памяти лишь как одна из форм самопиара. Ведь если предположить, что найдутся такие девушки, которые наслушаются пения Сольвейг и нравственно перекуются, то их партнерам останется либо отправляться под венец, либо искать альтернативные варианты интимного досуга. В том числе и путем обращения к девушкам с менее духовным поведением, что будет только на пользу много раз поминаемой индустрии интимных услуг. Кстати, для борьбы с нею существуют специальные органы, и вряд ли в их перечень входят симфонические оркестры.

Кроме того, ожидание единственного суженого, основанное не на методе проб и ошибок, а только лишь на молитвенном стоянии, как у Сольвейг, может затянуться. И тут главное вовремя понять, что девственность не портвейн – годы ее не красят. Да и нет никакой гарантии, что на зов молитвы, пусть и через десятилетия, вообще кто-нибудь придет или вернется. Потому как не всем в жизни счастье. И тогда на вопрос из пьесы Ибсена «Моя ли вина, что поблекла я малость /С той давней поры, как тебе отдавалась?» – придется дать утвердительный ответ.

Забавен также тот факт, что в поисках более действенного промоушена для своего музыкально-драматического продукта, организаторам могла бы помочь культовая лента «Эммануэль», героиня которой, в отличие от ибсеновской Сольвейг, стыдилась поначалу своей интимной неопытности: «… я чувствую себя девственницей. Девственницей везде, я просто утыкана этой девственностью, как репьями. Мне стыдно!»

За просмотр «Эммануэль» в СССР можно было получить срок, а в более человечных США картине была присвоена категория Х. Находчивые французы запустили ленту в американский прокат со специальным слоганом X was never like this – «Х никогда не был таким». Вот его и можно было использовать для раскрутки концерта, правда, в сокращенном виде – «Х никогда не был».

Евгений Хакназаров,
«Фонтанка.ру»
 

Куда пойти 27 апреля — 1 мая: «Медный всадник» в Мариинке, новое арт-пространство и спасенные шедевры в Русском музее

В первые длинные майские выходные стоит не пропустить знаковые постановки на сценах петербургских театров, выбрать, сходить ли на фестиваль для любителей тяжелой музыки или узнать больше про танго и не пропустить открытие новых выставок.

Статьи

>