Писатель Михаил Шишкин отказался представлять Россию, где восторжествовал «преступный режим»

08 марта 2013, 08:40
Версия для печати Версия для печати

Российский писатель Михаил Шишкин отказался представлять Россию на международной книжной ярмарке BookExpo America в Нью-Йорке, поскольку он не желает быть голосом «страны, где власть захватил коррумпированный преступный режим, а государство представляет собой воровскую пирамиду».

Слова Шишкина приводит газета The Guardian, которая также отмечает, что первоначально писатель принял приглашение на BookExpo America, участие в которой помогло бы ему укрепить связи с американскими издателями, книгопродавцами и читателями.

Теперь Шишкин изменил свое решение — «не потому, что "у меня слишком плотный рабочий график", а из этических соображений», — говорится в его письме в Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, в котором он объясняет свое решение.

«Политические события в России, в особенности события последнего года создали в стране совершенно невыносимую и унизительную ситуацию для ее народа и ее великой культуры. — пишет Шишкин. — Мне, как русскому и гражданину России, стыдно за то, что происходит в моей стране. Участвуя в книжной ярмарке в составе официальной делегации и пользуясь преимуществом писателя, я взял бы на себя полномочия представителя государства, чью политику я считаю гибельной для России, представителя системы, которую я не приемлю».

«Страна, где власть захватил коррумпированный преступный режим, где государство представляет собой воровскую пирамиду, где выборы превратились в фарс, где суды служат власти, а не закону, где есть политические заключенные, где государственное телевидение занимается проституцией, где шайка узурпаторов принимает безумные законы, возвращающие народ в средневековье — такая страна не может быть моей Россией», — говорит Шишкин.

Писатель хотел бы быть представителем «другой, моей России, страны, свободной от узурпаторов, страны, в которой государство защищает права личности, а не право на коррупцию, страну со свободной прессой, свободными выборами и свободным народом».

Шишкин заявляет, что он решил не участвовать в книжной ярмарке BookExpo America, без каких-либо консультаций с другими писателями, приглашенными в Нью-Йорк.

О своей поддержке решения Михаила Шишкина уже заявили его британский издатель Quercus и Международный ПЕН-клуб.

Досье Фонтанки

Михаил Павлович Шишкин, родился в 1961 году, русский писатель. Пишет также на немецком языке.

Михаил Павлович Шишкин родился в семье русского моряка-подводника, участника Великой Отечественной войны, награждённого двумя Орденами Красного Знамени, и учительницы-украинки. Дед по отцу в 1930 году был объявлен подкулачником, в результате раскулачивания репрессирован и погиб на строительстве БАМа, бабушка Любовь Шишкина (умерла в 1993 году) бежала из деревни с двумя детьми и устроилась уборщицей под Москвой, старший брат отца Борис пропал без вести в 1941 году. В 2010 году Михаилу Шишкину удалось выяснить, что дядя был расстрелян в немецком плену в 1942 году в результате ложного доноса, как еврей. Младший брат Павел Шишкин (1926—1995) пошёл на войну в семнадцать лет, чтобы отомстить за брата, после обучения воевал в 1944-1945 годах подводником, всю последующую жизнь был вынужден скрывать, что он — сын репрессированного.

Мать была парторгом в школе, когда разразился скандал с тогдашним школьником Владимиром Буковским, ей удалось сохранить работу благодаря декретному отпуску, впоследствии она стала завучем и директором. В этой же пятьдесят девятой школе учился и Михаил.

Семья распалась ещё до рождения Михаила, первые годы жизни будущего писателя прошли в подвальной московской коммуналке в Староконюшенном переулке. Любовь Шишкина, бабушка по отцу, окончившая три класса церковно-приходской школы, тайно крестила ребёнка. Уже в школьном возрасте Михаил составил отрицательное мнение о Советской власти, сам занимался фотокопированием книг, напечатанных за границей («тамиздат»). Во времена Юрия Андропова мать была уволена из школы за то, что разрешила провести вечер памяти Владимира Высоцкого.

Михаил Шишкин какое-то время работал дворником, укладывал асфальт. Окончил романо-германский факультет Московского государственного педагогического института (1982). Работал три года в журнале «Ровесник», писал об искусстве, переводил с немецкого. Затем работал пять лет школьным учителем в физико-математической школе № 444 города Москвы, где преподавал немецкий и английский языки.

Михаил Шишкин состоит в третьем браке, первые два брака продолжались семь лет. Первая жена — Ирина из России, вторая — Франческа Штёклин из Швейцарии, славистка по профессии, ей посвящён роман «Взятие Измаила». С рождения сына Константина в 1995 году писатель проживает в Швейцарии, в Цюрихе. Помимо литературного труда занимался переводами, давал уроки. В осеннем семестре 2009 года преподавал в университете Washington and Lee University (Вирджиния, США).

В 2011 году Михаил Шишкин женился на Евгении Фролковой, 4 августа 2013 года у них родился сын Илья. Михаил имеет по сыну из каждого брака.

В 2012—2013 Шишкин жил в Берлине в связи с получением стипендии ДААД (нем. DAAD Künstlerprogramm).

Михаил Шишкин любит классическую музыку, в качестве хобби играет в снукер (разновидность бильярда).

В 2013 году отказался представлять Россию на международной книжной ярмарке США «BookExpo America 2013» по политическим соображениям.

Фонтанка.ру

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>