«Золотые маски» получили Додин, Эйфман, Могучий
В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко раздали «Золотые маски – 2016». За сезон, соответственно, 2014/15 годов. Петербуржцы прозвучали в балетной, кукольной, но более всего – в драматической номинации. Всего в Петербурге отправилось двенадцать «Масок», включая две внеконкурсные. Лауреатами «Золотой маски» от Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» стали художественный руководитель МДТ – Театра Европы Лев Додин и хореограф Борис Эйфман.
Также неконкурсными «Масками» на церемонии был отмечен многолетний и плодотворный труд актеров Риммы Беляковой из Саратова, Рината Тазетдинова из Татарского академического театра им. Камала, Клары Кисенковой из Южно-Сахалинска, Ростислава Янковского из Минска. Эту же награду получили народный артист СССР Юрий Соломин и театральный художник Борис Мессерер.
Что касается конкурсных номинаций, то лучшим балетным спектаклем назван «Герой нашего времени» Большого театра – режиссура, сценография и либрето Кирилла Серебренникова, хореография Юрия Посохова. А в Петербург отправились две актерские "Маски", врученные исполнителям главных партий в спектакле Бориса Эйфмана «Up&Down» Любови Андреевой и Олегу Габышеву. Лучшем спектаклем в номинации «Современный танец» объявлено «Кафе Идиот» Театра балета (Москва).
Зато петербуржцы получили главную «Маску» в разделе Мюзикл/Оперетта – неустанная работа директора Театра музкомедии Юрия Шварцкопфа приносит ожидаемые и заслуженные плоды. Лучшим спектаклем стала, по мнению жюри «Макси» «Голливудская дива».
Сцена из спектакля "Пьяные", БДТ им. Г.А.Товстоногова, режиссер Андрей Могучий
В «Куклах» две из четырех «Масок» тоже достались петербурсгкому спектаклю. Стратегически верное решение принял маленький театр «Karlsson Haus», пригласив на постановку белорусского режиссера Алексея Лелявского: он, а также Михаил Шеломенцев, исполнитель заглавной роли в кукольном спектакле для взрослых «Ваня» про то, что ничего нет важнее самоидентификации, получили по «Маске». Две другие награды – "Лучшему спектаклю" и "Лучшему художнику" Татьяне Нерсисян – отправились в Пермь, создателям спектакля «Толстая тетрадь».
В отдельной номинации для художников главный приз получил Семен Пастух – за создание сценографии к спектаклю «Маскарад. Воспоминания будущего» в Александринском театре.
Еще одну «Маску» за работу в этом спектакле Валерия Фокина получил выдающийся петербургский актер Николай Мартон, сыгравший роль Неизвестного.
В номинации «Драма», как обычно, наблюдалась самая напряженная интрига. И, опять-таки, по традиции результаты вызвали много вопросов – прежде всего, к логике. Несомненно, важно, что лучшим режиссером из 22 попавших в эту номинацию серьезных профи назван Андрей Могучий, постановщик спектакля «Пьяные», художественный руководитель БДТ им. Г.А.Товстоногова – современная режиссура, опирающаяся на актеров два последних десятилетия оставалсь главной проблемой Большого драматического театра. Напомню, что в качестве номинантов были названы также три актера, играющих в этом спектакле: Марина Игнатова, Анатолий Петров и Василий Реутов. Бесспорно блестящие работы остались без индивидуальных наград, и тут жюри приняло мудрое решение – наградить специальным призом (а это отдельная «Золотая маска») актерский ансамбль спектакля «Пьяные», отметив, таким образом, не только номинированных экспертным советом артистов, но и всех остальных, ибо, как уже не раз отмечалось в прессе, в этом спектакле отменно работают все, включая и тех совсем юных ребят, для которых роль в «Пьяных» на сцене БДТ стала дебютом на большой театральной сцене. Учитывая дебаты последнего времени о том, можно ли допускать в академические театры эксперимент, или в них стоит ходить только проторенным каноническими тропами, предлагаю считать эту двойную «Маску» петербургским «Пьяным» по пьесе Ивана Вырыпаева, включающей в себя бранно-нормативную лексику, окончательным лишением девственности всех российских академических театров вообще.
Но если этот острый вопрос считать решенным с помощью жюри «Золотой маски – 2016», то ряд других – не менее актуальных – вопросов результаты только высветили. Невозможно не обратить внимания, что драматические спектакли Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова остались не награждены ни в одной номинации. Притом что и в «Обыкновенной истории», и в «Юбилее ювелира» не просто было кого наградить, а, кажется, имеющим уши и глаза невозможно было не отметить. Сильная работа Алексея Аграновича в роли Адуева-старшего в «Обыкновенной истории» Серебренникова с помощью интонаций, жестов, сегодняшней логики актерского образа вернула классика Гончарова в контекст современности. Работы Натальи Теняковой и Олега Табакова в «Юбилее ювелира» Богомолова, которые превратили в тесном сговоре с режиссером бульварный текст в подлинно-трагический, и вовсе впору приравнять к актерскому подвигу. Но эти имена со сцены вовсе не прозвучали. И тут, увы, приходится отметить, что по именам лауреатом «Золотой маски» не стоит изучать театральную историю. Слишком много выйдет искажений. Второй год «Маска» проявляет досадную слепоту, за которой сложно скрыть идеологическую подоплеку (речь не о том, что на членов жюри оказывается давление, речь о том, что, как сказал в недавнем интервью "Фонтанке" Кирилл Серебренников, общество ловит импульсы власти). И довольно забавно выглядит, что, не наградив выдающиеся работы актеров, наградили за лучшую мужскую роль 22-летнего петербургского актера Сергея Волкова – Бертольда Брехта в спектакле Юрия Бутусова. К счастью, меня сложно заподозрить в том, что я недооцениваю талант этого юного артиста – месяц назад именно Сергей Волков (которого, я убеждена, ждет большое профессиональное будущее) был назван лучшим молодым актером Петербурга по версии жюри премии «Прорыв», одним из учредителей которой я являюсь. Но при всем при этом, сравнивать масштаб этой работы и безукоризненно мастерских работ Табакова и Аграновича – невероятно.
Так что приходится признать, что для истории и для диагностики сегодняшней театральной ситуации (и политики) список ненагражденных представляет, как минимум, не меньшую ценность, чем список награжденных.
Полный список лауреатов ищите на сайте "Золотой маски".
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба БДТ
Невеликий комбинатор: Никита Кологривый изображает отцовский инстинкт в сериале «Комбинация»
Новости
- 12 сентября 2024 - «Хорёк, нападающий на маленькую ящерицу, замершую на тыкве». Эрмитаж купил важный голландский пейзаж
- 12 сентября 2024 - «Он внедряется в сферы, которые были преференцией человека». Швыдкой и Эрнст высказались об искусственном интеллекте
- 12 сентября 2024 - «Диву даëшься: кукла запела». Надежда Бабкина и робот Арди спели дуэтом на Культурном форуме
- 11 сентября 2024 - В Петербурге распределили 250 миллионов на кинопроизводство, лидер — лента Алексея Учителя
- 10 сентября 2024 - Российское авторское общество впервые раскрыло объем выплат правообладателям из недружественных стран
Статьи
-
08 сентября 2024, 23:58На 81-м Венецианском кинофестивале «Золотой лев» достался фильму Педро Альмодовара «Комната по соседству». Тему режиссер выбрал не из легких: героиня пытается принять собственную скорую смерть. И некоторые другие призеры этого года тоже будто тронуты могильным холодком. Разбираемся, какие фильмы и за что нынче наградили на острове Лидо.
-
04 сентября 2024, 17:08
-
03 сентября 2024, 12:47
-
02 сентября 2024, 19:04