‘ото: ќл€ –унЄва

јлексей ћирошниченко: Ђ–омео и ƒжульеттаї - сегодн€шн€€ истори€

12 апрел€ 2016, 02:57
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

18 и 19 апрел€, в рамках XV юбилейного сезона крупнейшего в –оссии фестивал€ балета DANCE OPEN, состоитс€ петербургска€ премьера постановки «–омео и ƒжульетта» в хореографии  еннета ћакмиллана. јлексей ћирошниченко, художественный руководитель балетной труппы ѕермского академического театра оперы и балета имени ѕ.». „айковского, первый (и пока единственный), кто решилс€ перенести постановку на российскую сцену.

- јлексей, вы из семьи врачей, но выбрали балет… ѕочему так случилось?  то-то из близких повли€л на вас?

- ¬ы правы, хот€ мои родители – не врачи, практически все остальные члены моей большой семьи – да. » по идее € тоже должен был стать врачом. Ќа самом деле, истори€ непроста€. ћо€ сестра, котора€ старше мен€ на 4 года, родилась с патологией, и довольно серьезной, многие врачи прочили ей операции, после которых сестра осталась бы инвалидом. ќднако друг семьи, тоже врач, уверил, что операции не нужны, помогут танцы и лечебна€ вода. «абега€ вперед, скажу, что она стала шестикратной чемпионкой ѕетербурга по латиноамериканским бальным танцам, а сейчас преподает в √ермании, живет с мужем и дочкой в √амбурге. “ак что, как видите, танцы вылечили ее.

— детства видел, как она посто€нно танцует, разучивает что-то, репетирует… ј поскольку сестра – старша€, то хотел брать с нее пример и посто€нно говорил родител€м, что тоже хочу танцевать.



‘ото: ќл€ –унЄва

-  акие качества характера балет формирует в первую очередь?

- ¬ балете вырабатываетс€ стальна€ сила воли. Ќапример, в 1985 году в ¬агановку нас поступило 25 человек. ј закончили – четверо!  то-то просто физически не мог выдержать эту систему – с 9 утра стартовали зан€ти€, заканчивались они в 17.30, потом с 18 часов начиналась практика в театре (в спектакл€х, где зан€ты дети, например, «—п€ща€ красавица», «јида», «Ѕа€дерка»). » вот только к 12 ночи приезжал домой, а утром – снова в училище... Ќикогда не забуду 87-й год: были аномальные морозы и во всех школах отменили зан€ти€, кроме, конечно, ¬агановского училища. Ќа улице – 40, а мы в форменных маечках делаем упражнени€ у станка перед огромным окном. ¬етер задувает, холод страшный, ноги в воде, поскольку тогда не было линолеума, и пол поливали водой из лейки.  онечно, балет закал€ет характер.

 роме того, у балетных очень развито чувство времени, некие внутренние часы: с самого детства тебе никуда нельз€ опаздывать – ни на зан€ти€, ни на репетицию, ни на спектакль.  онкуренци€ очень серьезна€, если что сделаешь не так, всЄ – на твое место претендуют еще 15 человек.



‘ото: јлексей √ущин

- Ѕлизитс€ фестиваль DANCE OPEN, где зрители смогут увидеть постановку «–омео и ƒжульетта» в хореографии  еннета ћакмиллана, но воспроизведенную в –оссии именно под вашим руководством. ≈сли € не ошибаюсь, это не первый опыт сотрудничества дл€ вас с командой DANCE OPEN – вы вместе гастролировали в Ѕахрейн и по Ѕалканским странам?

- ƒа, верно, мы с  атей (≈катерина √аланова, создатель и руководитель фестивал€ DANCE OPEN, – ѕрим.ред.) давно мечтали о полноценном сотрудничестве на фестивале, но по различным причинам не получалось воплотить замыслы в жизнь. я отправл€л солистов на фестиваль, участвовал в выездных событи€х DANCE OPEN, в том числе как раз в Ѕахрейне. Ќо вот с ѕетербургом не складывалось до этого года.

ѕримечательно, что в первое же масштабное участие в фестивале, вместе со всей труппой театра, мы представл€ем такой уникальный спектакль. ƒо нашей постановки в ѕермском театре «–омео и ƒжульетта» ћакмиллана никогда не была показана в –оссии, более того, этот спектакль не идет почти нигде в мире.

- —оздало ли это обсто€тельство резонанс в мире вокруг пермской труппы?

- –азумеетс€. —ейчас наш театр вообще очень резонансный. ѕермска€ труппа – одна из сильнейших не только в –оссии, но и в мире. Ћюди специально прилетают в ѕермь на спектакли – как росси€не, так и иностранцы.

ѕеред тем как добавить в репертуар тот или иной спектакль, мы всегда думаем, что именно обогатит не только наш театр, но и афишу страны в целом. ћы давно отказались от так называемого провинциального мышлени€, которое выражаетс€ в двух крайност€х: «ƒавайте сделаем как в ћоскве и ѕетербурге» – или, напротив, «Ќам это надо, но это есть в ћоскве, значит, мы не будем ставить».

- ¬ программе 15-го юбилейного сезона DANCE OPEN балет «–омео и ƒжульетта» будет показан дважды – 18 и 19 апрел€. Ёто одно из ключевых событий программы. Ѕалет поставлен в сотрудничестве с ‘ондом  еннета ћакмиллана в соответствии со стандартами стил€ и техники хореографа. » вы были первым в –оссии, кто решилс€ на этот шаг. –асскажите, как проходила работа над спектаклем.

- ѕроцесс был длительным, очень основательным. »з фонда ћакмиллана приехали леди ћакмиллан и потр€сающие репетиторы, посмотрели нашу труппу и остались ею совершенно очарованы. Ћеди ћакмиллан увидела наше отношение к балету, к хореографии, убедилась в серьезности намерений и даже сделала некоторые поблажки: например, мы подписали контракт на 5 лет, а не на три стандартных года. ќна была действительно заинтересована в сотрудничестве, потому что увидела то, чего и хотел добитьс€  еннет ћакмиллан – чтобы на этом спектакле росли поколени€.  огда мы возили «–омео и ƒжульетту» на гастроли в ƒублин, она приезжала на спектакль, причем, не с целью проинспектировать, а чтобы насладитьс€ нашей работой.

ј какие роскошные у нас костюмы! ѕосле премьеры спектакл€ в ѕерми зрители написали петицию с просьбой сделать выставку костюмов. ћы пошли навстречу и сделали экспозицию в художественной галерее – «ѕремьера после премьеры».

—цена из балета
—цена из балета "–омео и ƒжульетта"

‘ото: предоставлено организаторами фестивал€ Dance Open

-  остюмы были созданы именно дл€ вашей постановки?

- ƒа, хореографи€ у нас – ћакмиллана, а все оформление – эксклюзив.  остюмы из парчи, бархата и атласа были сшиты вручную, с учетом всех культурных и исторических канонов шекспировской эпохи. ћы пригласили петербургского художника “ать€ну Ќогинову, котора€ адаптировала нар€ды дл€ танца, сделав их максимально удобными.

- «–омео и ƒжульетту» ваша труппа представит вместе с коллегами из  овент √арден – —арой Ћэмб, ћэтью √олдингом и √эри Ёвисом.  ак вы думаете, легко ли вам будет работать вместе?

- я жду встречи и совершенно не волнуюсь, ведь мы говорим на одном хореографическом €зыке: и ѕермский балет, и  оролевский балет  овент √арден – это классическа€ школа, а кроме того, у нас хореографи€ ћакмиллана, знакома€ им.

-  ак на ваш взгл€д, помогает ли театр человеку возвратитьс€ к простым истинам сегодн€?

- » театр, и искусство в целом не просто помогает, оно призвано нести люд€м истины о любви, о доверии. я бы сформулировал так: искусство нужно нам дл€ того, чтобы в нашем физическом, плотском состо€нии лучше понимать «невидимые» вещи. ¬ каждом из нас – цела€ жизнь, космос, в котором лишь одной мыслью можно перенестись в другие миры, в прошлое, в мечты о будущем… »менно искусство помогает нам ощущать эти чувственные вещи, оно €вл€етс€ неким проводником между духом и телом.

- ¬ этом году ¬ы вошли в состав ∆юри международной балетной ѕремии DANCE OPEN. Ќе превращают ли премии и конкурсы балет в сост€зательный марафон?

- ѕреми€ DANCE OPEN – в этом отношении особенное событие, которое отличаетс€ от конкурсов в традиционном, стереотипном смысле. Ёто, прежде всего фестиваль, где нет строгой конкурсной программы, жюри не оценивает каждого по определенным критери€м, не отсеивает участников. ∆юри называет имена артистов, кто в этом году смог добитьс€ наиболее значимых результатов.

ј если говорить о конкурсах в целом, то, безусловно, они могут дать развитие. Ќо ни один артист в своем профессиональном росте не ориентируетс€ на награды и звани€, он движетс€ сам по себе, как сознательно, так и интуитивно выбира€ лучший путь.  онкурсы часто €вл€ютс€ стартовой площадкой дл€ молодых и еще неизвестных танцовщиков, ведь в жюри приглашаютс€ хореографы и художественные руководители театров, которые, оценив талант артиста, могут пригласить его в труппу.



‘ото: јлексей √ущин

”же признанным артистам, лауреатам той или иной премии, конкурсы тоже помогают развиватьс€: танцовщик вместе с наградой получает определенный статус, который нужно поддерживать.

- „то бы вы хотели обсудить с коллегами на круглом столе DANCE OPEN, который пройдет 25 апрел€? ќ чем важно не умалчивать?

- ќдна из основных проблем в нашей стране – своеобразна€ глобализаци€: столичные театры прит€гивают молодых талантливых людей за счет более серьезного государственного финансировани€, лучших условий труда… ¬ нашей стране все еще очень больша€ разница между столицей и провинцией – пожалуй, нигде в мире это не ощущаетс€ также €вно. –егиональные театры сейчас ощущают очень серьезный отток кадров: артисты, особенно молодые, стрем€тс€ в столицу, причем, чаще всего не по творческим соображени€м, а по финансовым.

Ёту проблему мы можем обсудить с коллегами на круглом столе, обмен€тьс€ мнени€ми и ее видением, но решатьс€ она может только на государственном уровне.

-  акие у вас ожидани€ от участи€ в фестивале?

- DANCE OPEN, без вс€ких реверансов, – фестиваль с высочайшей репутацией и, на мой взгл€д, номер один в нашей стране. ” него международный спектр. ƒаже на примере нашего спектакл€, в котором помимо пермских артистов участвуют солисты  овент √арден, видна концепци€ интеграции и обмена опытом между труппами и театрами мира. ”частие в DANCE OPEN дл€ мен€ – больша€ честь.

-  ак вам кажетс€, могла бы случитьс€ истори€ –омео и ƒжульетты сегодн€? »ли герои «виртуальной паутины» забыли бы друг друга, не успев подн€ть пузырек с €дом?

- ћогла, абсолютно точно. я – романтик… „еловек ищет истинную любовь, жаждет ее. ѕосмотрите, какие страсти твор€тс€, куда ни гл€нь. Ёто не просто могло бы быть, это и есть вокруг нас. » никакие социальные сети, которые отвлекают нас от реального общени€, все равно не смогут сделать из людей роботов, забывших о насто€щих чувствах.

»нтервью: ∆анна ѕоллер, специально дл€ "‘онтанки.ру"

 

 

Ђ≈го портрет Ч в каждой работеї. ќткрылась посмертна€ выставка создател€ Ђѕетербургского ангелаї

Ђ‘онтанкаї побывала на персональной выставке скульптора –омана Ўустрова и узнала, как обсто€т дела с установкой пам€тника петербургской старушке

—татьи

>