Что мы видим, когда читаем «Что мы видим, когда читаем»
Прежде чем написать свою книгу, Питер Менделсунд оформил около шестисот чужих – в американском издательском мире он известен в первую очередь как первоклассный дизайнер. «Что мы видим, когда читаем» – попытка разобраться в механизмах работы воображения, проследить, как память формирует художественный образ и зафиксировать переходный момент, когда авторский вымысел становится самостоятельным объектом воспоминаний читателя. На русском книга выходит в издательстве Corpus в переводе Любови Трониной.
Попытка продать журнальную статью по цене книги – так это выглядит поначалу. Минимум текста, максимум иллюстраций, щедрые интервалы между абзацами. Иногда содержание страницы и вовсе ограничивается одним словом, вбитым посередине. «Парень от души подурачился и хочет, чтобы я за это еще и заплатил», – может подумать условный читатель, стоя у полок с новинками. И окажется неправ.
«Что мы видим, когда читаем» Питера Менделсунда – именно полнокровная книга, где картинки служат вещественными доказательствами каждой отдельно взятой мысли. Текст без изображений в данном случае потерял бы наглядность и убедительность, стал бы, с одной стороны, умозрительным, а с другой, слишком плотным, трудным для восприятия. И поскольку за любым словом мы все равно видим в первую очередь визуальный образ, то вообще трудно сказать, что здесь первично, что важнее: «читать» изображения, приведенные Менделсундом, в конечном счете не менее интересно, чем следить за ходом его мысли.
«Мне случалось видеть мир лишенным символического измерения. Такие состояния посещают меня внезапно, и я вдруг четко осознаю свое положение на местности и необычайно ясно вижу геометрию пространства. Внезапно мир начинает казаться чисто оптическим явлением – это лишь игра света и его лучей, – я теперь даже не фотограф, я фотокамера. Временная последовательность событий представляется сомнительной, а фрагменты, из которых слагается мир, существуют независимо от моей психики или самосознания, они просто присутствуют как данность. Нет, я не безучастен, не бесчувствен, скорее нахожусь в некой труднообъяснимой предсознательной позиции».
Иные абзацы перечитываешь по нескольку раз, чтобы убедиться: да, ты все правильно понял, вы с автором действительно в этот самый момент рассматриваете одно и то же явление. Что, впрочем, только усиливает удовольствие от чтения, в некотором смысле превращает его в акт телепатии.
Хотя чтение, если разобраться, и есть самая настоящая телепатия. Приведем наглядный пример. Представьте себе пустую спасательную шлюпку, дрейфующую в открытом море. На дне шлюпки лежит ружье с дымящимся стволом, в воздухе висит эхо недавнего выстрела, больше ничего и никого, кругом лишь темная вода. Представили? Мы с вами даже не знакомы, но прямо сейчас видим приблизительно одно и то же.
Основная идея книги кому-то может показаться чуть ли не абсурдной: человек, о котором я, допустим, никогда не слышал, берется рассказать мне, что именно происходит у меня в голове во время чтения.
Вроде бы и знать это ни к чему – какие-то процессы там в любом случае идут и, если я продолжаю покупать книги, наверное, меня в целом всё устраивает. Более того, мне трудно поверить в существование хоть сколько-нибудь сложившихся алгоритмов для выявления и систематизации этих самых процессов – все мы читаем с разными целями, с различной степенью вовлеченности и т. д.
Питер Менделсунд, скорее всего, сломает персональную систему координат каждого, кто решится прочесть его книгу – а прочесть ее, вне всяких сомнений, стоит. Ведь конечная цель здесь – не разрушение как таковое, а попытка избавиться от лишних перегородок, сужающих пространство, препятствующих общению с текстами, а значит, и с авторами этих самых текстов.
Сергей Кумыш, специально для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 6–8 сентября: «Дары осени», «Яблочный полдень», новый театральный сезон и фестиваль кино из Китая
Новости
- 08 сентября 2024 - Картина Педро Альмодовара взяла главный приз в Венеции
- 06 сентября 2024 - Премьеру фильма о Борисе Рыжем отменили и в других городах, названа одна из причин
- 05 сентября 2024 - В Петербурге отменили премьеру фильма о поэте Борисе Рыжем
- 05 сентября 2024 - «Эксмо» анонсировало новую книгу Виктора Пелевина. Названия пока нет, зато есть плейлист
- 04 сентября 2024 - Форум объединенных культур в Петербурге начнется с лекции патриарха Кирилла
Статьи
-
06 сентября 2024, 15:49Реставраторы Музея Академии художеств уже полтора года приводят в порядок масштабное полотно неаполитанского мастера эпохи барокко Луки Джордано «Избиение младенцев». Широко известна картина художника на аналогичный сюжет из Музея Прадо в Мадриде, а вещь из Музея Академии почти никто не видел больше ста лет. В 2025 году её покажут на выставке работ Луки Джордано и его учеников, которая пройдёт в ГМИИ им. Пушкина в Москве. «Фонтанка» побывала в реставрационной мастерской, увидела картину до «премьеры» и узнала захватывающую историю полотна.
-
01 сентября 2024, 19:24
-
29 августа 2024, 18:41