Цирка нам вполне хватает в жизни

31 марта 2016, 18:47
Версия для печати Версия для печати

Пару дней назад 200 членов профсоюза Цирка на Фонтанке отправили письмо на имя министра Мединского, в котором просили назначить нового худрука – дрессировщицу тигров Карину Багдасарову, вместо Вячеслава Полунина, контракт которого с минкультом заканчивается 21 апреля 2016 года. Фонтанка провела расследование, и обнаружила, что вся эта история – всего лишь серия курьезов. Цирк, одним словом.

Всякий имеет право на своё мнение и на то, чтобы свободно и публично его выражать – если, разумеется, оно не содержит экстремистских призывов и нецензурной лексики. Право на мнение членов трудового коллектива Большого Петербургского Цирка (он же Цирка на Фонтанке, он же Цирк Чинизелли) прописано, оказывается, даже в трудовом коллективном договоре с директором. «Согласно этому договору у нас есть право высказывать мнения и пожелания директору по поводу деятельности Цирка», – сказал председатель профсоюза работников Цирка на Фонтанке Виктор Коняхин, отвечая на вопрос корреспондента «Фонтанки», что это вдруг членам профсоюза пришло в голову письма большому начальству в Москву писать. Оно, конечно, всё так, но министр ведь – не директор Цирка на Фонтанке. И с ним-то у трудового коллектива никаких договоров не подписано. И у министра – по уставу Цирка – существует единоличное право на выбор и заключение договора с художественным руководителем (это, к слову, касается руководителей всех федеральных учреждений культуры). «А нам письмо из министерства культуры пришло, где нам предлагается поучаствовать в выборе худрука», – гордо заявил профсоюзный лидер. – И мы это письмо зачитали на собрании профсоюза».

В наличие такого письма вполне логично было усомниться, ибо в настоящий момент трудовой коллектив Цирка на Фонтанке (как «Фонтанка.ру» уже писала) состоит исключительно из обслуживающего персонала. Ни одного артиста цирка, имеющего отношение к художественному цирковому процессу, за исключением главного режиссера Виктора Саврасова, в нем нет, а есть уборщики, гардеробщики, бухгалтеры, униформисты (так в цирке именуются монтировщики), etc. Правда, в трудовой коллектив – и, соответственно, в профсоюз входят артисты оркестра и кордебалета, но их функция в данном случае тоже вспомогательная, а, кроме того, их общее число составляет лишь одну восьмую часть трудового коллектива в целом. Не знать об этом чиновник профильного министерства, курирующий деятельность Цирка, никак не мог, а стало быть, весьма маловероятно, что минкульт стал бы обращаться в цирковой профсоюз, хотя бы и за совещательным мнением.

Между тем, Виктор Коняхин – к слову, представитель цеха униформистов, – согласился передать в редакцию копию министерского послания. Публикуем его здесь:

 

Как видите, письмо адресовано вовсе не трудовому коллективу, а лично директору ФГБУК «Большой Санкт-Петербургский Государственный цирк» Михаилу Смородкину, назначенному на этот пост министерством летом 2015 года. В письме адресат извещается о том, что в апреле 2016 года истекает срок действия срочного трудового договора Полунина В.И. Но дальше начинаются странности. Потому что ни на один из предложенных ниже вопросов, касающихся условий труда худрука, директор федерального учреждения, в данном случае Цирка, дать ответ не может. Ибо согласно уставу Цирка (и эту информацию «Фонтанке.ру» подтвердили в пресс-службе минкульта), все условия своей трудовой деятельности, как то: размер ежемесячного оклада, выплаты стимулирующего характера, количество календарных дней основного ежегодного оплачиваемого отпуска и так далее, худрук оговаривает исключительно с работодателем, то есть, с министром культуры Мединским. И зарплату получает через бухгалтерию министерства, и заявления на отпуск в минкульт пишет, а никакому не директору. А все вопросы, связанные с зарплатой, – коммерческая тайна, пока не придет время подавать декларацию о доходах.

Обращаюсь за разъяснениями к директору Михаилу Смородкину. Он, еще два часа назад отрицавший существование какого-либо письма из минкульта, теперь вспоминает, что да, мол, было письмо за подписью Вадима Мурадяна от 17 марта 2016 года. По словам Михаила Смородкина, не поняв в этом письме ни слова, он перезвонил в минкульт отправителю, и господин Мурадян сказал ему, что письмо отправлено по ошибке и реагировать на него не нужно. Как сообщил «Фонтанке» источник в министерстве, данное письмо – типовой внутренний документ. Такие письма отправляет Департамент контроля и кадров тому департаменту, который курирует тот или иной федеральный объект – в данном случае, им оказался тот самый Департамент управления имуществом и инвестиционной политики, руководитель которого, Борис Мазо, а также профильный замминистра Григорий Пирумов, были арестованы 16 марта текущего года. Таким образом, Вадим Мурадян из замдиректора Департамента за один день превратился во ВРИО директора (именно так подписано письмо). Вряд ли тут стоит искать что-то большее, чем обычная процедурная ошибка, «человеческий фактор», как в таких случаях принято говорить. Оказавшись в кресле начальника среди перевернутой в процессе обыска документации, чиновник вполне мог и не сориентироваться. Тем более, что, по свидетельству заместителя художественного руководителя Цирка Натальи Табачниковой, она и Полунин общались, в основном, с Борисом Мазо.

Ну случилась ошибка и случилась – с кем, как говорится, не бывает. Отдельно смешно, что первый вопрос письма – «сообщить ФИО нового руководителя (или действующего)» – чисто служебную информацию для подготовки соответствующим подразделением минкульта нового договора – трудовой коллектив Цирка воспринял как призыв к нему о помощи с выборами нового худрука из самого минкульта. Ситуация абсолютно из разряда «слышу звон да не знаю, где он»: «галантерейщик и кардинал спасут Францию!». И первое апреля – прямо идеальная дата для подобного материала.

Но остается еще один вопрос – посерьезней: каким образом письмо, присланное из вышестоящей организации лично директору Цирка на Фонтанке Михаилу Смородкину, попало в руки профсоюза? Какая такая «Шура из месткома» так вовремя подсуетилась и сплела интригу против действующего художественного руководителя?

Михаил Смородкин высказал крайнее удивление фактом попадания письма в третьи руки. Но уточнил: «Я получаю письма из минкульта не на личный адрес, а на официальный. Дальше, прежде, чем попасть ко мне, оно проходит процедуру регистрации и так далее, могла где-то произойти утечка». Допустим, что так оно и было. Но почему оказавшись в качестве приглашенного лица на профсоюзном собрании, присутствуя при публичном чтении этого письма директор не возмутился фактом утечки документа, адресованного лично ему, или уж, как минимум, не разъяснил собравшимся сотрудникам их заблуждения по поводу содержания письма?

«Понимаете, – объяснил Михаил Смородкин, – у нас весь коллектив на крючке творчества. У нас уборщицы и монтировщики – это бывшие сотрудники цирка, которые, например, получили травму и не смогли больше выступать. Они хотят иметь отношение к творческому процессу». Наверное, стоит оценить доброту и лояльность нынешнего директора Цирка на Фонтанке, но при всём уважении к артистическому прошлому уборщиков, монтировщиков, гардеробщиков, художественным процессом все же должны управлять люди, имеющие отношение к творчеству в данный конкретный момент, разбирающиеся в нынешней мировой цирковой ситуации.

«Мы не понимаем, почему уволены артисты, мы хотим иметь информацию о планах развития Цирка», – именно отсутствием информации объяснил недовольство коллектива профсоюзный начальник Виктор Коняхин.

В связи с отсутствием в городе Вячеслава Полунина, который в данный момент ведет переговоры с потенциальными участниками новой цирковой программы, я переадресовала этот вопрос заместителю худрука Цирка на Фонтанке Наталье Табачниковой, которая сообщила, что Вячеслав Полунин встречался с коллективом буквально накануне открытия Цирка после капитального ремонта, в середине декабря 2015 года, поздравил всех с открытием, ответил на все вопросы, которые были заданы. Все выразили готовность работать, недовольства никто не высказывал.

Впрочем, интерес коллектива к новой художественной стратегии развития Большого Санкт-Петербургского Цирка «Фонтанка» отчасти может удовлетворить. Поскольку, в отличие от трудового коллектива, задала этот вопрос и Вячеславу Полунину, и генеральному директору Росгосцирка Вадиму Гаглоеву, которые в том же декабре, перед открытием Цирка встречались с журналистами. «Для нас Цирк на Фонтанке, – сказал тогда Гаглоев, – это премьерный цирк. Мы предоставляем лучших российских артистов, лучшие номера, мы ищем и договариваемся – и без Славы Полунина это невозможно – с лучшими представителями мирового циркового сообщества, и, привлекая молодых режиссеров, делаем новые яркие программы. Премьера играется в Петербурге, а дальше программы отправляются в турне по России и миру». Во вчерашнем телефонном разговоре Вадим Гаглоев подтвердил эти свои слова трехмесячной давности и подчеркнул, что именно эта стратегия согласована с минкультом.

Вообще, непродление договора с Вячеславом Полуниным именно сейчас означало бы, что Владимир Мединский назначил художественного лидера и позволил ему поработать в этом качестве всего лишь три с небольшим месяца (напомним, что в период с января 2013 года по декабря 2015 года Цирк был закрыт на капитальный, а до того разрабатывался проект реставрации, реконструкции и полной технической перезагрузки). Однако получить комментарий министерства культуры по вопросу заявленной художественной стратегии развития Цирка и планов, связанных с действующим худруком, «Фонтанке» не удалось. На запрос редакции пресс-служба ответила: «В связи с перераспределением полномочий между заместителями Министра, вопросы координации и контроля цирковой деятельности, в том числе внесение предложений по кадровым решениям, возложены на Александра Журавского». Господин Журавский, как сообщили в ведомстве, в настоящий момент находится в служебной командировке в Смоленске, а когда возвратится, ему понадобится еще некоторое время, чтобы войти в курс дела. Так что как только замминистра Журавский будет готов давать комментарии, «Фонтанка» вернется к цирковой теме.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>