≈катерина √аланова: Dance Open Ц это всЄ, кроме некачественного

30 марта 2016, 20:45
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

16 апрел€ на одной из самых роскошных сцен мира – подмостках исторического здани€ јлександринского театра – открываетс€ 15-й ћеждународный фестиваль балета DANCE OPEN. ¬ студии [‘онтанки.ќ‘»—] руководитель фестивал€ ≈катерина √аланова не просто рассказала о программе крупнейшего российского балетного форума, но и поделилась его главными интригами и секретами.

Watch video!

 «десь можно посмотреть полную запись эфира

- ѕрава ли € буду, если скажу, что DANCE OPEN-2016 – это the best всего, что есть сегодн€ в мире танца вообще, без делени€ на классику и современный танец?

- “ы сформулировала то, что мы ставили себе как задачу. ƒействительно, сейчас – и уже довольно давно – мир танца таков, что невозможно провести внутри него жесткую дифференциацию. ќдин и тот же хореограф может переходить из одной стилистики в другую даже в рамках одноактного балета, балет смешиваетс€ с оперой и так далее. ¬ юбилейный сезон DANCE OPEN мы пытались показать всЄ разнообразие танца, которое вообще сегодн€ существует, всЄ его разностилье: классический, современный, авангардный.

- “акого раньше не было, это какой-то принципиально новый этап дл€ фестивал€?

- —тремление было всегда, но не всегда находились возможности – организационные или финансовые. ј в этом году мы собрали волю в кулак и постарались объединить в программе самых востребованных, модных хореографов, которые практически в режиме нон-стоп работают по всему миру, имеют свои оригинальные идеи, своЄ направление движени€.

-  ак вы работаете с потенциальными участниками? Ќапример, на афише спектакл€ ¬енского балета, открывающего фестиваль, написано, что программа создана специально по заказу DANCE OPEN.  акие задачи вы ставили венцам?

-  огда мы приехали в ¬ену выбирать спектакли, нам всем однозначно понравилась «“айна —иней бороды»: и магическа€ музыка ‘илипа √ласса, и необычна€ хореографи€ Ўтефана “осса, и какой-то неожиданный дл€ балета жанр, некий балетный триллер. ћне даже трудно было прийти в себ€ после спектакл€ – настолько это глубока€ вещь, неверо€тно мощна€ по своей психофизике. ћожно сказать, что этот балет живет какой-то своей жизнью. «“айна —иней бороды» будет показана в венский вечер во втором акте, а первый мы собирали, наоборот, из легких, бравурных вещичек. Ёто постановки »ржи Ѕубеничека и дуэта ѕола Ћайтфута и —оль Ћеон, которые став€т дл€ NDT – Ќидерландского театра танца. ѕерва€ – на музыку Ѕаха, втора€ – –оссини. “о есть, это кардинально отличаетс€ от «“айны —иней бороды». ћы из ра€ попадаем в ад.

- “о есть, вы отсмотрели разные спектакли, которые не идут вместе на сцене ¬енского балета, и попросили скомпоновать их вот так, как ты говоришь?

- ƒа, у нас были довольно длительные переговоры, но, слава богу, ћанюэль Ћегри, руководитель ¬енского балета, который давно нас знает, с юмором и терпением относитс€ ко всем нашим желани€м. » вообще – это мо€ больша€ гордость – ћанюэль согласилс€ выйти на сцену у нас в √ала, а ты понимаешь, что он давно уже закончил выступать как танцовщик. ¬ своЄ врем€ он был моим любимым премьером ѕарижской оперы – совершенно неверо€тным, глубоким, с потр€сающим оба€нием.

- » как же ты его уговорила?

- Ќу, вот так получилось. Ёто будет небольшой фрагмент из балета «Ћетуча€ мышь» в постановке –олана ѕети – там, в основном, требуетс€ актерское мастерство. Ќо сам по себе факт совершенно уникальный. јргументов у нас было море, но мне кажетс€, дело тут не в наших аргументах, а в азарте и в доверии ћанюэл€ к нам. ќн и его театр далеко не первый раз участвуют в нашем фестивале и знают, что нам можно довер€ть. “от кусочек, который станцует ћанюэль Ћегри, мне лично напоминает старые фильмы с „аплиным. ѕри этом сам ћанюэль, как мне кажетс€, немного похож на „аплина. Ќе только внешне, но и каким-то сокрушительным оба€нием.

- Ќу что, давай побежим по афише и будем попутно интриговать зрител€.

- ≈сть еще «–омео и ƒжульетта». Ёто замечательна€ возможность увидеть не ту постановку Ћеонида Ћавровского, котора€ идет у нас в ћариинке. ћы привозим постановку  еннета ћакмиллана, который работал в  оролевском балете  овент √арден. Ёто спектакль ѕермского театра оперы и балета, но солисты – из Royal Ballet. ѕостановка напоминает хорошее английское кино, которое мы все любим: достоверное, добротное, классическое.  роме того, это музыка ѕрокофьева, 125-летие которого мы отмечаем в этом году. ћне кажетс€, даже петербургскому зрителю, который классику может смотреть хоть каждый день, будет интересна именно эта, макмиллановска€ верси€ «–омео и ƒжульетты», потому что очень шекспировска€ получилась истори€. ћакмиллан чувствует Ўекспира как никто другой. » € рекомендую этот спектакль особенно дл€ семейного просмотра, €, во вс€ком случае, с детьми пойду именно на него.

- ќ, отличный «приговор»: спектакль дл€ семейного просмотра. —ейчас мы дл€ каждого такую краткую характеристику придумаем. ƒавай?

- ƒавай. —ледующий спектакль в афише – это балет ƒрезденской оперы «емпера, « актусы». “ут три одноактных балета в одной программе: «“анц-сюита» јлексе€ –атманского, которого очень люб€т в –оссии, несмотр€ на то, что он, к сожалению, здесь нечастый гость; «¬ другом пространстве» ѕонтуса Ћидберга – истори€, сделанна€ совершенно в другой стилистике; и, наконец, « актусы» јлександра Ёкмана, самого скандально известного хореографа в мире, провокационного, очень попул€рного и востребованного. « актусы» – вещь, котора€ идет по всему миру, вплоть до Ѕродве€. “о есть, это такой хит, где всЄ на грани фола.

- “о есть, в данном случае, это постановка не дл€ семейного просмотра? ј дл€ кого – дл€ гурманов?

- « актусы», € уверена, поймут все. “ам всЄ пр€молинейно, в хорошем смысле. —ам кактус – это образ колючести современного мира и современных людей. ¬се мы в каком-то смысле кактусы: мы одинокие и колючие. Ќо эта постановка – абсолютный шедевр.

- Ќу вот мы и добрались до спектакл€, о котором любители балета говор€т больше всего и больше всего его ждут. Ёто «ѕер √юнт» —ловенского национального театра ћарибора.

- я хочу сказать, что если ты не сможешь посмотреть все спектакли и придетс€ выбирать, то об€зательно нужно пойти на «ѕер √юнта» Ёдварда  люга.

- ѕочему это, интересно?

- ѕотому что это в какой-то степени драматический спектакль.

- …только актеры не говор€т?

- «наешь, есть ощущение, что говор€т. ’от€ на самом деле, конечно, нет. Ёто така€ насто€ща€ скандинавска€ ибсеновска€ сага. Ќо мариборцы – какие они молоды!  то это еще может так сыграть? ѕомнишь, когда первый раз приезжали, они всех потр€сли именно актерским мастерством. “ак вот теперь они еще больше выросли, и любой драматический театр может позавидовать такому актерскому составу.

- »нтересно, их учат специально актерскому мастерству?

- я не знаю, как конкретно мариборцев учили, но когда € сама училась в јкадемии ¬агановой, нас, напротив, учили совершенно не так, как драматических артистов. ѕринципиально иначе. Ќам говорили, что между сценой и залом – оркестрова€ €ма, поэтому наша цель в том, чтобы жест был не достоверным, а заметным с галерки: не важно, что он получаетс€ утрированный, с перебором.  онечно, € упрощаю. Ќо не могу не повторить, что у словенцев мен€ всегда поражала их обнаженна€ душа, искренность до какого-то невозможного предела. — «ћарибором» мы работаем второй раз, первый раз они привозили «¬есну —в€щенную» – и как только € начала ее смотреть, у мен€ на глаза стали наворачиватьс€ слезы. ’ореографию уже не помню, но помню, как они это делали.

- “еперь про «ѕер √юнта» расскажи.

- «ѕер √юнт» – это колоссальный двухактный балет Ёдварда  люга, они везут два грузовика декораций. ѕри этом все монохромное, в фиолетово-сиреневых тонах. ѕервый и второй акты – очень разные. ѕервый все-таки нацелен на завоевание зрителей, а второй – совсем уже серьезный, глубокий, философский.

- ј что дл€ теб€ такое ѕер √юнт – как образ? ќн кто?

- —транник. »щет себ€. »менно поэтому € очень рада, что в спектакле по€вилс€ ƒенис ћатвиенко. ’от€ кажетс€, что ƒенис не совсем подходит дл€ этого образа – со стороны он такой техничный, энергичный человек, который все врем€ прыгает. ј ѕер √юнт, особенно учитыва€ видение Ёдварда  люга, хореографа-философа, другой, ему не до кабриолей, не до фуэте… ’ореографи€ Ёдварда не про это. Ќо на самом деле, € очень обрадовалась, когда все срослось: ѕер √юнт, Ёдвард  люг, ƒенис ћатвиенко.

- “о есть, это тоже ты инициировала?

- ƒа, это тоже наша, фестивальна€ задумка.  огда мы в первый раз увидели «ѕер √юнта», ƒениса ћатвиенко там не было. » мы спросили Ёдварда  люга, нельз€ ли объединить ƒениса и эту постановку.  люг давно работает с ƒенисом – они очень плодотворно сотрудничают, у них есть совместна€ позитивна€ истори€. Ќедавно мен€ спросили, почему именно ƒенис. Ётот вопрос заставил задуматьс€… Ќо то, что € сейчас скажу, разрешил открыть сам ƒенис. ќн и есть ѕер √юнт. » —олвейг у него есть. ќтправл€€ его в ћарибор, мы сказали: «ƒенис, главное – ничего не играй». Ёто шутка, конечно, потому что ƒенис – прекрасный актер, и они с  люгом замечательно друг друга чувствуют. Ќо что мен€ больше всего впечатлило в «ѕер √юнте» – это то, что гениальна€ музыка сплелась с хореографией и со спектаклем в целом. ћне в какой-то момент показалось, что € смотрю на сцену и вижу саму музыку – настолько все, что происходит на сцене, было адекватно музыкальному полотну.

- ƒл€ какого возраста, как тебе кажетс€, этот балет?

- ƒумаю, дл€ взрослых людей. Ќе потому, что там есть что-то неприличное – просто это серьезное, глубокое произведение, непростое.

- “о есть, смотреть его – это работа?

- ƒа, но очень увлекательна€. я не устала на «ѕер √юнте» – наоборот, вышла очень вдохновленна€.

- Ќу вот, мы добрались до финального аккорда – до √ала, которого все, конечно, тоже особенно ждут.

- Ќа √ала выступ€т все наши друзь€. ѕричем в этом году по€в€тс€ две новые пары, то есть, артисты, которые раньше вместе не танцевали, впервые выступ€т дуэтом. „то касаетс€ жанров, то тут будет и классика, и неоклассика, и фрагменты из авангардных балетов. —ловом, как всегда!

- » в этом году вы снова будете вручать ѕремию Dance Open, которую в прошлом году вручить не получилось?

- ƒа, почти все участники √ала €вл€ютс€ номинантами ѕремии Dance Open. «а исключением тех, кто просто выходит поздравить ‘естиваль, как, например, ћанюэль Ћегри, о котором € говорила.  стати, јлександр Ёкман тоже выйдет на сцену с хореографическим поздравлением. ¬ общем, зрителей ждЄт множество сюрпризов.

- ј вот скажи: спектакли дл€ программы ты отбираешь сама, одна?

- ¬ообще мы смотрим всегда вдвоем-втроем: поскольку € отлично понимаю, что мой вкус несколько деформирован, как и вкус любого профессионала.

- “о есть, тебе важно, чтобы это была немного попул€рна€ истори€ – дл€ людей?

- ƒа, можно сказать и так.

- ј есть что-то, что ты никогда не привезешь?

- “олько что-то очевидно некачественное. ќстальное – € отлично это понимаю – дело вкуса, с чем-то € могу не соглашатьс€, что-то мне может не нравитьс€. Ќо если автор – профессионал, и спектакль интересный, € буду старатьс€ его привезти и показать.

∆анна «арецка€, специально дл€ «‘онтанки.ќ‘»—»

 

Ђ—праведливое возмещениеї. ‘рагмент из новой книги  вентина “арантино

Ђ‘онтанкаї предлагает почитать несколько страниц из первой книги знаменитого кинорежиссера Ђќднажды в √олливудеї, один из героев которой Ч –оман ѕолански и его жена Ўэрон, котора€ спуст€ год замужества была убита в своем доме преступниками.

—татьи

>